- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Методическая тема: нравственное воспитание детей в УДО ДОО. Выступление
Методическая тема: нравственное воспитание детей в УДО ДОО. Выступление
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Капустина И.П. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Методическая тема: «Нравственное воспитание детей в системе дополнительного образования».
учителя начальных классов:
Капустиной Ирины Павловны.
МБОУ «Шербакульский лицей»
2016г.
Гармоническое развитие ребенка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятие этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны. Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. В этом процессе немаловажную роль играют педагоги дополнительного образования. Прививая детям, чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления на кружке, студии, мастерской, детском объединении, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них свое отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание. Используя возможности и средства разных видов дополнительного образования (театр, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.д.)
Можно успешно влиять на формирование личности ребенка, с младшего школьного возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству. Это дает основание говорить о формировании у ребенка в процессе обучения нравственных качеств. В ходе его формирования дети приобретают:
-
Первоначальный эмоциональный опыт;
-
Первые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;
-
Способность к эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни, искусстве как способе ее отображения;
-
Первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;
-
Возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях.
Среди общих способностей важно развивать такие, как быстрая и точная ориентировка в окружающем, хорошая память, богатое воображение, воля и настойчивость, активность и стремление к познанию нового. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.
Педагог дополнительного образования посредством своего детского объединения, кружка и т.д., активно поддерживает стремление ребенка к прекрасному, доброму, воспитывает в нем нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому, стремление преодолеть возникшие трудности, появляется страстное желание быть лучше, умнее, добрее.
Это дает толчок к самообучаемости ребенка в нравственной сфере. Цель педагога состоит не столько в том, чтобы передать детям определенную сумму знаний, сколько научить их учиться, формировать способности к самостоятельности, самоконтролю. На этом этапе обучения педагог может наиболее отчетливо наблюдать индивидуальные различия в характере детей. У некоторых проявляется излишнее самоутверждение, чувство превосходства над другими, стремление выделиться на общем фоне. У других, наоборот, выявляется излишняя пассивность, безынициативность, нерешительность.
Залог успеха педагога по воспитанию характера (он как никто другой является показателем нравственного воспитания) состоит в том, чтобы проявить к каждому из детей индивидуальный подход, свое отношение и общение с ними, правильно организовать обучение. Нравственное воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов:
-
Метод побуждения к сопереживанию;
-
Метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса;
-
Метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству;
Формы нравственного воспитания, его организации в дополнительном образовании могут быть различными:
-
На занятиях;
-
В самостоятельной деятельности;
-
Художественном труду;
-
Во время праздников, развлечений и т.д.,
Совместные действия педагога с детьми, общение со сверстниками создают необходимые условия для творчества, для формирования нравственно-эстетических чувств. Наблюдение за детьми показывают, что в целом они способны эмоционально и с большим интересом воспринимать все, что их окружает, но чаще всего это бывает, когда педагог специально обращает на это внимание детей. Педагог развивает у ребенка на занятии способность сравнивать и оценивать наблюдаемые поступки и дела с эстетических и нравственных позиций. Педагог - взрослый, поэтому он влияет на характер переживаний ребенка, на его отношение ко всему, что тот видит, воспринимает. В каждом конкретном случае педагог выбирает наиболее подходящую форму работы с детьми.
Нравственное воспитание - процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой - активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, я, используя на практике перечисленные выше методы нравственного воздействия, внимательно анализирую результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников. Содержание и формы воспитательно-образовательной работы конкретизирую с учетом возможностей ребенка. С этой целью использую посильный труд детей, игра и обучение на занятиях, содержательное общение. Стараюсь, чтобы каждый ребенок, на занятии находился под моим вниманием.
При этом сочетаю задачи формирования личности ребенка и коллектива, где находится ребенок. Стараюсь, чтобы и мое поведение, взаимоотношение с детьми и их родителями, взрослыми служили для детей примером. На занятиях нравственное воспитание осуществляю комплексно:
-
В игре - формирую положительные взаимоотношения, нравственные чувства;
-
В труде - (дежурство) трудолюбие, уважение к труду взрослых, а также организованность, ответственность, чувство долга;
-
На занятиях - начало идейной направленности, представление о явлениях общественной жизни, любовь к Родине, коллективизм, взаимопомощь, патриотические чувства.
Приступая к изучению проблемы нравственного воспитания и развития детей в дополнительном образовании на примере своих детских объединений, я предположила, что, во-первых, характер эмоционального отношения к товарищу влияет на особенности оказания взаимопомощи и, во-вторых, что значение эмоционального фактора значительно возрастает при переходе от вербального к реальному нравственному поведению.
При этом я использовала следующие методы:
-
Проба на совместное действие между детьми, помощь, общение по просьбе.
-
Обоснование своего поведения. Почему поступил так, а не иначе.
Реальное поведение в экспериментальной ситуации распределилось по группам: не помогающие дети, помогающие дети, неустойчивые дети.
Рассматривая картину морального поведения детей, оказалось, что 10% ответов детей направлено на соблюдение нормы взаимопомощи; 4% ответов указывают, что дети не захотели помогать или проявили пассивность.
Наблюдая за взаимопомощью в младшем школьном возрасте, попыталась обобщить, насколько личные, эмоциональные отношения к конкретному сверстнику способны повлиять на то, будет ребенок придерживаться известных ему нравственных норм при сложившейся ситуации или нет. (Ситуации: не буду стоять, сидеть рядом с ним; а меня не выбирают; не садись на мое место; национальность; социальное положение и т.д.)
Этот возраст является важным периодом в развитии ребенка, в том числе и в его нравственном развитии. В частности, дети пытаются развивать способность строить предположения относительно чувств, мыслей, ожиданий и намерений других людей. Возникающее «личностное поведение» позволяет именно в отношениях со сверстниками реализовать и соблюдать те нравственные нормы, которые задаются взрослыми, педагогами.
Обеспечение личностного развития, нравственного становления обучающихся в дополнительном образовании во многом зависит от формирования специальных учебных планов и программ. На становление творческих сторон личности обращается основное внимание. Проводятся специальные тренинги, тесты и т.д.
Совместная созидательная деятельность детей и педагогов способствует гуманизации отношений, расширению сферы взаимодействия кружковцев со средой, самостоятельности. Главным результатом существования нравственно- эстетической системы в дополнительном образовании является благоприятный психологический микроклимат, так как идея уютной и комфортной жизненной среды - одна из определяющих в нравственно-эстетическом и личностно-ориентированном обучении.