- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект одаренный ребенок педагогов МАДОУ № 16
Проект одаренный ребенок педагогов МАДОУ № 16
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Матушкина И.Н. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16
(МБДОУ детский сад № 16)
_____________________________________________________________________________
620023 г. Екатеринбург, ул. Рощинская, 25 тел. (343) 2892520
ИНН 6674368867 КПП 667901001
ПРОЕКТ
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Авторы:
Творческая группа МБДОУ детского сада № 16
Екатеринбург 2013г.
Краткая аннотация работы
Срок проекта: 4 года
Тип проекта: долгосрочный
База внедрения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16
Участники проекта: воспитанники, родители (законные представители), воспитатели, специалисты.
Сроки реализации
I этап. Подготовительный. Январь 2014г. - август 2014г..
II этап. Организационно - практический. сентябрь 2014г. - май 2016г..
III этап. Заключительный. Июнь 2016г. - май 2017г.
Цель проекта «Одаренный ребенок».
Создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи:
-
Выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей воспитанников МБДОУ.
-
Проведение диагностических (мониторинговых) обследований воспитанников (с письменного согласия родителей) на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.
-
Разработать нормативно - правовое обеспечение проекта «Одаренный ребенок».
-
Максимальное развитие способностей и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных воспитанников на основе индивидуализированного воспитания и развития их в образовательных областях (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
-
Изучить современные технологии, методы и приемы воспитания и развития дошкольников.
-
Расширить возможности для участия высокомотивированных и одарённых дошкольников в районных, городских, всероссийских и международных олимпиадах, творческих выставках и т.д.
-
Подготовить и повысить педагогическую компетентность педагогов в работе с одаренными воспитанниками.
-
Повысить родительскую компетентность в познании одаренности дошкольника.
Актуальность.
Как показывает статистика:
Примерно пятая часть дошкольников можетбыть отнесена к одарённым детям. Но они, какправило, лишены необходимой для развития ихталантов поддержки, в результате всего лишь 2-5%детского поколения действительно проявляют себякак одарённые.Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями -15 -16%,то есть в общем 18 детей из 100.
Из 5 одаренныхдетей выявляется только один. Однако и это неозначает, что одаренность такого ребенка будетразвиваться и совершенствоваться в дальнейшем.
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка - позволяют по-новому сформулировать проблему одаренности воспитанников, открывают новые аспекты ее изучения и решения.
Не так давно, самым важным в воспитании детей было стремление, чтобы ребенок соответствовал некоторой средней норме. Это гарантировало возможность избежать многих проблем в развитии. Если же проблема развития одаренности не отвергалась, то полностью ложилась на плечи родителей или отдельных творческих педагогов, которые, основываясь на опыте и интуиции, помогали ребенку раскрыть свое дарование, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство является очень важным и благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено отсутствием у работников системы дошкольного воспитания и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике МБДОУ остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных воспитанников. В эту работу должны, привлечены быть не только родители (законные представители и лица, их заменяющие), но и педагоги и, конечно же, социальные институты.
Раннее выявление, развития и воспитание одаренных и талантливых воспитанников составляет одну их главных проблем качества совершенствования системы дошкольного образования.
Содержание работы проекта «Одаренный ребенок в ДОУ»
Для реализации проекта «Одаренный ребенок» главным направлением в деятельности нашего детского сада стал ориентир на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитиеего склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые идостаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.
Содержание деятельности по развитию детской одаренности в масштабе МБДОУ включает следующие блоки:
-
работа с педагогами;
-
работа с воспитанниками;
-
работа с родителями воспитанников;
-
работа с социумом.
Этапы внедрения проекта
Педагоги
Воспитанники
Родители
Социальная общественность
I этап Подготовительный
(январь 2014 - август 2014)
1. Углубленное изучение педагогами специфики и основных направлений программы "Одаренной ребенок" Л.А. Венгера., педагогических современных технологий, методик и приемов в работе с одаренными воспитанниками.
2. Разработка нормативно - правовых документов:
-
Положение об инновационной деятельности.
-
Положение о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих ярко выраженные способности.
-
План проектной деятельности.
-
Положение о педагогическом совете стратегии развития одаренности воспитанников.
-
Положение о творческой группе педагогов, занимающихся внедрением проектной деятельности.
-
Разработка информационно-методических документов:
-
Банк данных детей ДОУ №16, имеющих ярко выраженные способности.
-
Модель одаренного ребенка ДОУ №16.
-
Структурная модель работы с детьми, обладающими ярко выражении способностями.
-
План работы с кадрами по теме "Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности".
-
Перспективный план работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности.
-
Пакет диагностических методик по выявлению детской одаренности.
-
Система контроля по теме "Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности".
-
Рекомендации по составлению "Портфолио успеха" одаренных детей.
-
Методические рекомендации в помощь педагогам.
-
Разработка индивидуальных маршрутов по направлениям одаренности.
-
Выявления и поддержки одаренных детей.
Выявление одаренности: педагогическая и психологическая диагностика детей (при согласии родителей)
Подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д.
«мозговые штурмы»
Творческие задания
Выявление индивидуальных музыкальных, драматических, танцевальных, изобразительных и прочих способностей детей на основе соответствующих кружков дополнительного образования
Малая академия наук
Выставки творческих работ
1. Сообщение на общем родительском собрании о предстоящем проекте.
2.Родительское собрание «Способности ребенка и как их распознать»
3.Анкетирование родителей «Мой ребенок -одаренный»
4. Информационное просвещение для родительской общественности в области одаренности
5. Изучение социального заказа родителей одаренных воспитанников
Анализ социальных институтов воспитания и развития воспитанников.
Заключение договоров с социальными структурами.
1.Договор с детской библиотекой№29 им. А.П. Гайдара
2. Договор с организацией «Планетарий».
3. Договор с Свердловским областным краеведческим музеем.
4. Договор с музеем изобразительных искусств.
5. Договор с ООО «БатЕк».
6. Договор с музеем П. П. Бажова.
На данном этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от специалистов МБДОУ, родителей, изучают психолого-педагогическую литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка. В ДОУ организуется и проходит психолого-педагогический консилиум, на который приглашают всех педагогов работающих с детьми. Члены консилиума осуществляют обобщение всей информации о ребенке, определяют организацию сопровождения и условия для развития одаренного ребенка. Специалисты сопровождения устанавливают конкретные задачи для каждого субъекта сопровождения, разрабатывают индивидуальные программы и рекомендации по сопровождению одаренного ребенка.
При диагностике одарённости мы исходим из представления большинства исследователей (Дж. Рензулли) о том, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и креативности, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.
Для определения уровня развития способностей у детей возможно использование следующих методик:
-
№
Название методики
Ответственный
1
Методики диагностики универсальных способностей для детей
Психолог
2
Тест Д. Векслера. Диагностика структуры интеллекта (детский вариант)
Психолог
3
Методика В.С.Юркевич. Дерево желаний
Воспитатели, психолог
4
Фигурные тесты П. Торренса
Психолог
5
Оценка психомоторной одаренности.
Инструктор по физической культуре
6
Диагностика музыкальных способностей детей.Н.А Ветлугина, О.П. Радынова.
Музыкальный руководитель
7
Тест «Не прозевайте вундеркинда»
Воспитатели, родители
8
Тест «Как развита фантазия вашего ребенка» (для родителей и педагогов)
Воспитатели, родители
II Этап
Организационно практический
Сентябрь 2014 - май 2016 гг.
Педагоги
Воспитанники
Родители
Социальная общественность
-
Наблюдения
-
Беседы
-
Диагностические исследования
-
Проектную деятельность
-
Активно - игровые методы
-
Практикумы и тренинги
-
Микрогрупповые мысли
-
Профессиональные конкурсы
-
Лекции (проблемные, лекции-диалоги)
-
Интернет-поиск под определенное задание
-
Часы заинтересованного информационного обмена
При непосредственном участии творческой группы педагогов провести такие значимые мероприятия, как:
-
Теоретический семинар «Одаренные дети - приоритетное направление современного образования».
-
Круглый стол «Совместное обсуждение и определение генеральных линий развития в направлении работы по введению в практику программы «Одаренный ребенок»» Л.А. Венгера.
-
Заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса.
-
Коллективная мыслительная деятельность «Управление развитием одаренных детей».
-
Копилка педагогического мастерства «Методы и формы организации работы со способными воспитанниками в условиях МБДОУ».
-
Организация систематической профессиональной подготовки педагогических кадров в области одаренности воспитанников
-
Составление диаграмм, рекомендаций для педагогов
-
Педагогическое проектирование;
-
Открытые показы, семинары-практикумы
-
Пополнение видеотеки фильмами по использованию разных форм работы с одаренными детьми, проявления одаренности
-
Пополнение медиатеки программ работы с одаренными детьми
-Участие в свободных играх со сверстниками;
-Участие в моделировании ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления;
- Участие в специфических детских видах деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)
- Развитие творческой активности и гибкости мыслительной деятельности через использование технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
- Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;
- Использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;
- Предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;
- Самостоятельность и независимость дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;
- Участие в творческих объединениях, кружках;
- Участие в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности;
- Участие в выставках, конкурсах, мини-олимпиадах и т.д.;
- Работа по индивидуальному маршруту.
Участие в деятельности кружков по интересам
-
индивидуальная работа воспитателя, педагога- психолога с каждым родителем (беседы, консультации, практические советы и т.д.)
-
участие родителей в совместных праздниках, развлечениях
-
совместное творчество родителей с детьми;
-
участие родителей в мастер - классах («развиваемся -играя» и т.д.)
-
методическая поддержка по сохранению детской одаренности (стимулирование развития детской способности)
-
передача опыта воспитания одаренных детей через газету и сайт ДОУ
-
Курс родительских собраний «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка » Формы собраний очень разнообразные: круглые столы (на который приглашаются люди интересно рассказывающие о своей жизни
), конференции, педагогические практикумы (когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию), «творческие копилки» и т.д. -
Коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.
-
Создание условий для равноправного взаимодействия МБДОУ и семьи в развитии личности воспитанника (Дни открытых дверей, тематические лекции для родителей, привлечение родителей к участию в проектной деятельности, анкетирование)
.
1.Организация участия детей в конкурсах, выставках.
2. Проведение интеллектуальных и творческих конкурсов на всероссийском уровне
3Проведение олимпиад
-
При организации мероприятий необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.
Педагоги в группах являются активными участниками экспериментальной деятельности. Внедрение инновационных технологий на основе проблемного воспитания и развития создает благоприятные условия для развития познавательной деятельности дошкольников, расширяя их представления об окружающем. Кроме того, данный подход помогает педагогам активизировать образовательный процесс в МБДОУ, придавая ему исследовательский, творческий характер и таким образом способствовать проявлению активности и инициативности дошкольников в своей познавательной деятельности.
На данном этапе нашей задачей становится обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребёнком, помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка.
Необходимо расширить понимание возможностей одаренного ребенка, выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.
Родителям очень важно знать, какие способности являются приоритетными для их ребенка, нужно поддерживать стремление к творчеству, создавать условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности.
И для развития творческой и познавательной активности необходимо привлечь родителей и детей к участию в творческих и познавательных конкурсах различного уровня.
Для успешной работы по реализации проекта особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МБДОУ, но и внедрение новых. Одной из таких планируемых форм является кружок «ЗНАЙ-ка» на базе старших групп. Цель которого: максимальное раскрытие интеллектуального потенциала детей на основе развивающих игр. Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.
педагоги
воспитанники
родители
социум
III Этап
Заключительный
Июнь 2016
- май 2017 гг
-
Мониторинг детской одаренности. Итоговая педагогическая и психологическая диагностика.
-
Анализ результатов диагностики.
-
Представление опыта работы по проекту для педагогической и родительской общественности МБДОУ, района, города.
-
Обобщения и трансляции опыта работы на педагогическом совете
-
печатной продукции (конспекты НОД, сценарии, фотографии наглядно-иллюстративный материал);
Беседы, наблюдение, опросы
Мониторинг, диагностика
выставки авторских работ, сольные концерты, моноспектакли, фестивали, конкурсы и др
-
Анкетирование родителей по результатам проекта.
-
Участие родителей в презентации проекта
-
Интервьюирование
-
Дебаты
-
Поддержка и поощрение родителей на уровне дошкольного учреждения
Впечатления детей.
Конкурс рисунков и поделок по проведенным экскурсиям.
Анализ взаимодействия с социумом и МБДОУ.
Оформление стенгазет и фото выставок.
Информирование СМИ о результатах работы с одаренными детьми.
В качестве критериев оценки ожидаемых результатов необходимо выделить следующие:
-
выявление детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста;
-
повышение качества подготовки детей к школьному обучению;
-
увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школе;
-
увеличение количества детей, участвующих в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня;
-
создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных возможностей и способностей детей с признаками интеллектуальной одаренности МБДОУ;
-
внедрение эффективных форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста;
-
расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста;
-
увеличение количества педагогов и специалистов МБДОУ, прошедших курсовую подготовку по организации работы с одаренными детьми;
-
реализация программ индивидуального развития детей с признаками интеллектуальной одаренности;
-
удовлетворенность родителей системой работы с одаренными детьми в МБДОУ.
Проект «Одаренный ребенок» является одним из важных направлений образовательной системы МБДОУ.Особенностью данного проекта является его ориентация на развитие одаренности ребенка в дошкольном детстве как фундаментальной основы для полноценной жизнедеятельности дошкольника и его дальнейшего образования.
Ожидаемые результаты проекта:
-
Разработка нормативно-правовой базы проекта (локальной нормативно-правовой документации).
-
Формирование устойчивой системы выявления, развития и поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности в МБДОУ.
-
Внедрение программ развития детей дошкольного возраста с признаками интеллектуальной одаренности.
-
Максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей одаренных детей дошкольного возраста в ходе различных окружных и городских конкурсов.
-
Совершенствование системы поддержки детей с признаками интеллектуальной одаренности МБДОУ.
-
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми дошкольного возраста.
-
Укрепление материально - технической базы МБДОУ в рамках работы с одаренными детьми.
-
Создание системы широкого освещения проблем и направлений работы с одаренными детьми дошкольного возраста в средствах массовой информации.
Оценка результатов проекта
Методы диагностики в ходе проекта:
1. Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).
2. Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
3. Специальные методы (деятельность психолога ДОУ: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).
4. Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).
5. Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).
6. Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
7. Конкурсы, фестивали, выставки.
Оценка качества реализации проекта:
1. Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностики уровня развития ребенка.
2. Отслеживание уровня создания информационно-развивающей среды и качества используемых ресурсов (что приобретено из запланированного и как используется).
3. Анализ документации педагогов (планы работы кружков, студий).
4. Анкетирование родителей.
5. Открытые показы.
Список литературы
-
Закон РФ «Об образовании»
-
Типовое положение ДОУ
-
Подпрограмма «Одаренные дети»Федеральной целевой программы «ДетиРоссии» Министерство Образования РФ
-
Программа «Одаренный ребенок», подредакцией Дьяченко О.М.
-
Программа "Одаренной ребенок" Л.А. Венгера.
-
Бабанов Ю.Д., Богоявленский Д.Б. и др. Рабочая Концепция одаренности (по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы Одаренные дети)
-
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг.» № 761 от 01.06.2012
-
Одаренные дети в детском саду и школе. Автор: А. И. Савенков. 2000г.