Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №98»

Проект «История новогодних игрушек».

Участники проекта: дети подготовительной группы VIIвида, воспитатель - Зарытовских В.Н., учитель-логопед - Корниенко О.М., родители.

Вид проекта: групповой, средней срочности, познавательно - творческий, декабрь.

Актуальность.

Время новогодних праздников - это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом. Все и млад и стар, ждут с нетерпением встречи нового года, и каждая семья занята предновогодними хлопотами, покупками. Яркие, красочно сверкающие витрины магазинов приглашают нас приобрести эксклюзивные новогодние товары, а ведь когда то самым дорогим и желанным новогодним украшением считалась игрушка, сделанная своими руками. Процесс изготовления игрушек объединял, сплачивал всю семью, каждый старался сделать, что то, особенное, неповторимое для украшения своей ёлки и дом. «Что такое Новый год?», «Кто его придумал?», «Для чего нужны новогодние игрушки?», «Какие бывают елочные игрушки?», «Как украшали елку в старину наши предки?» Разобраться в этом поможет работа, осуществляемая в ходе реализации проекта «История новогодних игрушек».


Цель проекта. К Новому году украсить группу, ёлку и создать мини-музейновогодней игрушки. Создать радостное, праздничное настроение в преддверии Нового года, вызвать у детей интерес к истории Новогодней игрушки и желание самостоятельно изготавливать и украшать ими не только детский сад, но и свои квартиры совместно с родителями.

Образовательные области: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, социализация, музыка, физическая культура, труд, здоровье, безопасность.

Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению традиций новогоднего праздника, истории его возникновения.
2. Дать представление детям, что новогодняя игрушка - это не только атрибут зимнего праздника, но и часть истории нашей страны.
3. Расширить кругозор детей в области проведения новогоднего праздника в разных странах.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки детей.
2. Продолжать развивать творческое воображение детей, мышление и память.
3. Способствовать развитию творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к культурному наследию нашей страны.
2. Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой компетентности педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных методик и технологий для обеспечения качества педагогического процесса.
3. Создать условия для конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников в целях дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Повысить уровень вовлеченности родителей воспитанников в деятельность ДОУ как активных субъектов.
2. Углубить психолого-педагогическую компетенцию родителей.


Этапы реализации.

1 этап подготовительный.

- Постановка целей, определение проблемы и значимости проекта;- подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, ресурсы интернет);

- подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе.

  • Как называется самый любимый зимний праздник?

  • Как он возник в нашей стране?

  • Какие персонажи являются главными в Новогодний праздник?

  • Откуда появился Дедушка Мороз и Снегурочка?

  • Чем украшают ёлку на Новый год?

  • Какие новогодние игрушки вы знаете?

  • Из чего делают новогодние игрушки?

  • Как мы можем подготовиться к встрече Нового года?

2 этап разработка.

  • Составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей.

  • Организация мини-музея «Ёлочной игрушки».

  • Составление конспектов занятий, подбор презентации и видеороликов.

  • Подбор стихов, физкультминуток, малых форм фольклора.

  • Подбор книг, иллюстративного материала.

  • Подбор дидактических игр.

  • Подбор музыкального репертуара.

  • Привлечение родителей к текущему проекту.

3 этап формирующий (познавательно-творческий).

Познание.

Коммуникация.

ФЦКМ.

  • Экскурсия в детскую библиотеку, презентация «История Новогодней игрушки»

  • Составление рассказов «Как наша семья встречает Новый Год».

  • Просмотр видеороликов «История одной вещи», «Фабрика игрушек», «Изготовление игрушек»

  • Речевые игры «В лесу у ёлки», «Телеграмма Деду Морозу»,

  • Просмотр презентаций «История ёлочной игрушки», «Всё про Деда Мороза»,

  • Мастерская Деда Мороза «Бумажная гирлянда», «Шишки», «Ёлочка», «Веселый Дед Мороз», «Обезьяна - символ года».

Чтение художествен. литературы.

  • Е.Благинина «О ёлке, о сером волке, о стрекозе и бедной козе».

  • К. Чуковский «Ёлка»

  • С.Михалков «В лесу стояла ёлочка».

  • В. Львовский «Марш ёлочных игрушек»

  • В.Берестов «Новогоднее происшествие»

  • Г. Дядина «Шар»

  • Русская народная сказка «Морозко».

  • Н.Подлесова «Дед Мороз и сосулька»

  • В.Одоевский «Мороз Иванович».

  • Вечер загадок «Новогодняя шкатулка».

  • Разучивание стихов к Новогоднему утреннику.

  • Художественное творчество.

  • Декоративное рисование «Новогодние шары» и «Дедушка Мороз» по мотивам дымковской росписи.

  • Рисование

  • « Новогодняя игрушка», «Новогодняя ёлка», «Наша семья встречает Новый Год».

  • Аппликация «Новогодняя гирлянда».

  • Раскраски с новогодней тематикой.

Социализация.

  • «Подбери словечко» (Дед Мороз, какой? прилагательные).

  • «Четвёртый лишний» (классификация игрушек, предметов на новогоднюю тему)

  • «Найди ёлочку» (развитие внимания)

  • Игрушка по кругу.

  • Игры - забавы «Потому что Новый год!», «Здравствуй Новый год!», «Зимнее настроение», «Новогодние перевёртыши», «Что есть на ёлке?», «Дед Мороз старик весёлый».

  • Сюжетно-ролевая игра «Магазин новогодних игрушек ».

Физическая культура.

  • Физкультминутки:

  • «Ёлочка», «Идёт, идёт к нам Дед Мороз»

  • Пальчиковая гимнастика «Новый год».

  • Русские народные подвижные игры:

  • «Два Мороза», «Снежная баба»

  • Физкультурный досуг «Зимние забавы».

  • Музыка.

  • Прослушивание и разучивание новогодних детских песен.

  • Просмотр музыкального видеоролика «Новогодние игрушки».

  • Подготовка к новогоднему утреннику .

Труд в природе.

  • Строительство из снега снежных построек и раскрашивание гуашевыми красками.

  • Украшение участка новогодними гирляндами и игрушками.

Безопасность.

  • Беседа:

«Правила поведения и пожарной безопасности в новогодний праздник».

  • Просмотр презентации «Новый год» по правилам безопасности при украшении ёлки и петардами.

  • Работа с родителями.

  • Информация для родителей «История Ёлочной игрушки».

  • Памятка «правила безопасности в Новогодние праздники».

  • Разучивание с детьми стихов к Новогоднему утреннику.

  • Просмотр вместе с детьми мультфильмов на новогоднюю тему.

  • Совместная творческая работа родителей и детей «Новогодняя игрушка на ёлку» и «Символ года»

  • Привлечение родителей для создания мини-музея «Новогодние игрушки нашего детства»

4 этап заключительный (подведение итогов).

  • Оформление мини-музея «Новогодние игрушки наших родителей».

  • Оформление книжной выставки.

  • Оформление альбомов и книжек-самоделок на новогоднюю тематику.

  • Выставка творческих работ сделанных детьми.

  • Выставка семейных творческих работ «Новогоднее чудо».

  • Оформление группы к новогодним праздникам.

  • Участие в конкурсе МБДОУ «Символ года» и «Украсим новогоднюю елку».

  • Новогодний утренник «Новогодние приключения»

Ожидаемые результаты.

  • Расширение кругозора детей в области истории Новогоднего праздника.

  • Развитие интереса детей к поисковой деятельности.

  • Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем и детьми.

  • Развитие у детей художественного творчества, эстетического восприятия, речевой активности в разных видах деятельности.

  • Проявление доброты к окружающим и бережного отношения к игрушкам.

  • Выход проекта с использованием результатов продуктивной деятельности.













Оформление мини- музея

«Новогодние игрушки наших родителей»

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

«Ледяные сосульки»

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

«Ракеты, парашютики»

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Игрушки из дерева

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

«Сказочные герои»

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

«Овощи, фрукты, ягоды»

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки



Игрушки из картона и пенопласта

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Игрушки из соломки



Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Выставка книг и новогодних альбомов



Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки



Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки





















Мастерская Деда Мороза

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Раскраски на новогоднюю тематику

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки



Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки











«Коробок с сюрпризом»

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки



Новогоднее оформление группы



Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки



Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки





Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки









Конкурс новогодних игрушек

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки



Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки



Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки





Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки



Украшения из макаронных изделий

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки



Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Символ года Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки



Подготовка к новогоднему утреннику

Педагогический проект для детей старшего возраста обучающихся по адаптированной образовательной программе VII вид История новогодней игрушки

  • Консультация для родителей

История новогодней игрушки в России

Первые ёлки в России появились в 19 веке. Их ставили на крыши и заборы питейных заведений как украшение. Украшать же ёлки начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века - было то же самое, что современному россиянину купить машину. Ёлочные шары были тяжелыми, поскольку тонкое стекло научились делать лишь к началу 20 века.

Первые стеклянные игрушки на территории СССР начали делать в период Первой мировой войны в Клину. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.

Помимо стекла игрушки делали из картона. В дореволюционной России был популярен «дрезденский картонаж» - игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона.

На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги. К XX веку лица стали делать выпуклыми, из картона, позже - фарфоровыми.

Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата. На верхушке закрепляли Вифлеемскую звезду, шестиконечную, - в отличие от советской. А традиция увенчивать елку украшением в форме пики связана не с формой ледяных сосулек, а с дизайном военных касок времен кайзеровской Германии: пикообразные верхушки для елок начали делать именно там. Их украшали фигурками голубков, колокольчиками. Кстати, украшения в форме сосулек начали делать в СССР только во времена «оттепели».

В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено и возобновлено только в 1935-м. Но Новый год сделали советским праздником - соответственно, изменились и новогодние игрушки. Фигурки детей, клоунов, балерин, птиц, животных, фруктов и овощей, конечно, остались. А вместо ангелов появились пионеры, буденовцы, красноармейцы, женщины в красных косынках. Эра воздухоплавания отразилась на елках игрушками-дирижаблями с надписью «СССР», самолетиками, парашютами с крошечными парашютистами.

На елки вешали фигурки танков, сталинских броневиков. В конце 30-х на елках появились герои детской литературы - Иван Царевич, Руслан и Людмила, братец Кролик и братец Лис, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Крокодил с Тотошей и Кокошей, доктор Айболит. С выходом на экраны фильма «Цирк» стали популярны фигурки на цирковую тематику. Освоение Севера было отмечено фигурками полярников. Так же в конце 30х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему - это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы... Эти игрушки отличает восточная филигранность форм и ручная роспись.

В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой. Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки.

Во время Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. Игрушки также выпускались, в ограниченном количестве, конечно. Украшение елки к Новому году было обязательным - этот обряд напоминал о мирной жизни и придавал сил надеяться на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открыток бил фашистов…

В начале 40х годов появились новогодние игрушки в виде предметов быта. Их отличает текучесть формы и роспись яркими красками.

После войны 1 января снова стал выходным днем (это произошло в 1947 году). А елочные игрушки снова стали мирными.

В начале 1950-х, когда с продуктами в стране была напряженка, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных). Появились и сказочные персонажи: Айболит, Дед Мороз, Снегурочка, Чиполлино, различные звери: белочки, медведи, зайцы. Тогда же, в 50-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.

С выходом фильма "Карнавальная ночь" в 1956 году выпущены игрушки "Часы", со стрелками, установленными за пять минут до полуночи.

В 60-е с приходом моды на минимализм и авангард все максимально упростилось. Фигурки стали одутловатыми, росписи - самыми простыми. Но в это же время появился новый материал - поролон. Его начинают активно использовать в производстве елочных игрушек. Выпускали, к примеру, матрешек в поролоновых платках, из поролона делали хвостики и гребешки, свиные пятачки. Была игрушка в виде большого стеклянного шара, который с одной стороны был прозрачным, а с другой - посеребрен. В задней, серебряной стенке красиво отражалась поролоновая рыбка, «плавающая» внутри шара.В производстве игрушек начинает активно использоваться пластмасса: в больших количествах выпускались, например, шары-прожекторы, шары-многогранники, как на дискотеках. Были пластмассовые прозрачные шары, внутри которых «летали» пластмассовые же бабочки. Дети разламывали эти шары и потом играли уже с бабочками.

В 70-80е годы становятся популярными новогодние игрушки в виде шишек, колокольчиков и домиков:

Поскольку с брежневских времен ничего существенного в истории страны не происходило, тематических игрушек стало заметно меньше. Игрушки становились все более абстрактными. Фактически все, что могут сегодня предложить своим потребителям российские производители, - это игрушка «а-ля рус», с традиционными росписями. До разнообразия, которое предлагают европейцы, - игрушек из проволок и цепочек, всевозможных тканей и мехов, пуха и пера, бумаги, бисера, пайеток, стразов и даже драгоценных металлов и камней - им, увы, далеко.

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, «самодельные» игрушки.Если говорить о моде на елочные украшения, то некоторые производители говорят, что мода на украшения повторяется каждые четыре года, поэтому старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными.



© 2010-2022