Консультация Методика обучения рассказыванию по картине

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика обучения рассказыванию по картине.

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.) .

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям: формат (демонстрационные и раздаточные), тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства)

Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

Виды рассказывания по картине

1.Описание предметных картин - это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины - это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.


Картины широко применяются в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картине. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым. Картиной можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть огорчения и слезы. Картина вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картину, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно. Учитывая такое воздействие картин на детей, воспитатель обращается к картине в тех случаях, когда надо вызвать детей на высказывания; следовательно, картина используется как пособие в обучении детей разговорной речи и рассказыванию.

С какой бы целью ни обращался воспитатель к картине, он должен помнить, что картина оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.


Методика занятий.

На всех занятиях с использованием картин перед воспитателем, прежде всего, стоят следующие задачи:

1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картины;

2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;

3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

Дети младшего дошкольного возраста не умеют еще рассматривать картины; они иногда неправильно понимают способы изображения объемных предметов на плоскости. Следовательно, нельзя полагаться на то, что они сами во всем хорошо разберутся, если картина будет долгое время находиться в поле их зрения. Воспитатель учит детей рассматривать картину, он активно руководит восприятием детей.

Занятие по картине, которую дети видят впервые, начинается, с беседы. Цель такой беседы - подвести детей к правильному восприятию и пониманию содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.

В беседе по картине вопросы воспитателя - основной прием обучения. Своими вопросами воспитатель должен направлять внимание и мысль детей последовательно от одной части картины к другой, от одной детали к другой. Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными.

Постепенность рассматривания картины способствует воспитанию целенаправленного внимания, учит наблюдать, в результате чего у детей создаются отчетливые представления. Беседа воспитателя с детьми по картине носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями.


В младшей и средней группах после такой беседы по картине, когда картина рассматривается по частям, воспитатель объединяет все высказывания детей в связный рассказ и тем самым воссоздает у своих маленьких слушателей цельное представление о картине.

В старшей и подготовительной группах после беседы по картине воспитатель может перейти к решению второй задачи - обучению детей рассказыванию, т. е. предложить детям составить рассказ по картине. Это возможно в том случае, когда в картине ярко выражена сюжетная ситуация.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.



© 2010-2022