Педагогическое наследие В. А. Сухомлинского в работе современного дошкольного образовательного учреждения. Описание опыта работы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Описание передового педагогического опыта Курилко О.А. - Воспитателя-методиста детского сада №7 «Красная Шапочка»

Тема: Педагогического наследие В. А. Сухомлинского в работе современного дошкольного образовательного учреждения.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из выдающихся педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что "сила и возможности воспитания неисчерпаемы". Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

Всеобъемлющее и многоаспектное научно педагогическое наследие В.А. Сухомлинского с годами не теряет своей актуальности, а открывается все новыми и новыми гранями. Она касается важнейших педагогических проблем и помогает их решению на уровне требований современной педагогики том, Василий Александрович во многих своих книгах и статьях постоянно подчеркивал, что в решении сложных задач обучения и воспитания детей большая роль принадлежит учителю, воспитателю. Он глубоко исследовал эту профессию, ее особенности. И в книге «Сто советов учителю» Василий Александрович раскрыл специфические свойства и качества учительской специальности. «Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим, что есть в жизни, - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, ум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье »

Смутное время, в котором мы живем - это время больших размышлений, надежд. Сегодня нужно думать и работать по новому, по новому строить процесс образования и воспитания. Каждая историческая эпоха выдвигает требования к воспитанию и обучению детей, создает определенный положительный педагогический опыт. Так и сегодня актуальны слова В.А. Сухомлинского «Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести - судьба каждого ребенка, от его духовной культуры и идейного богатства зависит ум, здоровье, счастье человека. »Поэтому постоянным ориентиром в процессе подготовки воспитателей должно быть педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

В содержательных, эмоционально насыщенных произведениях Сухомлинского поднимаются и решаются важнейшие проблемы воспитания и обучения. Приведены проверенные многолетней практикой ответы на важные вопросы о том, как нужно воспитывать детей и подростков, чтобы они стали сознательными и активными гражданами, патриотами своей страны. Профессиональная самостоятельность и творческая активность педагога выступают как лаконичное завершения процесса формирования воспитателя - мастера педагогического дела.

Для человека, который сделал свой выбор в пользу педагогической деятельности, наиболее важными являются наличие всестороннего их развития. В условиях обновления системы дошкольного образования миссия воспитателя особая. Он должен быть активным организатором, настойчивым, уметь владеть собой и влиять на других таким образом, чтобы каждый ребенок осознавал себя как "Гражданин, как хранитель духа народа, его идей, его богатств и ценностей, его непреходящей величия", - утверждал В.А. . Сухомлинский. Также он подчеркивал, не должно быть никакого педагога, которого бы труд учителя тяготила: «... Учителю нужно иметь огромный талант человеколюбия и безграничной любви к своей работе и, прежде всего, к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, а без этих качеств труд педагога превращается в муку »

«Забота о здоровье детей - важнейшая работа воспитателя».

В. А. Сухомлинский

Педагогическими условиями укрепления здоровья детей в воспитательной системе

В.А. Сухомлинского являются:

  • опора на принципы «медицинской педагогики»;

  • создание многофакторной среды, атмосферы гуманности и духовности;

  • рациональная организация труда и отдыха;

  • использование природных факторов;

  • индивидуально - дифференцированный подход к детям;

  • обеспечение эмоционального комфорта детей во время пребывания в дошкольном учреждении, создание у ребенка ощущение полной безопасности и моральной поддержки, стимулирования ситуаций стремление к успеху на основе учета реальных сил и возможностей ребенка;

  • взаимосвязь всех видов деятельности в процессе укрепления здоровья;

  • взаимодействие детского сада и семьи в укреплении здоровья детей.

Постановка проблемы семейного воспитания и его роли в формировании здорового образа жизни ребенка в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях экономического и духовного кризиса, царящего в современном обществе чрезвычайно остро стоит проблема возрождения традиционных основ семьи и семейных воспитательных обычаев, традиций как интеллектуального и морально этического, общественно-патриотического источники формирования личности, основного механизма стабилизации семейных отношений.

Сегодня становится все более очевидным, что без усвоения молодым поколением ценностей семейных традиций, основ «семейной педагогики» нельзя построить демократическое, гуманное общество. Необходимость обращения к воспитательного опыта народа и его духовно-нравственных принципов, семейных воспитательных традиций отмечают государственные документы.

В этом контексте особенно актуальными становятся теоретические разработки и практический опыт выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского, который рассматривал проблему единства в работе педагогов и семьи и ее влияние на духовно-нравственного и физическое развитие личности ..

Мир прекрасного для ребенка начинается в семье. "Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека - все это постигается прежде всего в семье».

Для ребенка наиболее дорогим, близким, прекрасным существом является мать. Мать - это не только тепло, уют, внимание. Это - мир солнца, любви, добра, ласки, весь мир в руках матери. И от того, какой он, этот мир, зависит, каким вырастет человек.

При недостатке материнского внимания развитие ребенка всегда задерживается - психически, физически, интеллектуально, эмоционально. Некоторые психиатры полагают, что несколько месяцев лишения материнского влияния достаточно для того, чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые уже нельзя полностью устранить в будущем. Для Сухомлинского культ матери - это результат серьезных размышлений о необходимости связи поколений, о передаче духовной культуры. (Рындак В. Уроки Сухомлинского, М., в 2003 год.)

"Учительская профессия, - писал Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду. Я твердо уверен, что этот корень закладывается в человеке еще в детстве. Он закладывается заботами старших - отца, матери, педагога, - которые воспитывают ребенка в духе любви к людям, уважения к человеку ". Именно так формировался педагогический талант самого В.А. Сухомлинского, источник которого - любовь к детям, глубокая вера в возможность воспитания каждого ребенка так, чтобы не нужно было, потом исправлять допущенные в раннем детстве ошибки. Терпимость к детским слабостям, понимание тончайших побудительных мотивов и причин детских шалостей, чуткость, забота о ребенке - всю эту мудрость Сухомлинский вынес из собственного детства.

В педагогическом наследии павлышского учителя нет ни одного аспекта в системе обучения и воспитания, которому не было бы уделено должного внимания. Вместе с тем в наследии В. А. Сухомлинского рельефно выступает проблема умственного воспитания, которая была и всегда будет одной из главных звеньев учебно-воспитательного процесса.

По Сухомлинский, умственное воспитание - это "приобретения знаний и формирования научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработки культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике". (Выбор. Произведения. В 5-ти т. М .: Сов. Школа, 1979-1980.- Т.4.-с.214).

Умственное воспитание происходит в процессе приобретения знаний, но не сводится лишь к их накоплению. Знания должны стать убеждениями личности, ее духовным богатством, влиять на идейные взгляды, результаты деятельности человека, на его гражданскую активность и интересы.

Важнейшим средством умственного воспитания является обучение, в процессе которого происходит умственное развитие. "Как без азбуки человек не может читать, так без умственного развития, без гибкой, живой мысли невозможно умственное воспитание" (т.4, с.215). На многочисленных убедительных примерах Василий Александрович показал, что успех умственного воспитания зависит от многих факторов: от интеллектуального богатства всего школьной жизни; от духовного богатства учителя, его кругозора, эрудиции, культуры; от содержания учебных программ и характера методов обучения; от организации умственного труда на уроках и дома. "Обучение - это только одна из лепестков цветка, который называется воспитанием в широком смысле слова. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка у цветка. В воспитании все главное - и урок, и развитие различных интересов у детей после уроков, и отношения воспитанников в коллективе

С целью улучшения дискретности мозга ребенка в Павлышской школе проводят специальные уроки мышления. С 5 до 10 лет детям нужно открывать больше непонятного, интересного. Чем больше непонятного, тем ярче интерес. У ребенка возникает много "почему?". В такие моменты "ребенок думает, наблюдая, и наблюдает, думая" (т1, с.106).

В. А. Сухомлинский любил повторять: "Здесь, в природе, вечный источник детского разума" (т.н., с.18). Он считал очень важным, чтобы первые истины дети получали из окружающего мира, чтобы ребенка через мир природы вводили в мир общественных отношений. "Школа под голубым небом», или, как ее еще называли, "Школа радости" - настоящее талантливое открытие Сухомлинского. В ней уроки проходят на природе. Идея такой школы встречалась еще в Ж. Руссо, но Василий Александрович развил, углубил и переосмыслил ее.

В процессе изучения работы, научных и литературных произведений В. А. Сухомлинского появились идеи инновационного внедрения педагогической и литературного наследия В. А. Сухомлинского в работу детского сада.

Руководствуясь словами великого Мастера педагогического дела нашими воспитателями была найдена формула всей педагогической деятельности нашего дошкольного учреждения.

Формула педагогической деятельности по Сухомлинскому.

СЕРДЦЕ = ЧУВСТВО

УМ = ЗНАНИЯ

РУКА = ТРУД

________________________________

От искры удивление и восхищение

знаниям и практической деятельности

Вся работа с детьми в нашем дошкольном учреждении подчинена этой формуле. Мы учим детей видеть красоту мира, восхищаться его многообразием, ищем инновационные формы предоставления знаний и создаем условия для практической деятельности.

Технология реализации внедрения педагогического наследия В.А.Сухомлинского реализуется по нескольким направлениям:

  • здоровьесбережение детей в дошкольном учебном заведении

Цель: инновационные преобразования направлений педагогической деятельности, ради достижения нового качества оздоровительной работы и формирования у дошкольников имиджа здорового образа жизни. Обеспечение необходимых условий для комплексного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

  • постоянное сотрудничество с семьями воспитанников

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания и развития детей в ДОУ. Формирование у родителей знаний о воспитании, развитии и обучении детей дошкольного возраста. Проектирование инновационной модели сотрудничества детского сада и семьи.

  • использование новых форм организации учебно-воспитательного процесса

Цель: учет индивидуальных интересов, сохранение детской субкультуры на основе реализации норм Закона Украины "О дошкольном образовании", содержания базового компонента и действующих программ развития, обучения и воспитания дошкольников. Выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности, способствуют становлению ребенка как личности.

  • работа с литературным наследием В. А. Сухомлинского

Цель: реализация идеи воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста, воспитания любви к родному языку, национального самосознания, воспитания экологического сознания и любви к природе родного края. Учить детей видеть красоту человеческих отношений, развивать творческие способности.

Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым и привлекательным.

Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формирования культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Детский сад, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предусматривает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связан со здоровьем, только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться.

Понимая всю значимость работы по формированию, укрепление, сохранение здоровья своих воспитанников, коллектив детского сада целенаправленно начал работать над созданием благоприятного здоровьесберегающих пространства, ища новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, используя в работе передовой опыт. Для реализации здоровьесберегательной функции образования в нашем детском саду разработана система работы, которая включает в себя:

  • Диагностику и мониторинг физического состояния детей, посещающих дошкольное учебное заведение.

  • Строгое соблюдение санитарных норм.

  • Соблюдение двигательного режима

  • Физкультурные занятия в зале и на свежем воздухе.

  • Спортивные праздники и развлечения

  • Соблюдение режима проведения прогулок на свежем воздухе

  • Подвижные игры

  • Использование здоровьесберегательных технологий в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении:

  • Пальчиковая гимнастика

  • Гимнастика для глаз

  • Точечный массаж

  • Дыхательная гимнастика

  • Гимнастика пробуждения

  • Динамические паузы

  • Игровые упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

  • Рациональное питание с выполнением натуральных норм.

  • ДОУ - участник сети школ содействия здоровью.

  • Команда воспитанников ДОУ - постоянный участник и призер ежегодных районных спортивных соревнований «Первые шаги».

Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей.

В. А. Сухомлинский

Благодаря общим положительным тенденциям общественного развития сегодня наше дошкольное образовательное учреждение ориентирован на следующие приоритеты: личностная направленность (не только на ребенка, но и на педагога, родителей), открытость содержания, форм, методов работы и тому подобное. Сегодня акцент делается на интеграцию семейного и общественного воспитания, активное привлечение семей к образовательно-воспитательному процессу.

В основу взаимодействия современного дошкольного учреждения и семьи возлагается сотрудничество. Инициаторами его установки выступает дошкольное учебное заведение, поскольку педагоги профессионально подготовлены к образовательной работы. Педагог осознает, что сотрудничество нужно в интересах ребенка. В этом необходимо убедить родителей.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности с семьями, которая осуществляется на основе социальной перцепции с помощью общения.

Задача взаимодействия:

- Обеспечение ребенку в семье и дошкольном учреждении оптимальных условий для полноценного физического и психического развития, содействие удовлетворения ее потребности в эмоционально - личностном общении;

- Развитие его творческих интересов и способностей, повышение уровня сформированности педагогической культуры воспитателей и родителей.

Чтобы лучше, ответственное подойти к воспитанию ребенка, родители вместе с воспитателями строят свои отношения на принципах взаимного уважения, понимания важности друг друга и осознание того, что такое партнерство будет долговременное влияние, в пользу всех.

Учитывая вышесказанное в ДОУ № 7 «Красная Шапочка» существует система работы с родителями, которая включает в себя:

  • Создание Семейного клуба «Здоровый малыш»

  • Организация тематических выставок поделок к праздникам и тематических недель.

  • Организация учебно-воспитательной работы по тематическим неделям

  • Организация нетрадиционных форм работы с родителями

  • А также традиционные формы работы: собрания, беседы, консультации групповые, индивидуальные, стендовые.

Содержание Закона «Об образовании» ДНР подчеркивает, что основной целью дошкольного образования является формирование базиса личностной культуры через открытие ей мира в его целостности и разнообразии.

Чтобы не превратить ребенка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, нужно учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями. В. А. Сухомлинский

В. А. Сухомлинский, работая с детьми-шестилетками в Школе Радости, предложил им «рассмотреть» 300 страниц Книги природы. Тематика тех уроков была очень разнообразной.

Я организовала учебно-воспитательный процесс в детском саду по тематическим неделям, что обеспечило высокую производительность деятельности детей. Такие недели насыщенные тематическими занятиями, беседами, наблюдениями,

Во время работы в течение недели дети раскованные, эмоциональные, воспринимают и решают различные познавательные и проблемные задачи, активно отвечают на вопросы, могут самостоятельно делать выводы и обобщения, выражают свои суждения, обеспечивает гармоничное единство процессов воспитания и обучения, направленную на развитие и саморазвитие детей . Такой способ организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ позволяет:

• ориентироваться на приоритетные потребности настоящего в обеспечении надлежащего качества развития, воспитанности и обученности ребенка дошкольного возраста;

• обеспечивать право ребенка на реализацию своего природного потенциала, его основных жизненных тенденций к самореализации, саморазвития и самосохранения;

• обеспечивать право педагога на свободу выбора при определении формы планов, направления и содержания собственной педагогической деятельности;

• опираться на достижения психологической, педагогической и других наук, передового педагогичного опыта;

• органично сочетать формирования базиса личностной культуры дошкольника с культурой народа, культурными достижениями предыдущих поколений и мировой культуры;

• осуществляться на основе целесообразности, умеренности, соответствия выбранной стратегии и государственной программы; учитывать межпредметные, интегративные связи, достигая взаимопроникновения и логического подчинения всех составляющих плана при выборе тематики различных форм работы с детьми, определение осложнений содержания и методики их проведения.

Так, например была проведена неделю хлеба, в течение которой дети рассмотрели его путь от зернышка до полки хлебного магазина. Изучили стихи и пословицы о хлебе, научились различать хлеб по сортам и самостоятельно замешивать тесто. Также дети узнали о обрядовый хлеб - каравай, кулич, «жаворонков».

Неделя полевых и садовых цветов, в течение которой дети не только узнали много нового - их названия, место и условия роста, но и познакомились с легендами и сказками о цветах, учились самостоятельно составлять букеты, сочетая цветы по виду и цвету, плели веночки.

Неделя театра соединила в себе знакомство с театральным помещением, с театральными профессиями, каждой группой было выбрано произведение, написан сценарий. Дети с воспитателем и родителями изготавливали костюмы и декорации, а в конце недели состоялась большое представление.

Неделя безопасности познакомила детей с правилами безопасного поведения дома, в транспорте, на дороге, при возникновении опасных ситуаций. В сюжетных играх и игровых упражнениях дети научились правильным действиям во время чрезвычайных ситуаций.

Некоторые темы были слишком содержательные, чтобы рассмотреть их всесторонне течение недели. Здесь пригодился метод проектов. В переводе с греческого проект - это путь исследования. Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Исследование помогает самостоятельно приобретать знания и тем самым повышают познавательный интерес. Кроме этого метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Темы проектов, которые были реализованы мною в своей работе: «Путешествие в мир труда», «Праздник прилета птиц», «Праздник цветов», «Природа-источник здоровья», «Путешествие по земному шару»

Во время реализации образовательного проекта «Что откуда берется» мы столкнулись с проблемой отсутствия в дошкольном учреждении информации о некоторых предметах, историю их возникновения и область использования. Так в дошкольном учреждении появились мини-музеи.

Музеи - это культурно-образовательные и научно-исследовательские учреждения, предназначенные для изучения, сохранения и использования памятников природы, материальной и духовной культуры, приобщение граждан к достижений национальной и мировой историко-культурного наследия.

Музейная педагогика - новая отрасль педагогической науки, имеет междисциплинарный характер, находясь "на перекрестке" музееведения, социальной педагогики и педагогики досуга.

Музейная педагогика - это отрасль педагогической науки, которая построена на основе научно-практической деятельности и ориентирована на передачу культурно-образовательного опыта в условиях музейной среды.

Что такое мини-музей?

Мини-музеи в детском саду - это особый развивающий пространство, созданное с целью приобщения ребенка к миру искусства, расширение ее культурного и национального мировоззрения, формирования жизненной компетентности.

Цель мини-музея - показать объект с разных сторон, показать его взаимосвязи с другими.

Задачи мини-музея

  • Формировать у детей понятие "музей", знакомить с ролью музеев в нашей жизни;

  • Обогащать и постоянно обновлять предметно-развивающая среда в ДОУ;

  • Использовать при ознакомлении с определенной темой широкого спектра различных форм работы;

  • Развивать познавательные интересы детей;

  • Формировать проектно-исследовательские умения дошкольников;

  • Привлекать воспитанников и их родителей к самостоятельной поисковой деятельности;

  • Формировать активную жизненную позицию.

Мини-музеи в детском саду были созданы с учетом возраста детей, размещены в групповых комнатах и ​​в музыкальной зале. Учредителями музеев (воспитателями) был разработан паспорт каждого музея, где указана дата и цель создания мини-музея, его название и тема, есть описание всех экспонатов и разработан план занятий в мини-музее и дидактические игры с экспонатами музея, данная ближайшая перспектива развития мини -музей. Каждый экспонат можно и даже нужно трогать руками, исследовать, осматривать. Так в ДОУ №7 «Красная Шапочка» созданы такие мини-музеи:

«Куколка-красавица» - первая младшая группа. Собранные куклы-пупсики, куклы в одежде для разных сезонов, куклы-мотанки, куклы, изготовленные родителями самостоятельно. В перспективе там будут куклы в национальных костюмах, куклы в профессиональной униформе, куклы народов мира.

«Мягкая игрушка своими руками» - вторая младшая группа. Представленные мягкие игрушки, изготовленные детьми и родителями руками - сшитые из ткани, меха, вязаные. Изюминка музея - персонажи мультфильмов «Смешарики» и «Жил-был пес», связанные крючком. В перспективе освоение воспитателем и детьми нового способа изготовления мягких игрушек - валяние.

Музей ветра и воздуха - музей и средней группы. Представленные виды транспорта, которые движутся в воздухе и с помощью воздуха, модель ветряка, игрушки для игр с ветром (мыльные пузыри, воздушный змей), образцы растений, семена которых разносится ветром, вентилятор, веер, а также оборудования для развития речевого дыхания.

«Пуговица» - мини-музей во II средней группе. Здесь собраны пуговицы разные по размеру, форме, цвету, материалу, из которого изготовлены, по способу пришивания и количеством дырочек. В экспозиции музея-картина с пуговиц, украшения, игрушки и музыкальные инструменты из пуговиц. Есть информация по истории возникновения этого предмета и правилах пришивания пуговиц. Создан целый ряд дидактических игр с использованием пуговиц для развития мелкой моторики и сенсорики.

«Тик-так» - мини-музей в I старшей группе. В экспозицию музея собраны часы различных видов: наручные, настольные, настенные, карманные, песочные, механические и электронные, есть информация о часах на башнях, напольные часы, цветочные и солнечные часы. В музее представлены модели часов, изготовленных детьми собственноручно для усвоения понятия времени, а также серия дидактических игр для формирования умения ориентироваться во времени.

Мини-музей нитей - II старшая группа. В широкой экспозиции представлены нити с различной сырья - шерсти, хлопка, шелка, льна, синтетики, материал, из которого они были изготовлены, фильмы, фотографии и мультимедийные презентации о процессе изготовления нитей и ткачества. Есть в экспозиции оборудование для изготовления изделий из нитей - иглы, наперстки, спицы и крючки для вязания. Кроме этого - игрушки и декоративные украшения из ниток, образцы вышивки, загадки, пословицы и поговорки о нити и иглы. Есть в музее даже хирургические нити.

Мини-музеи в группах позволили воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Дошкольники различных групп знакомились с мини-музеями своих «коллег». При этом в средних и старших группах экскурсии проводили сами дети, а в младших обо всем рассказывали воспитатели, хотя и малыши пытались в меру своих возможностей обратить внимание посетителей на те или иные предметы.

Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.

Работа с литературным наследием В. А. Сухомлинского.

Цель этого направления работы - реализация идеи воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста, воспитания любви к родному языку, национального самосознания, воспитания экологического сознания и любви к природе родного края. Учить детей видеть красоту человеческих отношений, развивать творческие способности и связную речь.

Особое внимание в духовном росте и развитии речи В. А. Сухомлинский предоставил произведениям-миниатюрам: сказкам, рассказам, новеллам, легендам. Его художественные произведения написаны для детей разного возраста, в том числе и дошкольного.

В своей работе с детьми я использую художественное достояние Сухомлинского - его сказки и рассказы. Их я использую как на занятии, так и в повседневной жизни, во время бесед, наблюдений, самостоятельной художественной деятельности. Литературные произведения В. А. Сухомлинского якобы опосредованно, незаметно снаружи, но активно и эффективно воспитывают у детей дошкольного возраста лучшие человеческие чувства душевности и любви ко всему прекрасному, формируют первые навыки человечности в отношениях между личностями. «Дети понимают идею лишь тогда, когда она воплощена в ярких образах. Сказка - благородное и ничем не заменено источник воспитания любви к Родине, родному языку. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа »

Следуя константам Сухомлинского о культе книги я организовала собственную библиотеку, которая содержит книги, изготовленные собственноручно детьми и родителями. Тематика разнообразна: правила поведения, правила безопасности, сказки, стихи, загадки, а также книги с иллюстрациями детей к произведениям А. Сухомлинского.

В 2013 году дети и воспитатели ДОУ№7 «Красная Шапочка» приняли участие в районном конкурсе детской книги по произведениям А. Сухомлинского, посвященном 95-летию автора.

Среди большого многообразия произведений В. А. Сухомлинского мы выбрали те, по которым можно создать театрализованные мини-представления, в которых есть два и больше героя. После прочтения текста и обсуждение его с детьми предложили им самостоятельно создать костюм героям, вместе изготовили декорации.

«На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания.

Василий Александрович Сухомлинский из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям »- так писал он в главной книге своей жизни« Сердце отдаю детям ». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда.

Все, что мы называем воспитанием, есть большое творчество повторения себя в человеке.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих педагога и ребенка, - это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Педагогов и детей должна объединять духовная общность, при которой забывается, что педагог - руководитель и наставник. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в темноте.

Таким образом, педагогическая и литературная наследия В.А. Сухомлинского в условиях модернизации современного дошкольного образования актуальны и заслуживают дальнейшего изучения и внедрения в практику работы педагогов дошкольных учреждений. Моя работа позволяет подчеркнуть актуальность идей В.А. Сухомлинского в условиях модернизации дошкольного образования; оказать помощь педагогам-дошкольникам в переосмыслении сущности идей Сухомлинского.

© 2010-2022