Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие личностного развития детей дошкольного возраста (часть 1)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие личностного развития детей дошкольного возраста(Часть 1)

Дошкольный возраст является уникальным периодом в жизни человека, начальным этапом формирования личности. В этот период происходит наиболее интенсивное становление и развитие всех особенностей, свойственных человеку, закладываются основы для психических процессов и личности. Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания, нахождение своего места во взрослом мире, интенсивное освоение смыслов и целей человеческой деятельности. Одновременно, дошкольный возраст - это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей (законных представителей), педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Ряд особенностей развития современного детства и дошкольного образования вызывает обоснованное чувство тревоги не только у родителей, психологов и педагогов, но и в обществе в целом. В связи с этим важна работа не только по прогнозированию, но и по своевременной профилактике социальных рисков.

Одним из социальных рисков дошкольного возраста современные педагоги и психологи считают групповые различия в траекториях развития детей.

Ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий влечет за собой групповые различия в развитии детей из разных социальных слоев. Как подчеркивает О.Карабанова, наблюдается поляризация психического развития детей - наряду с ростом группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, увеличивается количество детей с осложнёнными вариантами развития. Каждый такой ребёнок должен обеспечиваться медико-социальным сопровождением, включающем, помимо систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции, такую важную составляющую как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок. Особенности поведения этих детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействию со сверстниками. С родителями данной категории детей необходимо проводить беседы по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, обучению эффективным методам помощи, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими.

Говоря о различиях в развитии детей, необходимо указать и на другую потенциальную группу риска - одарённые дети, которые также нуждаются в особых условиях развития, особой образовательной среде, особой программе воспитания. Ведь воспитание по типу искусственной акселерации, как можно более раннее обучение одарённых детей, игнорирование их индивидуальности, проблем в отношениях со взрослыми и сверстниками зачастую приводят к дисгармоничности познавательного и личностного развития. В итоге общество лишается возможности воспитания незаурядных, креативных, творческих личностей.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Очень многое зависит и от учреждения образования, задача которого - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому одной из главных проблем совершенствования системы дошкольного образования является раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей, разработка системы мероприятий, направленных на выявление и стимулирование разных видов детской одаренности, т.е. создание условий для развития способностей каждого ребенка. Среди форм работы, стимулирующих проявление детской одаренности, являются: конкурсы-выставки детского творчества разной тематики, выставки самостоятельных творческих работ детей, спортивные соревнования по разным видам спорта, поэтические и литературные гостиные, викторины, интеллектуальные игры, концерты, организация работы кружков по интересам. Данные формы работы дарят воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников, привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей также является одной из задач ДОУ. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка. Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» ребенка, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т.п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития одаренности ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки, руководствуясь скорее соображениями престижа, чем интересами и склонностями ребенка. Нередко чрезмерная обучающая деятельность негативно сказывается на одаренности ребенка. Поэтому основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Педагоги ДОУ занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, осуществлением взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования.

Говоря о социальных рисках в развитии и воспитании детей дошкольного возраста, необходимо обратить внимание на влияние института семьи на формирование личности ребёнка. Роль семьи в становлении личности исключительна. Разрушение семейных связей неизбежно ведет к нарушениям нормального развития детей и накладывает неизгладимый отпечаток на их последующую жизнь. Как подчеркивает А.И. Антонов, «семья действительно является истинной школой человечности, университетом практического человеколюбия, академией взаимопонимания, душевного сострадания и сопереживания».

К сожалению, ряд современных ученых и политиков справедливо характеризуют нынешнее состояние семьи в России как кризисное. Данное состояние института семьи нашло свое воплощение в распространении «свободных союзов», снижении уровня рождаемости, росте числа неполных семей, усложнении межличностных отношений, неудовлетворенности многих супругов эмоционально-психологическим климатом в семье, насилии в семье, «отложенном родительстве», социальном сиротстве. В обществе появилась еще одна проблема, отмеченная многими философами, педагогами и психологами - это потеря семьей своего воспитательного потенциала. К сожалению, в семьях формируется позиция «пассивного воспитателя». Всё более широкое распространение института нянь как заместителей близкого взрослого уже на самых ранних этапах развития ребёнка увеличивает риски, обусловленные невосполнимой ролью семьи в формировании личности. Большая часть родителей озабочена обеспечением базовых потребностей семьи (питание, здоровье детей, жилье), современные семьи разобщены, родители мало общаются с детьми. Это приводит к тому, что у ребёнка не формируется чувство оптимизма, защищённости, уверенности в себе и в поддержке его начинаний значимыми другими людьми. Следствиями такого обеднения являются ограничение любознательности ребёнка, его готовности к экспериментированию, к бескорыстному исследованию мира.

К сожалению, как показывает практика, родители хотя и признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги же нередко недооценивают роль семьи, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.

Поэтому одним из условий успешного дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи должно строиться на принципе сотрудничества, успех которого зависит от того, насколько обе стороны осознают целенаправленность воздействия на ребенка и доверяют друг другу.



© 2010-2022