Образование педагогов дошкольного учреждения в системе непрерывного образования

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образование педагогов дошкольного учреждения в системе непрерывного образования

Мальцева Людмила Владимировна

старший воспитатель высшей категории МБДОУ "Детский сад № 32 г. Выборга" «Детский сад № 32 г. Выборга»


Федеральные государственные образовательные стандарты, целевые ориентиры, запросы современного общества ставят перед педагогическим сообществом задачу обеспечения качества образовательного процесса. И как условие реализации данного требования выступает непрерывность образования.
Идея непрерывности образования появилась в истории культуры еще в эпоху Платона и Аристотеля. В содержательном плане она была впервые теоретически обоснована и представлена великим чешским мыслителем и педагогом Я. А. Коменским, выстроившим в своих трудах систему, направленную на обучение «всех всему», начиная от материнской школы и заканчивая академией. В России подобная идея рассматривалась прогрессивными педагогами-новаторами.

Д.И. Писарев в своих педагогических сочинениях, посвященных общим проблемам воспитания писал: "Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться на выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого". Однако в полной мере общество смогло приступить к осмыслению и воплощению данной идеи на практике лишь в последней трети XX в.

Для определения категории непрерывного образования международное профессионально-педагогическое сообщество использует ряд терминов. В современной литературе можно встретить такие устойчивые сочетания, как «образование взрослых», «продолжающееся образование», «дальнейшее образование», «возобновляющееся (рекуррентное) образование», как получение образования «по частям» в течение всей жизни путем чередования обучения с другими видами деятельности, главным образом с работой, «перманентное образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение».

Непрерывное образование предполагает, что взрослый человек может много раз на протяжении своей жизни проходить переподготовку по любой профессии.

Непрерывное образование включает в себя три области (рис.1).

Рисунок 1.


В качестве обобщенных социально значимых показателей образованности (как результата получения образования) на стороне личности выступают грамотность, профессиональная компетентность, культура.

Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества. Реализация этой цели предполагает решение, в том числе и через создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Остановимся на непрерывном образовании педагогов дошкольного образования. До последнего времени педагог дошкольного учреждения (воспитатель) должен был передать ребенку знания, развить навыки, привить определенные умения. Ребенок существовал как «сосуд», в который эти ЗУНы вкладывались. Сегодня воспитатель должен уметь так построить свою деятельность, общение с ребенком, чтобы тот стал «не пассивной впитывающей губкой», а умел задавать вопросы и находить на них решения и ответы, пользоваться имеющимися знаниями для открытия новых. «Ребенок - индивид, уникальная личность, инициатор, деятель, творец» - вот к чему должен стремиться современный воспитатель.

Утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н, Профессиональный стандарт педагога устанавливает единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности.

Современный воспитатель должен владеть ИКТ-компетентностями, развивать умения, необходимые для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста, быть готовым и способным выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в обществе на настоящий момент нормативами и стандартами. Таким образом, предполагается, что педагог дошкольного образования (воспитатель и специалист), должен повышать свою педагогическую компетентность в соответствии с современными требованиями, т.е., получать дополнительное образование.

Выделяется три основных вида непрерывного образования.

Формальное образование - образование, получаемое в учебных заведениях, осуществляющих образовательную деятельность в соответствии с образовательными программами, с последующим предоставлением документа (свидетельство, аттестат, диплом, удостоверение) государственного образца.

Неформальное образование - обучающие семинары, мастер-классы, семинары и т.д.

Информальное образование - самообразование. Осуществляется в течение жизни: в ходе общения, под влиянием средств массовой информации, просветительских акций, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и опыта других.

Эти три вида непрерывного образования могут осуществляться в течение жизни интегрировано, взаимодополняя друг друга, обеспечивая действительную непрерывность.

Необходимость обеспечения качественной подготовки, профессионального роста и развития работников дошкольного образования была отмечена еще в 2010 году В.В. Путиным. В настоящее время продолжается поиск и разработка наиболее эффективных путей обеспечения непрерывности образования педагогов. В частности, педагогов дошкольного образования.

Структура непрерывного образования в дошкольной организации предполагает все три основных вида.

Для получения формального образования педагоги имеют возможность продолжить свое обучение в ВУЗах (заочная и очно-заочная форма), пройти курсы повышения квалификации или переквалификации (в т.ч., дистанционно).

Информальное образование (самообразование) затронем только со стороны профессионального роста. Самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углубленно заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Для педагогов дошкольного образования предлагается широкий спектр неформального образования, которое позволяет обеспечить следующие функции:

  • тематическое и событийное информирование;

  • дистанционное обучение (вебинары, конференции и семинары в режиме он-лайн);

  • аттестация (представление опыта и результатов работы, методических материалов и разработок);

  • обмен опытом, очная и дистанционная коммуникация и консультирование (по различным вопросам педагогической направленности);

  • конкурсы профессионального мастерства;

  • публикации в СМИ;

Говоря о различных формах образования педагогов, невозможно не коснуться потенциала Интернет-ресурсов, которые представляют всевозможные варианты повышения уровня педагогической компетентности.

Приобретение профессиональной компетентности - процесс, который длится на протяжении всей трудовой деятельности педагога. Не только приобретенный стаж работы, но и готовность, и желание учиться, овладевать новыми формами грамотности, совершенствование педагогического мастерства, формирование личностного мировоззрения и общекультурной компетентности и образованности, приобретаемые через различные виды непрерывного образования формируют личность современного воспитателя подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Интернет ресурс: nashaucheba.ru

  2. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Просвещение, 1984.


© 2010-2022