- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа по школе раннего развития для детей младшего дошкольного возраста
Программа по школе раннего развития для детей младшего дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Логинова Л.В. |
Дата | 25.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
«школа раннего развития»
для детей 3 - 4лет.
Составитель: Логинова Л. В.
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для воспитанников дошкольных общеобразовательных учреждений. Уже в младшем дошкольном возрасте особое внимание необходимо уделить развитию высших психических функций: памяти, вниманию, мышлению, восприятию, воображению. Так как в этом возрасте познавательная активность является одним из компонентов умственного развития дошкольника. Она тесно связана с развитием психических познавательных процессов, которые выражаются в заинтересованности принятия информации, в желании уточнить и углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в использовании сравнений по аналогии и по противоположности, в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и умения перенести его на практическую деятельность.
Программа работы рассчитана на 8 месяцев и рекомендуется для занятий с детьми второй младшей группы (3-4лет).
Система работы включает в себя 62 занятия.
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью 20 минут.
Структура занятия включает в себя:
- организационный момент
- создание мотивации занятия
- оъяснение или показ задания
- пальчиковвую гимнастику или физминутку (в зависимости от вида занятия)
- основную часть
- подведение итогов занятия
Основная цель рабочей программы - развитие психических процессов, развитие логического мышления, элементарных математических представлений, конструктивных навыков.
Задачи:
1. Осуществление ранней диагностики.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
Принципы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей.
4. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
Перспективный тематический план работы для младшей группы | |||||
Месяц | № заня-тия | Название занятия, игры | Задачи | Оборудование, материал | Литература |
Октябрь | 1 | Сложи узор | Учить принимать игровую задачу, выполнять действия в нужной последовательности, подбирать предметы на определенные признаки, начинать действия по сигналу. Развитие внимания, памяти, целостного восприятия. | Дидактическая игра «Сложи узор» на каждого ребенка | Развитие воображения малыша стр. 19, О. Жукова, 2009год, М: Астрель |
2 | Дорисуй фигуры | Развитие воображения, памяти, аналитического мышления, развитие ориентировки на листе бумаги, зрительно - моторной координации. | Карточки с заданиями на каждого ребенка, цветные карандаши | Развитие воображения малыша стр. 31, О. Жукова, 2009год, М: Астрель | |
3 | Логические Блоки Дьенеша | Знакомство детей с Блоками Дьенеша, учить детей различать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. | Игра Блоки дьенеша, плоскостные геометрические фигуры | Школа раннего развития. Тесты для детей 3х лет. С-Пб: «Нева», 2004год, 6- с. | |
4 | Внимательный художник | Развитие зрительного восприятия, памяти, воображения, целостного восприятия | Листы с рисунком, закрашенным на половину, цветные карандаши. | Веселые задания для малышей, 2009, Б. Рюхин. 1(1)с. | |
5 | «Времена года» | Давать детям представления о временах года, закреплять признаки времен года, учить детей восстанавливать последовательность времен года | Плакат «Времена года», карточки, дидактическая игра «времена года» | Коррекционно - развивающие занятия Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004,39с. | |
6 | Найди отличия и закрась | Развитие внимания и зрительного восприятия, развитие мышления (анализа, синтеза). Развитие мелкой моторики руки, зрительно - моторной координации. | Карточка с заданием для каждого ребенка, цветные карадаши. | Будем внимательны! г. Киров: «Дакота», 2010год, 1(2)с. | |
7 | «Знайка» | Развитие памяти, логического мышления, воображения, зрительно моторной координации, развитие знаний об окружающем мире. | Листы с заданиями для каждого ребенка, цветные карандаши. | Развитие воображения малыша стр. 5, О. Жукова, 2009год, М: Астрель | |
8 | «Один - много» | Учить детей находить группы предметов, и соотносить с понятиями «один» и «много» | Предметные карточки, карточки с изображениями группы предметов «один» и «много», карандаши |
| |
Ноябрь | 1 | «Сравни картинки» | Учить детей находить различия между двумя картинками. Развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики руки. | Рисунки по количеству детей, простые карандаши. | Внимание, память, мышленеие, мелкая моторика, г. Киров: «Дакота», 2010год, 5с. |
2 | Найди одинаковые картинки | Развитие внимания, аналитического мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики руки. | Листы с заданиями для каждого из детей «Найди две одинаковые картинки и раскрась их», цветные карандаши. | Веселые задания для малышей, 2009, Б. Рюхин, 2с. | |
3 | Блоки Дьенеша | Продолжать учить детей различать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, развитие умения классифицировать. | Игра Блоки Дьенеша на каждого из детей, 3 подноса. |
| |
4 | «Части суток» | Учить детей ориентироваться в частях суток, называть признаки, чем занимаемся в каждое время суток. | Дидактическая игра по количеству детей | Коррекционно - развивающие занятия в средней группе: Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004, 47с. | |
5 | «Найди пару» | Развитие зрительного соотнесения, восприятия изображения, развитие памяти. | Парные картинки «Парочки» по количеству детей. |
| |
6 | «Разрезные картинки» | Развитие внимания, памяти, целостного восприятия. | Дидактическая игра «Разрезные картинки» | Развитие воображения малыша стр. 15-18, О. Жукова, 2009год, М: Астрель | |
7 | Ориентировка в пространстве | Развитие ориентировки в пространстве относительно себя (Слева, справа, посередине, внизу, вверху) | Карточки с заданиями, предметная таблица в один ряд и в 3 ряда. | Логика для малышей. Минск: Современная школа». Ю. Слюсар, О. Захарова, 2009г, 6с. | |
8 | Лабиринт | Познакомить детей с игрой лабиринт, учить находить нужный путь до цели, развитие мышления, внимания, зрительно - моторной координации. | Карточки с игрой по количеству детей. | Внимание, память, мышленеие, мелкая моторика, г. Киров: «Дакота», 2010год, 20с. | |
Декабрь | 1 | Дорисуй фигуры | Развитие воображения, зрительного восприятия, пространственного мышления, зрительно-моторной координации. | Листы с заданиями по количеству детей «Дорисуй каждую фигуру так, чтобы получился какой - нибудь предмет». | Развитие воображения малыша стр. 14, О. Жукова, 2009год, М: Астрель. |
2 | Самый большой, самый маленький | Развитие пространственного восприятия, глазомера, памяти, мышления. | Иллюстрации с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Логика для малышей. Минск: Современная школа». Ю. Слюсар, О. Захарова, 2009г, 12с. | |
3 | Обведи и назови | Развитие мелкой моторики руки, памяти, воображения, восприятия, развитие знаний о животных. | Листы с заданиями по количеству детей «Обведи картинки и придумай каждому животному кличку» | Развитие воображения малыша стр. 8, О. Жукова, 2009год, М: Астрель. | |
4 | Найди одинаковые фигуры и закрась. | Учить детей находить одинаковые фигуры, развитие зрительного восприятия, переключения внимания. | Карточка с заданием для каждого ребенка, цветные карадаши. | Будем внимательны! г. Киров: «Дакота», 2010год, 3(2)с. | |
5 | Найди отличия и дорисуй чего не хватает | Развитие зрительного восприятия, мышления, воображения, памяти, зрительно - моторной координации. | Иллюстрации с заданиями «Дорисуй снеговиков» по количеству детей, цветные карандаши. | Веселые задания для малышей, 2009, Б. Рюхин, 11(1)с. | |
6 | Больше, меньше. | Учить детей различать большее и меньшее количество предметов, развитие цветового восприятия, количественных представлений. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Логика для малышей. Минск: Современная школа». Ю. Слюсар, О. Захарова, 2009г, 14с. | |
7 | Найди половинки | Развитие целостного восприятия, воображения, пространственного мышления, зрительно-моторной координации. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Внимание, память, мышленеие, мелкая моторика, г. Киров: «Дакота», 2010год, 8с. | |
8 | Разрезные картинки | Развитие внимания, памяти, целостного восприятия. | Дидактическая игра «Разрезные картинки» |
| |
Январь | 1 | Расскажи что нарисовано и раскрась | Развитие памяти, мелкой моторики руки, зрительно - моторной координации, восприятия цвета, развитие речи. | Иллюстрации с картинками, цветные карандаши. | Внимание, память, мышленеие, мелкая моторика, г. Киров: «Дакота», 2010год, 28с. |
2 | «Части суток» | Продолжать учить детей ориентироваться в частях суток, называть признаки, чем занимаемся в каждое время суток. | Дидактическая игра по количеству детей | Коррекционно - развивающие занятия :Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004, 47с. | |
3 | Цвета радуги | Развитие цветового восприятия, познакомить детей с оттенками цветов, развитие зрительно-моторной координации. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Логика для малышей. Минск: Современная школа». Ю. Слюсар, О. Захарова, 2009г, 8с. | |
4 | Счетные палочки | Знакомство со счетными палочками. Учить собирать изображение из счетных палочек. Развитие схематического мышления, ориентировки на листе бумаги, зрительно - моторной координации. | Схема изображения «Выложи из счетных палочек», счетные палочки | Развитие воображения малыша, О. Жукова, 2009год, М: Астрель, 20с. | |
5 | Влево, вправо. | Развитие ориентировки в пространстве (направления «влево», «вправо»), развитие мелкой моторики руки. | Предметные карточки, листы с заданием на ориентировку. | Логика для малышей. Минск: Современная школа». Ю. Слюсар, О. Захарова, 2009г, 7с. | |
6 | Нарисуй такие же фигуры | Развитие мышления, зрительного восприятия, кратковременной памяти, зрительно - моторной координации, мелкой моторики руки. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Внимание, память, мышленеие, мелкая моторика, г. Киров: «Дакота», 2010год, 31с. | |
Февраль | 1 | На что похожи фигуры | Развитие воображения, зрительного восприятия, аналитического и схематического мышления. | Иллюстрации с изображениями фигур и похожих на них предметов. | Развитие воображения малыша, О. Жукова, 2009год, М: Астрель, 6с. |
2 | Разрезные картинки | Развитие внимания, памяти, целостного восприятия. | Дидактическая игра «Разрезные картинки» |
| |
3 | Часть и целое | Развитие логического мышления, воображения | Иллюстрации, карточки с заданиями по количеству детей. | Логика для малышей. Минск: Современная школа». Ю. Слюсар, О. Захарова, 2009г, 16с. | |
4 | Обведи по контуру и закрась | Развитие мелкой моторики руки, зрительно - моторной координации, восприятия цвета. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Веселые задания для малышей, 2009, Б. Рюхин, 5с. | |
5 | Соедини линией и раскрась нужным цветом | Развитие цветового восприятия, развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Логика для малышей. Минск: Современная школа». Ю. Слюсар, О. Захарова, 2009г, 9с. | |
6 | Собери из счетных палочек | Продолжать учить собирать изображение из счетных палочек. Развитие схематического мышления, ориентировки на листе бумаги, зрительно - моторной координации. | счетные палочки, схемы изображения. |
| |
7 | Скажи что нарисовано, дорисуй | Развитие воображения, памяти, аналитического мышления, развитие ориентировки на листе бумаги, зрительно - моторной координации | Иллюстрации с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Веселые задания для малышей, 2009, Б. Рюхин, 9с. | |
8 | Соедини части | Развитие внимания, памяти, целостного восприятия, развитие глазомера. | Иллюстрации с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Развитие воображения малыша, О. Жукова, 2009год, М: Астрель, 28с. | |
Март | 1 | Внимание | Развитие переключения, распределения внимания, цветового восприятия, мелкой моторики руки. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши (Закрась фигуры такими цветами как нарисовано на образце) | Внимание, память, мышленеие, мелкая моторика, г. Киров: «Дакота», 2010год, 3с. |
2 | Собери картинку из фигур по образцу | Развитие схематического мышления, ориентировки на листе бумаги, зрительно - моторной координации | Схемы изображений, геометрические фигуры. |
| |
3 | Обведи по пунктиру и закрась | Развитие мелкой моторики руки, зрительно - моторной координации, восприятия цвета. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Веселые задания для малышей, 2009, Б. Рюхин, 15с. | |
4 | Короткий, длинный | Учить детей различать понятия «Длинный», «Короткий», сравнивать путем наложения. | Сюжетные карточки с заданиями «Помоги Мишутке перейти речку» |
| |
5 | Счетные палочки | Продолжать учить собирать изображение из счетных палочек. Развитие схематического мышления, ориентировки на листе бумаги, зрительно - моторной координации. | Счетные палочки, схемы изображения. |
| |
6 | Блоки Дьенеша | Продолжать учить детей различать геометрические фигуры, собирать изображение по схеме, развитие схематического мышления. | Игра Блоки Дьенеша на каждого из детей, схемы изображения. |
| |
7 | Дорисуй недостающие детали и закрась | Развитие целостного восприятия, мышления, воображения, памяти, зрительно - моторной координации | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Веселые задания для малышей, 2009, Б. Рюхин, 3с. | |
8 | «Колобок» | Развитие зрительного восприятия. Совершенствование навыков счета. Развитие мышления и речи. Развитие внимания и памяти. | Карточка на развитие внимания мягкая игрушка (зайчик), картинки с изображениями сказочных героев сказки, карандаши. | Коррекционно - развивающие занятия : Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004,7с | |
Апрель | 1 | Найди животных и раскрась | Развитие мелкой моторики руки, зрительно - моторной координации, восприятия цвета. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Веселые задания для малышей, 2009, Б. Рюхин, 16с. |
2 | Найди одинаковые предметы | Развитие мышления, зрительного восприятия, кратковременной памяти, зрительно - моторной координации, мелкой моторики руки. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Внимание, память, мышленеие, мелкая моторика, г. Киров: «Дакота», 2010год, 7с. | |
3 | Геометрические фигуры | Закрепить представление о круге, квадрате, е и треугольнике, дать представление о прямоугольнике. Учить находить предметы похожие на геометрические фигуры. | Предметные карточки, геометрические фигуры, игра «На какую фигуру похоже». |
| |
4 | Влево, вправо, посередине. | Развитие ориентировки в пространстве (направления «влево», «вправо»), дать понятие «середина», развитие мелкой моторики руки. | Предметные карточки, листы с заданием на ориентировку. | Логика для малышей. Минск: Современная школа». Ю. Слюсар, О. Захарова, 2009г, 7(б)с. | |
5 | Запомни картинки | Развитие у детей памяти, мышления, мелкой моторики руки. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Внимание, память, мышленеие, мелкая моторика, г. Киров: «Дакота», 2010год,10с. | |
6 | Широкий - узкий | Учить детей различать понятия «Широкий -узкий», сравнивать путем наложения и приложения, развивать глазомер («Определять на глаз»). | Предметные карточки для сравнения, фигуры. |
| |
7 | «Собери цепочку» | Развитие мышления (анализа и синтеза), ориентировки на листе бумаги, развитие тонкой моторики руки. | Наборы дидактической игры «Собери бусинки» по количеству детей. |
| |
8 | «На что это похоже, дорисуй фигуры» | Развитие воображения, зрительного восприятия, аналитического и схематического мышления, зрительно - моторной координации. | Карточки с заданиями по количеству детей, цветные карандаши. | Развитие воображения малыша, О. Жукова, 2009год, М: Астрель, 22с. | |
Май | 1 | «Четвертый лишний» | Учить детей находить предметы, лишние в группе предметов, находить объяснение, развитие логического мышления, внимания, памяти. | Карточки для каждого ребенка, 3 набора. | Коррекционно - развивающие занятия Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004, 33с. |
2 | Большие и маленькие | Учить детей различать большие и маленькие по объему предметы, находить в окружающем пространстве. Развитие зрительного восприятия, глазомера. | Карточки с изображениями животных, предметов «большие и маленькие», предметные карточки. |
| |
3 | «Чего не хватает» | Развитие внимания, памяти, мышления, целостного восприятия, развитие умения согласовывать свои действия с действиями сверстника. | Мягкие игрушки (Зайчиха и Зайчонок), наборы счетных палочек, Карточки к упражнению «Чего не хватает?», карточки с номерами по количеству детей, листы, карандаши. | Коррекционно - развивающие занятия Конспекты занятий. - М.: Книголюб, 2004, 31с. | |
4 | Сравнение предметов по величине | Сформировать умение сравнивать высоту, длину, ширину предметов путем приложения и наложения. Закрепить понятия «выше» и «ниже», «шире» и «уже», «длиннее» и «короче». | Предметные карточки, условные мерки. |
| |
5 | «Склей вазу» | Развитие мышления (анализа и синтеза), зрительного восприятия, различение цветов. | Листы с заданиями, цветные карандаши. | Веселые задания для малышей, 2009, Б. Рюхин, с.4. | |
6 | «Дорисуй круги, овлы» | Развитие зрительного и тактильного восприятия. Развитие внимания и памяти. Развитие мыслительных операций. Развитие воображения. | Игрушка Мышонок, картинки мышек, карточки к упражнениям «Что где лежит?», «Дорисуй круги», «Дорисуй овалы», карандаши.(24). | Коррекционно - развивающие занятия. В. Л. Шарохина. Стр 45. | |
7 | Разрезные картинки | Развитие внимания, памяти, целостного восприятия. | Дидактическая игра «Разрезные картинки» |
| |
8 | «Сравни две картинки» | Развитие зрительного восприятия, мышления, воображения, памяти, мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза. | Карточки с заданиями на каждого ребенка, карандаши. |
|