Тематическое планирование От слова к букве

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

Утверждено:

Директор МОАУ СОШ №10

______________/__________________

Приказ от «____»______20___г. №___


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ


«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»


МОДУЛЬ «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»


2015 - 2016 учебный год

Составлена на основе:

нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статья 64 от 29.12.2012г, №273-ФЗ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) от 14.11.2013., №30384, с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 06.10.2009г, №373, на основании программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) авторы Н. А. Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др., научный руководитель Н.А.Федосова. ( 3-е издание переработанное, М.: Просвещение, 2015г)

Количество часов всего: 25ч, в неделю: 1ч

Ф.И.О. учителя, составившего программу:

Журавлёва Нелли Владимировна, высшая квалификационная категория

Рассмотрено:

Руководитель методического объединения

____________/_______________________

Протокол от _______ №_______________

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________/ _____________

«___» ______________20____г.

г.Белогорск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание модуля «От слова к букве» программы «Преемственность» для подготовки детей к школе разработано на основании нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», статья 64 от 29.12.2012г, №273-ФЗ, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) от 14.11.2013., №30384, с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, от 06.10.2009г, №373, на основании программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) авторы Н. А. Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др., научный руководитель Н.А.Федосова. ( 3-е издание переработанное, М.: Просвещение, 2015г)

Цели программы «Преемственность»: подготовить детей дошкольного возраста к обучению в школе путём развития их физических, социальных и психических функций в единстве дошкольного и школьного образовательного пространства; оказать квалифицированную помощь педагогам и родителям при подготовке детей к обучению в школе.

Основные задачи программы: сохранение и укрепление физического, психического здоровья детей и их эмоционального благополучия; развитие личностных качеств детей; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОДУЛЯ «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»

Модуль «От слова к букве» является одним из модулей образовательной области «Речевое развитие», который решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Задачи:

-создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребёнка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

-практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

-формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной речи детей;

-знакомство с книжной культурой, детской литературой.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Содержание курса позволяет организовать работу по трём направлениям:

-развитие связной речи;

-подготовка к обучению чтения;

-подготовка к обучению письму.

Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

-расширение, обогащение и активация словарного запаса детей;

-формирование грамматического строя речи ребёнка;

-совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической;

-создание речевых высказываний различных типов: описание, рассуждения, повествования.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя. Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Таким образом модуль «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Модуль «От слова к букве» нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический познавательно-исследовательский характер.

Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слово на заданный звук», «Угадай слово».

Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатных букв, составляют узоры, украшения.

Предваряющие ориентировочные действия помогают сформировать тонкую моторику, развивают координацию движений, готовят детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику.

МЕСТО МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Модуль «От слова к букве» образовательной области «Речевое развитие» организуется на базе школы и имеет следующую временную структуру: 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут. Программа рассчитана на 25 недель. Общее количество занятий - 25

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

Основные разделы модуля

1.

Развитие и совершенствование устной речи

Беседа по картинке:

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Диалог, монолог, косвенная речь.

2.

Знакомство с буквами.

Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

3.

Художественная литература

Сказка:

*пересказ сказки;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.

Рассказ:

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;

- правильно произносить все звуки;

-отчётливо и ясно произносить все слова;

-выделять из слов звуки;

-находить слова с определённым звуком;

-определять место звука в слове;

-соблюдать орфоэпические нормы произношения;

-составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

-составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

-пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

-соблюдать элементарные гигиенические правила;

-ориентироваться на странице в тетради.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (Приложение№ 1)

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


№ п.п.

Средства

Перечень средств

1

Учебно-лабораторное оборудование и приборы

Набор сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе

Наборное полотно.

2

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Оборудование рабочего места учителя:

  • классная доска с креплениями для таблиц;

  • магнитная доска с функцией МИМИО;

  • ноутбук;

  • многофункциональное универсальное устройство (сканер, принтер, копир)

  • мультимедийный проектор;

3

Цифровые образовательные ресурсы

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет «Преемственность»

Н.А Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др.

М:Просвещение. 2015


Приложение №1


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата


По плану

По факту


1

Устная речь. Предложение. Слово.

1

10.10

2

Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

1

17.10

3

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

1

24.10

4

Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».

1

31.10

5

Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки

1

14.11

6

Звуки [а], [ у ]. Схема предложения.

1

21.11

7

Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

1

28.11

8

Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница».

1

05.12

9

Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

12.12

10

Звук [ я ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

1

19.12

11

Звук [ ю]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.

1

26.12

12

Звуки [ е], [ ё ]. Рассказы о животных.

1

13

Звук [л - л']. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.

1

14

Звук [ м - м']. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».

1

15

Звук [ н -н']. Драматизация сказки «Теремок».

1

16

Звук [ р -р']. Рассказ «Моя семья».

1

17

Звуки [ в-в'], [ ф-ф' ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.

1

18

Звуки [ з-з'], [ с-c' ]. Гласные и согласные звуки.

1

19

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.

1

20

Звуки [ б-б'], [ п-п' ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания.

1

21

Звуки [ д- д' ], [ т-т' ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему.

1

22

Звуки [ г-г'], [ к-к' ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания.

1

23

Звуки [х-х'],[ц ]. Буквы Хх,Цц.

1

24

Звуки [щ'], [ч'], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне.

1

25

Ь и Ъ знаки.Драматизация сказки «Колобок» Повторение по теме : «Алфавит»

1

Приложение №2

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

























© 2010-2022