Консультация для воспитателей «Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Консультация для воспитателей с элементами практикума


«Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада»





Подготовила: педагог- психолог

О.В. Габбасова



Белебей 2015 г.

Организационный момент

Всем участникам раздаются листочки в форме сердечка и ручки. Каждый воспитатель пишет своё имя и придумывает положительное прилагательное о себе. Свои характеристики каждый записывает на листочке и прикрепляет на грудь.

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Добрый день! Нашу встречу предлагаем начать с приветствия. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок - здороваемся за руку;

2 хлопка - здороваемся плечами;

3 хлопка - здороваемся спинами

(Участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути.)

Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в младшей группе детского сада»

Цель: познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в младшей группе;

Я предлагаю поиграть в игру «Передай мяч соседу» суть этой игры проста, когда вам в руки передадут мячик, вспомните ситуацию или момент, когда вы были счастливы, радостны, чувствовали удовлетворение, расскажите о нём (передают мяч, отвечая на вопрос).

Считаете ли вы себя эмоционально-благополучным человеком? «Эмоционально-благополучный человек - это. » (выслушивание мнения воспитателей).

Это уверенный в себе человек, удовлетворенный своей жизнью и работой, с позитивным настроением, хорошим здоровьем, работоспособный. Трактовкой понятия «эмоциональное благополучие» занимались многие отечественные психологи, например, Слободчиков Илья Михайлович.считает, что эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт.

Под эмоциональным благополучием Урунтаевой Галины Анатольевны .понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Для ребенка нет ничего важнее эмоционального благополучия - без него не сложится нормальная личность. Поэтому одной из главных задач взрослых принимающих участие в развитии и воспитании ребенка по ФГОС, является обеспечение для ребенка состояния эмоционального благополучия.

Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую

деятельность и общение, легок и инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.

Какие условия способствуют созданию эмоционального благополучия, каждого ребенка, а значит и группы в целом? (ответы воспитателей)

непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

- понимание потребностей каждого ребенка;

- установление доверительных отношений с каждым ребенком.

Назовите признаки, которые могут являться показателями дискомфорта? Ребенок боится оставаться в одиночестве, в темноте.

  • Ребенок трудно засыпает, говорит или вздрагивает во сне.

  • Ребенок вдруг теряет присущую ему ранее жизнерадостность, начинает плакать без видимой причины.

  • Обычно уравновешенный ребенок вдруг становится повышенно возбудимым.

  • Ребенок становится очень напряженным при выполнении каких- либо заданий на занятии или поручений в режимных моментах.

  • Ребенок избегает общения со сверстниками, выглядит отстраненным, не принимает участия в общих играх, избегает контакта глаз, не проявляет инициативу в общении со сверстниками и взрослыми.

  • Ребенок не желает посещать детский сад.

  • Ребенок становится конфликтен в общении со сверстниками - вспышки гнева, драки, отчаянная обида, негативизм по отношению к чужому замыслу, чужому мнению.

  • Ребенок становится упрямым, грубым по отношению к взрослым и сверстникам, немотивированно отказывается от любого предложения взрослого, несмотря на собственные желания.

Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в ДОУ прежде всего необходимо выявить причину, источник негативных эмоций.

Пример: Ребенок боится одиночества, темноты, сказочных персонажей.

Возможные причины: запугивание ребенка ради дисциплины, недостаток внимания, принятия и тепла со стороны взрослых, ребенок не чувствует себя защищенным, боится наказания. (слайд №7)

Варианты взаимодействия воспитателя с детьми:

личностно - ориентированное взаимодействие с детьми;

непосредственное общение с каждым ребенком в течение дня;

принятие ребенка таким, какой он есть;

не использовать слишком много требований и запретов;

использование психологических речевых настроек;

игровая терапия;

рисование страхов с последующим помещением рисунка на стенд «Уже не страшно».

2. Обычно жизнерадостный ребенок вдруг становится плаксивым, возбудимым, конфликтным.

Возможные причины: ребенок испытал стресс или испуг, связанные с конфликтами в семье, болезнью близкого родственника, просмотром чего-то страшного по телевизору. (слайд №8)

Варианты взаимодействия воспитателя с детьми:

не фиксировать внимание на негативных сторонах поведения ребенка;

чаще поддерживать ребенка ободряющими словами, жестами - приобнять, погладить по голове;

проявлять чуткость, отзывчивость, выдержку при общении с такими детьми;

неодобрения высказывать только доброжелательным тоном.

Упражнение «Бабочки».

Необходимо разбиться на пары, один из пары становится взрослым, второй - ребенком (приглашаются двое желающих).

Ситуация 1. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание: не обращать внимания на детей. Дети должны подбежать к взрослому и показать пойманную бабочку: «Смотрите, какую я бабочку поймал».

Ситуация 2. Дети выходят за дверь. Взрослым дается задание со вниманием отнестись к ребенку.

- Какие чувства испытывали «дети» в первом случае?

- Какие чувства испытывали «взрослые» в первом случае?

- Какие чувства испытывали «дети» во втором случае?

- Какие чувства испытывали «взрослые» во втором случае?

Вывод: Дети нуждаются в поддержке взрослых. Если ребенка не поддерживают, он часто легко сдается, использует выражения «я не могу», «я не знаю», «мне безразлично», защищается, создает конфликты, жалуется на самочувствие, обвиняет других, избегает общения, жалуется на отсутствие друзей, выглядит печальным. Таким образом, ребенок пытается нам доказать, что он нуждается в любви и поддержке.

3. Испытывает негативные эмоции к посещению детского сада: плачет, когда приходит, долго не может успокоится, отказывается от различных видов деятельности, отказывается от еды, не желает общаться со сверстниками, становится напряженным при выполнении какого- либо задания, поручения.

Возможные причины: преобладание авторитарного стиля общения воспитателя с детьми; непоследовательность требований и оценок; жесткие ограничения воспитателем естественной детской активности; грубое пресечение детской инициативы; слишком высокий темп занятий; частые порицания, окрики.

Варианты взаимодействия воспитателя с детьми:

  • встречать детей приветливой улыбкой, обращаться к ребенку ласково, по- домашнему, а не официально;

  • пожалеть, посочувствовать, создать ощущение защищенности у ребенка;

  • обеспечить реальный успех эмоционально неблагополучного ребенка в какой- либо деятельности: художественной, игровой, в труде;

  • чаще хвалить ребенка, сравнивая его не с другими, а с собой, оценивая улучшение его собственных результатов;

  • физический контакт - прикоснуться к руке, обнять за плечи;

  • создать в группе эмоционально- комфортную обстановку: теплое слово, вопрос, улыбка.

А сейчас предлагаю выполнить упражнение «Дождик»

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Вы забыли зонтик дома? Начался дождь. Теплый, спокойный, приятный. Вам хорошо под дождем. Легкие капли падают на голову, плечи. Почувствуйте капельки дождя на себе (подушечками пальцев нежно касайтесь головы лица, шеи, то замедляя, то убыстряя темп)

- Какие у вас ощущения? Кому понравилось, кому нет?

Вывод: Наверняка многим известна фраза Верджинии Сатир: «нам нужно 4 объятия в день для выживания, 8 объятий для поддержки и 12 - для роста». Объятия это чудесное, натуральное, экологически чистое средство полезное любому человеку. Это замечательный подарок на все случаи жизни. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Рекомендуется чаще использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).

Игра: «Позиция воспитателя»

Цель: прочувствование различных позиций в общении.

Воспитателям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходят в диалоговом режиме. Сначала ситуация общения организуется, когда оба сидят лицом друг к другу; затем один сидит на стуле, а другой стоит около своего стула (воспитатели меняются местами); затем, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

- Как больше понравилось общаться? Почему?

Вывод: важна позиция воспитателя не «над», а «рядом», «глаза в глаза». Это вселяет чувство доверия в душу ребенка.

4. Ребенок застенчив, избегает общения со сверстниками и взрослыми, не принимает участия в детских играх, не проявляет инициативу в различных видах деятельности, избегает контакта глаз, боится задавать вопросы, попросить о чем-то, говорит тихо и невнятно.

Возможные причины: низкая самооценка ребенка, сформировавшаяся в результате предъявления завышенных требований к ребенку, постоянное концентрирование на слабых сторонах ребенка, приведение в пример более удачливых детей, прилюдные высмеивания взрослыми или другими детьми оплошностей, ошибок, проступков ребенка.

Варианты взаимодействия воспитателя с детьми: быть внимательным к ребенку; разбирать совершенные ребенком проступки без присутствия посторонних людей; не повышать голос; не одергивать ребенка; (слайд №11)

Для обеспечения эмоционального благополучия:

Общение воспитателя с детьми должно протекать в форме равноправного доброжелательного сотрудничества;

- Каждый воспитатель должен уметь хвалить, ободрять, поощрять («Отлично справился с заданием! », «Ты сегодня нам очень помог, без тебя бы мы не справились», «Завтра получится еще лучше! », в зависимости от ситуации) ;

- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития («Сегодня у тебя получилось гораздо лучше! ») ;

- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы, дать ему возможность высказаться (не прерывать высказывания ребенка фразами «Спросишь позже, я еще не закончила», «Не перебивай меня») ;

- Не обсуждать неправильные поступки ребенка при других детях, не унижать ребенка;

- Инструкции даются в форме предложения, а не распоряжения, приказа (не «Сегодня мы с вами будем делать… », а «Давайте сегодня… ») ;

- Порицания должны относится не к личности ребенка, а к его поступкам (не «Ты обманщик», а «Мне было очень неприятно узнать, что ты сказал неправду»)

Рефлексивные умения. Воспитателю очень важно оценить себя, свою работу с детьми:

- правильно ли были подобраны способы установления контакта с ребенком, имеющим проблемы в эмоциональной сфере?

- правильно ли я определил причину эмоционального неблагополучия ребенка?

- правильно ли я общался с ними?

- достиг ли я положительного результата в работе? - что мне удалось/ не удалось?

- какой способ общения нужно выбрать, чтоб достичь положительного результата?

Очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия (в любом возрасте, для всех детей) является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в ДОУ. Ребенок с радостью идет в детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать

неудачу, радуются успехам. Очень важно единство требований двух воспитателей и помощника воспитателей.

Метафора общения.

Один человек заблудился в лесу, и хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.

Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробовать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы можете мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблудился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных тропинок, которыми кто-то из них уже прошел. Скоро они смеялись над своими злоключениями и, забыв об усталости и голоде, вместе шли по лесу.

Ведущий: Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать, но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие станет не таким уж плохим и мы будем иногда находить лучшие тропинки, лучшие пути.

Рефлексия

Упражнение "Сердце коллектива"

Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Я принесла большое сердце, которое и станет сердцем нашего коллектива. Возьмите маленькое сердечко и приклейте на наше большое сердце.

Ролик «Рецепт удачного дня»



© 2010-2022