СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако воспитание толерантности как специфического качества личности закладывается на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения.

Толерантность - терпение. На разных языках имеет разные смысловые оттенки:

  • в английском языке - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»;

  • во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»;

  • в китайском - умение «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношениях других».

(Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.)

Значение воспитания толерантного сознания у детей огромно: оно способствует социальной адаптации личности - активному приспособлению человека к окружающей среде. Проект ФГОС дошкольного образования утверждает основные принципы реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Реализация задач формирования у дошкольников толерантности основывается на следующих принципах ФГОС:

  • содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

  • приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

  • учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста является социально-нравственной проблемой и будет протекать эффективно, если проводить целенаправленную работу по расширению представлений о разных народах, их традициях, особенностях.

Существует три вида толерантности: естественная, моральная нравственная.

Делится на принципы: Общепедагогические

Принцип целенаправленности

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей

Принцип культуросообразности

Принципы связи воспитания толерантности с жизнью

Принцип уважительного отношения к личности

Принцип опоры на положительное в ребенке

Частные:

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности

Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка

Принцип единства знания и поведения

Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении

Принцип диалогичности и сотрудничества

Принцип воспитывающей рефлексии

Критерии толерантности:

Устойчивость личности - сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей;

Эмпатия - адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;

Дивергентность поведения - способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);

Мобильность поведения - способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;

Социальная активность - готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Планирование работы с детьми по данной теме представляет реализацию программных задач через познавательную, продуктивную, музыкальную, театрализованную, игровую, проектную деятельность, используя разнообразные формы работы в ходе которых закладываются основы толерантности у дошкольников: это -наблюдения, игра, психогимнастика, этюды и упражнения направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми, на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас, изодеятельность, задача которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка, использование художественного слова - стихотворений, считалок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира; использование наглядных пособий, слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов, проведение праздников и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира ,проведение международных и всемирных дней в соответствии с календарём знаменательных дат: театрализованная деятельность дошкольников, драматизация по сценариям, в основе которых сказки народов мира; знакомство детей с традициями народов разных стран, игры-упражнения, созданные на материалах различных сказок, словотворчество, экскурсии.

Все эти формы работы с детьми позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Организуя данную деятельность, я опираюсь на методы, соответствующие задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников. В первую очередь, - это методы, обеспечивающие формирование нравственного сознания детей, нравственных суждений, оценок и пр. К данной категории методов были отнесены:

- метод беседы чтение художественной литературы, Наряду с чтением литературных произведений разучивали пословицы о дружбе и доброте;

- наглядные методы:

- Второй категорией методов, применяемых в работе с детьми, стали методы, направленные на формирование у детей опыта практики социально-ориентированного, толерантного поведения:

- ритуалы приветствия и прощания: проблемно-игровые ситуации: инсценировки произведений: дидактические игры, художественно-творческая деятельность детей, изготовление книжек-самоделок, моделирование правил общения со взрослыми и детьми, составление коллажа, создание эмблемы «Дружбы народов».

В третью категорию методов, непосредственно способствующих формированию нравственных чувств, эмоций и отношений у детей включила: игры-этюды, прослушивание музыкальных произведений о дружбе, а также игры на сплочение.

Включение в образовательный процесс данной работы с детьми в детском саду потребовало пересмотра предметно-развивающей среды. В соответствии с принципами толерантной среды воспитателями подбираются сказки, стихи народов мира, репродукции картин великих художников России и других стран, куклы в одежде людей разных национальностей; народные игрушки. В группах имеются картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактических игр на развитие у детей толерантности. Музыкальными руководителями ДОУ для слушания сделана подборка музыкальных произведений композиторов мира, создаются танцевальные композиции, которые включаются в проведение праздников (казахский танец, русский хоровод и пр.). Имеются альбомы, фотографии, иллюстрации, видеоматериал; демонстрационный материал по темам: «Моя семья», «Мой город», «Моя страна», «Планета людей», «Дружат дети на планете», «Мои друзья»; карты России, мира, глобус.

В перспективе - создание в группах старшего возраста «центра мира» и расширение имеющегося методического обеспечения по направлению формирования основ толерантности у дошкольников.

На каждом занятии провожу своих воспитанников по ступенькам формирования толерантного сознания. И основная задача, как воспитателя - постоянно работать в этом направлении, реализовывая из занятия в занятие идеи уважения, устойчивости и взаимопонимания. Способствую возникновению у детей добрых чувств, налаживанию доброжелательных отношений с взрослыми и сверстниками через нестандартные занятия (например, занятие-путешествие, занятие- экскурсия, занятие-ролевая игра, занятие-игра, занятие-сказка). Разработаны конспекты НОД: «Мы - жители планеты Земля», «Мир вокруг нас», «Разноцветные люди», «Наша страна - Россия», развлечений: «У нас в гостях…», «Музыкальная минутка»; сценарии праздников и развлечений. Пополняем костюмерную элементами национальных костюмов. В перспективе - создание в группах старшего возраста «центра мира» и расширение имеющегося методического обеспечения по направлению формирования основ толерантности у дошкольников.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Работа воспитателей с родителями по формированию толерантности у детей проводиться с учетом особенности семьи и семейных взаимоотношений.

Учитывая роль семьи в воспитании детей, были спроектированы формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективными из них являются:

- педагогическое просвещение (консультации, родительские собрания);

- участие родителей в создании мини-музея кукол отражающих национальные мотивы;

- изготовление национальных костюмов для детей;

- спортивный досуг «Мама, папа, я дружная семья» (национальные игры);

- музыкальное развлечение «А у наших у ворот развесёлый хоровод» (хороводные игры и забавы).

После проведения углубленной работы по формированию толерантности, дети чувствуют себя комфортно, раскрепощено, они «открыты» для взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми; у них преобладает устойчивый эмоционально-положительный фон в течение всего дня; у детей проявляются положительные способы сотрудничества (умение договариваться, уступать, делиться); дети понимают эмоциональные состояния окружающих и учитывают их в процессе взаимодействия с другими.

6


© 2010-2022