Профилактика деструктивных форм агрессии у детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















Методический материал

в помощь практикующим педагогам

по теме:«Профилактика деструктивных

форм агрессии у детей старшего дошкольного возраста»



Педагог - психолог МБДОУ №102

Слабодчикова Е.А





1

Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха)

Агрессивность - это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии». Характеризуется наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъект-субъектных отношений.

Виды агрессии

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальной реакции (угроза, проклятия, ругань);


12

"Прогулка с компасом"

Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.

Группа разбивается на пары, где есть ведомый ("турист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом "туриста не может общаться с "компасом" на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий - других туристов с компасами. После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера.

"Зайчики"

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их.

Взрослый просит детей представить себя веселыми зайчиками в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Ведущий описывает характер физических действий - силу, темп, резкость - и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений.

11

Например, ведущий говорит: "Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения". Кроме упражнения "Зайчики" рекомендуется проводить упражнения на релаксацию мышц, которые подробно описаны в разделе "Как играть с тревожными детьми".

"Я вижу..."

Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.

Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в комнате, начиная каждое высказывание словами: " Я вижу..." Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.




2

Прямая агрессия - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

Косвеннач агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки)

Инструментальная агрессия - средство достижения какой-либо цели. Враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии4

Аутоугрессии - самообвинение, самоунижение, нанесение себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Профилактика деструктивных форм агрессии у детей старшего дошкольного возраста



3

Анкета «Признаки агрессивности»

Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение «да» или «нет».

Исследуемый ребенок. __________________

(фамилия, имя)

п/п

Утверждение

Да

Нет


1

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

2

Когда кто-то причиняет ему зло, он пытается отплатить ему тем же

3

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

4

Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки

5

Он не прочь подразнить животных

6

Неудачи вызывают у нег сильное раздражение, поиски виноватых

7

Легко ссорится, вступает в драку



10

"Толкалки"

Цель: научить детей контролировать свои движения.

Скажите следующее:" Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего партнера. По сигналу ведущего начните толкать своего напарника, стараясь сдвинуть его с места. Если он сдвинет вас с места, вернитесь в исходное положение. Отставьте одну ногу назад и вы почувствуете себя более устойчиво. Тот, кто устанет, может сказать: "Стоп". Время от времени можно вводить новые варианты игры: толкаться, скрестив руки; толкать партнера только левой рукой; толкаться спиной к спине.

"Попроси игрушку" - вербальный вариант

Цель: обучить детей эффективным способам общения.

Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

4

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к исследуемому ребенку.

6-7 баллов - высокая агрессивность.

4-5 баллов - средняя агрессивность.

1-2 балла - низкая агрессивность.

0 баллов - агрессивность отсутствует.

Причины агрессивности детей

и методы их коррекции

Причина

Методы коррекции


1

Недостаток двигательной активности, недостаток физической нагрузки

Подвижные игры, спортивные эстафеты, «минутки радости» между занятиями

2

Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской льбви и прнятии

Беседа с родителями, наблюдение за поведением ребенка, совместное включение в сюжетно-ролевые игры;

Налаживание эмоционального контакта с ребенком


9

"Тух-тиби-дух"

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

"Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований.. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: "Тух-тиби-дух". Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами. В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово "Тух-тиби-дух" сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.



5

3

Повышенная тревожность (комплекс несоответствия)

4

Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье

Беседа с родителями, направление к психологу

5

Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)

Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло;

Проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок;

Ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц;

Перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ.

8

"Два барана"

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: "Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача - противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.






7

Игры на снижение агрессии

Обзывалки"

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!" Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

Профилактика деструктивных форм агрессии у детей старшего дошкольного возраста


6



6

Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

Подвижные, сюжетно-ролевые игры, игры на понимание эмоционального состояния;

Психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение;

Обучение приемам саморасслабления.


Профилактика деструктивных форм агрессии у детей старшего дошкольного возраста













































© 2010-2022