- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Занятие по экологии в старшей группе «Поговорим о птицах»
Занятие по экологии в старшей группе «Поговорим о птицах»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шаройко Е.А. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
|
Занятие по экологии в старшей группе «Поговорим о птицах»
Цель:
Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребностей в пищи. Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Учить детей передавать в аппликации образ птиц, особенности формы головы и туловища, хвоста (вырезание по частям из цветной бумаги).
Закрепить умение принимать участие в коллективной работе, находить место своему изображению в общей композиции.
Развить эстетическое восприятие.
Материалы к занятию:
Таблица с изображением зимующих и перелетных птиц.
Кассета с записью голосов птиц.
Кормушка из молочных пакетов.
Загадки большой лист бумаги или картона любого светлого тона наклеенными на него широко расходящимися ветками, цветная бумага, ножницы, клей.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть таблицу и изображением зимующих и перелетных птиц.
Вопросы:
-
Какие из птиц вам знакомы?
-
Каких из птиц вам приходилось наблюдать на участке или в лесу зимой? (воробей, галка, ворона, синица, голубь, сорока, дятлы).
-
Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (3имующие, оседлые). Каких птиц не видно в последнее время? (ласточки, грачи, скворцы, утки, стрижи). Куда исчезают, эти птицы? (Улетают в теплые края).
-
Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму? (Перелетные)
-
Как вы думаете, почему перелетные птицы улетают от нас на зиму? (Боятся холодов)
-
Вспомните, чем питаются птицы?
(Спрятались насекомые, поэтому первыми улетают птицы, которые питались насекомые, затем те которые едят плоды и семена растений или убранный урожай в садах и на полях. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор пока не наступят холода).
Перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать его в зимних условиях. Летом они живут у нас, вьют гнездо, выводят птенцов. А с наступлением холодов улетают в жаркие страны, чтоб весной вернутся в родной край.
- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещинах коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семенами хвойных. А поползни и синицы отыскивают запасы, которые сделали осенью.
И все - таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели, сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближены к жилищем людей. И мы должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям.
В красной шапке расшитой,
В черном кафтане.
Знаменит в семье лесной
Песенной смешной.
Что за песня - красота?
Тук - тук - тук, да тра - тра -та -та!
(Дятел)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это - (снегери)
На месте дворец,
Во дворце - певец,
А зовут его (скворец)
Черный, проворный Кричит «крак»
Червянам.... (грач)
Кто на елке, на суку,
Счет ведет «ку-ку-ку»?
(кукушка)
Дети, а теперь давайте мы с вами попробуем составить загадки - описания внешний вид птицы, чем питается, где живет.
Детская игра «Не сорока, не ворона»
Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки (из молочных пакетов) и насыпям в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять парки, сады, скверы.
Физкультминутка Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживится
На зиму долгую в нашем лесу.
Мы приготовим птичку еду.
Прилетайте птицы вы сюда кормится.
А теперь угадайте, что это за птицы (можно заранее детям выучить загадки): Загадки
Дети послушайте стихотворение А.Яшина «Покормите птицу». Покормите птицу зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Теперь ребята вы догадались, почему надо беречь и кормить птиц.
Для подкормки птиц пригодятся различные семена-тыквы, арбуза, многих сортов трав.
Дети, ответьте на мои вопросы:
«Не сорока, не ворона и не чайка
А какая это птица отгадай-ка.»
Ответы детей: «Не сорока, не ворона, а грач!»
А сейчас мы с вами вырежем и наклеим зимующих птиц на «веточки». А для этого вы должны подумать, какую птицу вы хотели бы посадить на ветку. Вспомните её окраску, форму. Из каких частей состоит птица (голова, туловище, хвост).
Вместе с каждым ребенком советуйтесь о месте изображения его птицы на листе. Во время работы, дети слушают пение птиц (магнитофонная запись)
В конце занятия полюбоваться красивой картинкой, предложить детям отметить разнообразие птиц (зимующих).