- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект урока по дошкольной педагогике 2 курс
Конспект урока по дошкольной педагогике 2 курс
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лойко В.А. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сабақтың жоспары
Поурочный план
The plan of the lesson
Күні/ Дата/ Date: 9 октября 2013 г
Топ/ Группа/ Group: В-24 - 2 курс
Пән/ Предмет/ Subject: Дошкольная педагогика
Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Формирование основ культуры поведения у детей дошкольного возраста
Сабақтың үлгісі / Тип занятия/ Type of the lesson: Лекция.
Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kind of the lesson: лекция визуализация
Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives :
білімдік / образовательная/ educational: Раскрыть сущность понятий этикет, культура поведения, исследовать возможности формирования культуры поведения в дошкольном возрасте
дамытушылық/ развивающая/ developing: Развивать умение структурировать изучаемый материал, вычленяя основные компоненты его содержания и используя его при решении практико-ориентированных заданий.
тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: Формировать профессиональный интерес к возможностям ребенка-дошкольника и методике управления его поведением.
Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources:, интерактивная доска, видео, стикеры, электронная лекция, ноутбуки
Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan
-
Приветствие
-
Организационный момент
-
Опрос по теме «Нравственное воспитание»
-
Демонстрация фрагментов мультфильма, вопросы
-
Дискуссия «Наказания за и против»
-
Мини-лекция, работа с ноутбуками, на интерактивной доске
-
Рефлексия
-
Оценка деятельности
-
Объяснение домашнего задания
Ход занятия
-
Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Good morning.
Я начинаю как обычно словом «Здравствуйте»!
Пускай звучит оно не ново «Hello»!
Я повторять его сто раз готова «Салеметсизбе»!
Так друг желает другу быть здоровым «Здравствуйте»!!!
Организационный момент. Установка на учебную деятельность. Единые требования: отсутствующие, внешний вид.
Настал день. Я улыбнулась вам! А вы - улыбнитесь налево. Улыбнитесь направо. А теперь улыбнитесь гостям!!!
Подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Вздохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.
Выдохните из себя свежесть, красоту осеннего леса, тепло солнечных лучей.
-
Опрос по теме «Нравственное воспитание дошкольников»
Мы с вами продолжаем изучение большого блок-модуля «Нравственное воспитание дошкольников».
(флипчарт - опорная карта). Рассмотрите опорную карту и скажите, какие темы модуля мы с вами уже изучили.
На учебных занятиях вы показывали неплохие знания теоретического материала. На прошлом уроке вы получили задание сделать опорную карту по теме «Становление общения в дошкольном возрасте». Я проверила и оценила ваши работы. Откройте электронные дневники и посмотрите свои отметки. Если у вас «5» - приклейте себе на крышку ноутбука красный стикер, «4» - синий, «3» - зелёный. Кроме этих оценок вы за каждый правильный ответ будете приклеивать себе на стол стикер жёлтого цвета. Таким образом, вы можете заработать накопительный поурочный балл, а поможет подсчитать ваши баллы в конце урока мой помощник-эксперт - Яковенко Т.
Чтобы проверить ваши умения применять знания в нетрадиционной ситуации, предлагаю вам просмотреть 3 фрагмента из любимого детского мультфильма «Маша и медведь» и очень быстро ответить на вопрос:
-
Фрагмент мультфильма «Маша и медведь» серия 3 - Какие качества личности воспитывает медведь у Маши? (доброту, дружеские взаимоотношения, желание заботиться о других, толерантность
-
Фрагмент мультфильма «Маша и медведь» серия 5 - Каких принципов воспитания придерживается Миша? (учёт возрастных особенностей, индивидуального подхода)
-
Фрагмент мультфильма «Маша и медведь» серия 26 - Какой метод воспитания использовал Миша и какие требования к нему предъявляются? (наказание)
Совершенно верно, скажите, а можно ли вообще обходиться в воспитании без наказания?
В педагогической науке существуют самые разные мнения по этому вопросу. Вашему вниманию мнение зарубежных и отечественных педагогов
И.Алтынсарин «Наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний...»
А.С. Макаренко «Наказание - это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда наказание необходимо».
А вы как считаете? Давайте подискуссируем. Не забывайте о правилах дискуссии (флипчарт)
Молодцы, рахмет, приступаем к новой теме.
-
Внимание на экран. Внимательно прочтите тему на казахском языке, на английском языке. Как она звучит на русском языке? Переведите.
Верно, сегодня мы изучаем тему «Формирование основ культуры поведения у детей дошкольного возраста» - напишите её на доске на русском языке
Откройте тетради, запишите название темы в тетради
Важность воспитания культуры поведения у подрастающего поколения подчёркивается в государственных документах. В концепция государственной молодежной политики республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее» поставлены следующие задачи (предлагаю прочитать вслух) (флипчарт)
Вопросы воспитания культуры поведения вы можете найти в литературе - запишите источники (даю аннотацию)
При изучении темы вы будете пользоваться следующей терминологией
Прочтите вслух и запишите в тетрадь эти термины на государственном языке
План изучения темы перед вами на доске, а в ноутбуках - электронная лекция, с которой мы будем работать. Откройте её.
-
Жаңа сабақты түсіндіру
Жоспар:
-
Понятие «этикет», «культура поведения». Необходимость воспитания культуры поведения
Этике́т (от фр. - этикетка, надпись) - нормы и правила поведения людей в обществе
В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён
Вашему вниманию «Информация для любознательных» (Дюсембаева К.)
Этикет как термин ввел в обиход французский король Людовик XIV в XVII веке, но свод определенных правил поведения существовал и в доисторические времена и диктовался он необходимостью мирно сосуществовать с соседними народами и племенами. Уже в третьем тысячелетии до нашей эры в Египте ценилось умение изящно применять столовые приборы и поглощать пищу беззвучно. В древней Индии, Греции, Риме строго регламентировалось поведение представителей разных сословий, на эту тему писались целые трактаты.
В древнегреческом столовом этикете считалось, что человек, злоупотребляющий большим количеством еды и вина, - настоящий варвар. А отводить самые почетные места за столом наиболее уважаемым гостям и женщинам было принято в Скандинавии со времен викингов.
Восточный этикет формировался под воздействием религиозных и языческих обрядов и ритуалов. В Европе в 11 веке появился так называемый Кодекс рыцарской чести, содержащий великое множество церемоний, часть которых была лишена всякого здравого смысла. В эпоху Возрождения родился придворный этикет, до сих пор поражающий нас своей замысловатостью.
Этикет имеет не только исторические, но и географические и этнографические особенности. Так, в Англии XVI века в годы правления Генриха VII этикет требовал, чтобы "гость, пришедший на обед, поцеловал хозяйку, хозяина, их детей, а также домашних животных". В Турции принято принимать гостей в бане, а в Японии - постоянно извиняться перед гостями, что нечем угостить их (хотя стол ломится от яств). На Востоке суп подают в конце еды (обеда). В Латинской Америке разговоры о жаре являются дурным тоном.
Во Франции и странах Средиземноморья будьте готовы к поцелуям в щеку, а в странах Латинской Америки - к объятиям. В Индии приветствие символизируют прижатые друг к другу ладони.
На протяжении веков правила этикета менялись и шлифовались. В итоге все надуманное и бесполезное отсеялось, оставив в нашем обиходе то, что всегда было полезно и практично, потому что прошло проверку временем.
Этот набор правил и получил в дальнейшем название «этикет». Считалось, что человек, усвоивший в полной мере эти правила, обладает хорошими манерами. Соблюдать этикет означает правильно вести себя в обществе, быть хорошо воспитанным, иметь приятные манеры, уметь вести разговор и многое другое. По тому, как человек ведет себя в присутствии других, можно определить его социальный статус, примерный уровень культуры и доходов.
Обратимся к тексту лекции. Внимательно прочтите первый пункт плана и подчеркните разные определения термина «культура поведения»
Прочтите эти определения. Жаксы.
Найдите в тексте 1 вопроса 3 компонента культуры поведения дошкольника и выделите их разными цветами.
Рефлексия: озвучим наши результаты (студенты озвучивают, после их ответа открываю шторку, появляется правильный ответ, сверяют, ставят себе стикер)
Приведите примеры: Какие умения будет проявлять ребёнок, владеющий культурой общения? Деятельности? Культурно-гигиеническими навыками? Сохраните в лекции свои изменения.
Сделайте вывод:
А нужно ли обществу приучать детей к культуре поведения?
Неужели это не придёт с возрастом?
Например в Японии быть ребёнком - это просто сказка. До шестилетнего возраста детям всё дозволено, взрослые их во всём балуют.
Итак, мы пришли к выводу, что воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте необходимо для подготовки его к будущей жизни и деятельности.
А.Кунанбаев писал «Человек должен отличаться от других умом, знаниями, волей, совестливостью, хорошим нравом. Думать, что можно возвыситься иначе, может только глупец».
Физминутка на экране
Переходим к изучению второго вопроса плана
2. Особенности поведения дошкольников и причины нарушения норм и правил поведения детьми
Называю особенности поведения, привожу примеры и вытаскиваю снизу эти особенности на доске.
В младшем дошкольном возрасте:
-
поведение, находясь в стадии начального формирования, отличается неустойчивостью, недостаточной полнотой и точностью. Правила поведения формируются на основе эмоционально-положительного отношения ребёнка к самим действиям и к взрослым, которые их предъявляют. Это зависит от малого жизненного опыта, от недостаточно осознанного отношения к жизненным явлениям, несформированностью мотивов, и, вследствие этого, недостаточным пониманием предъявляемых к нему требований.
-
Слабо развиты в этом возрасте и тормозные процессы,
-
недостаточно воспитана привычка к дисциплине
В старшем дошкольном возрасте:
-
в своих действиях всё чаще начинают руководствоваться мотивом общественной пользы (навести порядок в группе, помочь одеться и пр.) - это уже навыки поведения.
-
Навыки постепенно совершенствуются, перерастают в привычки, т.е. потребность поступать определённым образом.
Вслед за мной находите особенности поведения в тексте лекции и выделяйте цветом.
Закончили? Оте жаксы. Приведите примеры из наблюдений на практике, подтверждающие эти особенности. (3-4 ответа)
Внимание на экран. Как вы думаете, это игра или выяснение отношений между детьми? Нужно ли воспитателю вмешиваться в такой ситуации? Причина такого поведения?
Формирование культуры поведения - это длительный процесс, а до того времени как у детей появится привычка их соблюдать, в группе можно наблюдать нарушения правил поведения. Найдите в тексте лекции причины, вызывающие нарушение правил поведения. Назовите их. Хорошо.
Вы видите на доске таблицу с пустой колонкой. У вас такие же таблицы в тексте лекции. Работая с текстом лекции определите, какие условия необходимы для устранения причин каждого типа нарушений и заполните свои таблицы, копируя из текста нужные данные.
Соедините на доске условия с видами нарушений цветными стрелками, озвучим результаты работы. Если недостаточного средств для выбора, подумайте, что нужно предпринимать воспитателю, чтобы устранить ту или иную причину
Причины нарушения правил поведения дошкольниками
Условия и средства воспитания культуры поведения
Выбор
-
незнание правил и неумение их выполнять
-
мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, должны быть значимы в их глазах
-
отношение к выполнению действий у детей должно быть положительным
-
соблюдать единство и целостность воспитательного процесса
-
соблюдать единство требовательности к детям в сочетании с уважением к его личности
-
соблюдать режим и порядок, организованность всех процессов детской жизни
-
привлекать детей к участию в труде и выполнению ими посильных обязанностей
-
быть внимательным к интересам и деятельности ребёнка,
-
создавать предметно-развивающую среду в группе
-
улучшать качество воспитательной работы
-
укреплять нервную систему болезненных, перевозбуждённых детей
-
отсутствие единых требований
-
скука и бездеятельность
-
стремление привлечь внимание к себе
-
утомление
-
болезненное состояние ребёнка
-
капризы и упрямство
-
очень редко сознательный и преднамеренный характер
Сравните свою таблицу с тем, что получилось на доске.
Какой вывод можно сделать?
Верно, для предупреждения нарушений правил поведения необходим весь комплекс воспитательных воздействий (условия повторяются неоднократно при наличии разных типов нарушений)
Переходим к изучению третьего вопроса.
3. Методика воспитания культуры поведения у детей разного дошкольного возраста
Иван Павлович Подласый - доктор педагогических наук, профессор, автор учебника «Педагогика» для воспитания культуры поведения предлагает следующий перечень методов и приёмов (открываю флипчарт)
Иван Павлович Подласый - доктор педагогических наук, профессор.
Упражнение - многократное выполнение требуемых действий, доведение их до автоматизма
Требования- вызывают, стимулируют или тормозят определённую деятельность и поведение воспитанника
Приучение - интенсивно выполняемое упражнение, когда быстро и на высоком уровне необходимо сформировать требуемое правило
Поручения -конкретное задание
Контроль за деятельностью
Метод организации деятельности и поведения - метод воспитывающих ситуаций
Пример - образец деятельности, поступков, поведения
Моделирование момента реальной жизни (как поступить?)
Найдите в тексте лекции эти методы и приёмы и выделите цветом. В каких группах они используются? Могут ли одни и те же методы использоваться в разных возрастных группах? Какова специфика их применения в разных возрастных группах?
В каких режимных процессах можно проводить работу по воспитанию культуры поведения?
Рахмет! Мы закончили работу, выполнили все запланированное
-
Бекіту
«ИНСЕРТ»
Вернёмся к тексту лекции. Вы обратили внимание, что она представлена в форме таблицы, но в правой колонке ничего не написано?
1 этап
Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вдумчиво, внимательно просмотреть текст лекции.
Таблица "Инсерт"
" V "
поставьте "v"(да) в пустой колонке, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
" + "
поставьте "+"(плюс) в пустой колонке, если то, что вы читаете, является для вас новым;
" ? "
поставьте "?" в пустой колонке, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Такая же таблица появляется на доске
Студенты её заполняют.
2 этап - фронтально
«V»
«+»
«?»
Эксперт проходит, подсчитывает баллы и проставляет их количество в таблице
-
Үй тапсырмасы (оно есть и в лекции)
-
Конспект лекции
-
Сделать анализ программных требований к культуре поведения детей дошкольного возраста.
-
Составить для одной возрастной группы «Правила этикета». Используя народные пословицы, поговорки, стихи, сказки, представить каждое правило так, чтобы оно было понятно и привлекательно для ребёнка.