Конспект НОД для детей 5-6 лет: «Счёт предметов. Понятия «больше», «меньше»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект №1:

Тема НОД: «Счёт предметов. Понятия «больше», «меньше».

Программные задачи: Учить воспроизводить количество предметов по образцу, числу с использованием цифр.

Материал:

Демонстрационный: набор разных игрушек (по 6-10 шт.); карточки с кружками в количестве от 2 до 10; знаки-крокодильчики (больше, меньше), предметы , либо их изображение для сравнения.

Раздаточный: карточки с изображением кружков от 2 до 10.

Ход НОД:

1.Воспитатель: В гостях у нас сегодня мудрая Сова. Прилетела она к нам из мультфильма «Вини-пух». Наслышана она, что не все дети умеют считать и решила она побывать у нас на занятии. Покажем ей, ребята, что мы знаем.

Загадка:

Проживают в умной книжке

Остроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете.

(Цифры)

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, мы с вами до скольки считать умеем?

Стихотворение: Я считаю.

Я считаю.

Все что вижу во дворе я,

Все, что вижу на пути,

Я умею, я умею сосчитать до десяти.

Еду с мамой в зоосад

И считаю всех подряд.

Пробегает динозавр, это - раз,

Чистит перышки сова, это - два.

Третьей стала росомаха, а четвертой - черепаха.

Серый волк улегся спать, это - пять.

Попугай в листве густой, он шестой.

Вот лосенок рядом с лосем,

Это будет семь и восемь.

Девять - это бегемот.

Рот как бабушкин комод.

В клетке ходит лев косматый,

Он последний, он десятый.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Кто пойдет к доске и сосчитает от ноля до десяти и обратно.

Покажите цифру 7, 9, 5, 3.

Физкультминутка.

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам все делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать.
Руки опускать, приседать и вставать.

2. Воспитатель: Считать мы умеем, а сегодня мы будем учиться отсчитывать и приносить столько игрушек, сколько кружков у вас на карточках.

Воспитатель вызывает по очереди к столу 3 детей и предлагает им сосчитать игрушки и показывает, как это надо делать.

Воспитатель: Отсчитай и принеси столько же игрушек, сколько кружков на твоей карточке. (При этом воспитатель напоминает детям о необходимости запомнить число).

Задание выполняют несколько детей у доски, на местах дети выполняют то же задание счетными палочками.

3. Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю рассмотреть предметы на картинке.

Что мы видим? Какие там изображены предметы? (машинки, помидоры, апельсины, бананы, кружки разного цвета).

- Ребята я вам предлагаю их сначала сосчитать, а затем, сравнить, каких предметов больше, а каких меньше. А в этом нам помогут наши помощники - «крокодильчики». Обратите внимание, у кого из них рот открыт в сторону, где предметов больше, значит ставим знак «больше», а у кого, где их меньше, значит и знак ставим «меньше». Ребята, эти «крокодильчики» будут условно заменять нам эти знаки: «больше» и «меньше».

Идет сравнение предметов на картинке.

4.Итог занятия.

Воспитатель:

Что мы сегодня с вами делали?

Что вам было не сложно делать?

Где вы затруднялись?









Л.С. Метлина. Математика в детском саду. М.:Просвещение, 1984. Сравнивать смежные числа - значит определять, какое из них больше, а какое меньше. С опорой на наглядный материал дети уже сравнивали смежные числа. На основе сопоставления 2 совокупностей, в одной из которых на 1 предмет больше (меньше), чем в другой, их знакомили с приемами получения всех чисел до 10. Поэтому они имеют представление о связях между числами, т. е., какое из смежных чисел больше (меньше) какого. Необходимо углубить эти представления. На конкретных примерах детям раскрывают постоянство связей между смежными числами (3 всегда больше 2, а 2 меньше 3, и т. д.). С самого начала подчеркивают, что понятия «больше», «меньше» относительные, каждое число (кроме единицы) больше или меньше другого в зависимости от того, с каким числом его сравнивают (3>2, но 3<4). Начинают формировать представление об определенной последовательности чисел.
Практическое установление разностных отношений между смежными числами позволяет подвести детей к пониманию взаимно-обратных отношений между ними (4. больше 3: если к 3 добавить 1, будет 4; 3 меньше 4: если от 4 отнять 1, будет 3). Отношения между смежными числами будут изучаться уже в подготовительной к школе группе.
Детей учат сравнивать все числа в пределах 10. Начинать работу целесообразно со сравнения чисел 2 и 3, а не 1 и 2.
Наглядной основой сравнения чисел служит сопоставление
2 совокупностей предметов. При сопоставлении 2 предметов с
3 более четко выступают количественные соотношения, чем при сопоставлении 1 предмета с 2. 1 предмет еще не воспринимается ребенком как множество, включающее 1 элемент. Ярко выраженные свойства предмета отвлекают детей от установления количественных соотношений совокупностей.
Показать постоянство связей между числами позволяет неоднократное сравнение одних и тех же смежных чисел с опорой на сопоставление совокупностей разных предметов. Например, сопоставив 2 матрешек с 3 кубиками, выясняют, что матрешек меньше, чём кубиков, а кубиков больше, чем матрешек. Значит, 2 меньше 3, а 3 больше 2. Проверяют, всегда ли это так. Для этого 2-3 раза меняют счетный материал. Сопоставляют другие совокупности, состоящие из 2 и 3 предметов, и делают вывод, что 3 всегда больше 2, а 2 меньше 3. Аналогичным образом сравнивают еще 2-3 пары смежных чисел. Работу детей организуют одновременно с разным счетным материалом. Одни дети сопоставляют, например, 4 елочки и 5 грибочков, другие - 4 утенка и 5 цыплят, третьи - 4 круга и 5 квадратов и т. д. Выясняют, что во всех случаях 5 больше 4, а 4 меньше 5.
Выяснение отношений «больше», «меньше» в связи друг с другом, способствует формированию представления о взаимно-обратном характере отношений между числами.
Большое внимание уделяют упражнению детей в уравнивании совокупностей. Уравнивая совокупности, дети практически устанавливают разностные отношения между смежными числами. Полезно сопоставлять совокупности предметов разных размеров или занимающих разную площадь. Это позволит параллельно закреплять представления о независимости числа предметов от их пространственных свойств.
Сопоставление совокупностей предметов, отличающихся размерами, формой расположения и пр., позволяет акцентировать внимание детей на значении приемов поштучного соотнесения предметов (наложения, приложения и др.) для выяснения отношений «равно», «не равно», «больше», «меньше». Дети начинают пользоваться этими приемами как способами наглядного доказательства того, какое из 2 сравниваемых чисел больше или меньше. Вариантами являются такие задания, в которых говорится о предметах, представленных условными знаками, моделями геометрических фигур (кружками, квадратами, точками и пр.). Дети, например, угадывают, кого в трамвае было больше: мальчиков или девочек, если мальчики представлены на доске большими кружками, а девочки - маленькими. Опыт показывает, что ребенок шестого года. жизни легко принимает такую абстракцию. Появляется возможность использования «промежуточных» средств - меток, моделирования отношений величин.
Детей учат получать не только «равенство из неравенства», но и, наоборот, «из равенства неравенство», причем сравнение чисел производят на основе сопоставления совокупностей, воспринимаемых как зрительно, так и на слух, на ощупь, на основе мышечного чувства. Включение в активную работу разных анализаторов служит обобщению соответствующих представлений. Даются, например, такие задания: «Поднимите, руку на 1 раз больше (меньше), чем было пуговиц на карточке у Саши. Сколько раз вы подняли руку? Почему?», «Сколько вы услышали звуков? Сколько надо отсчитать треугольников, чтобы, их было на 1 больше (меньше), чем вы услышали звуков?» Дети сначала сравнивают числа, а затем производят соответствующие действия. Выполнив задание, ребенок должен не только сказать, сколько положил предметов или сколько выполнил движений, но и объяснить, почему именно столько, т. е. сравнить числа.
Сравнивая числа, некоторые дети называют только одно из них: «5 больше» или «4 меньше». Добиваясь точного ответа, педагог задает наводящие вопросы, например: «С каким числом мы сравнили число 5?», «Какого числа оно больше (меньше)?» Пользуясь возможностью подчеркнуть относительность выражений «больше», «меньше», воспитатель предлагает ребенку сравнить данное число с предшествующим или последующим. Он говорит, например: «Ты сказал, что 4 меньше. А если я назову числа 3 и 4, что ты скажешь про число 4?» Дети убеждаются, что одно и то же число может быть и больше, и меньше другого в зависимости от того, с каким числом его сравнивают. Поэтому надо называть оба сравниваемых числа и указывать, какое из них больше (меньше) какого. Иначе ответ будет неточным.
Показать относительность выражений «больше», «меньше» позволяет сравнение нескольких чисел, следующих друг за другом. Наглядной основой для такого сравнения служат совокупности однородных предметов (кружков, квадратов и др.), расположенных горизонтальными рядами точно друг под другом.
Наиболее ценным приемом является построение числовой лесенки . Окрашенные с 2 сторон кружки (квадраты) синего и красного цвета раскладывают по 5 (10) шт. рядами. Количество кружков в ряду последовательно увеличивают на 1, причем «дополнительный» кружок повернут другой стороной. Числовая лесенка позволяет наглядно представить определенную конечную последовательность чисел натурального ряда.
Предлагая в каждом следующем ряду положить столько же кружков, сколько в данном, да еще 1, педагог напоминает детям способ получения последующего числа (я + 1).
Примечание. В старшей группе ограничиваются построением числовой лесенки в пределах первого пятка.
Убирая по одному кружку из каждого ряда, дети вспоминают способ получения каждого предыдущего числа (n - 1). Далее устанавливают связь между количеством кружков в ряду и его порядковым номером. Сначала числа сравнивают попарно, а- потом каждое число с предыдущим и последующим. С опорой на наглядность дети ведут счет в прямом и обратном порядке.
Важно, чтобы, работая самостоятельно, они строили лесенку строго по порядку, т. е. увеличивали количество кружков каждого следующего ряда на 1.
Работу по сравнению смежных чисел сочетают с упражнениями в группировке геометрических фигур, с сопоставлением размеров предметов и др., разнообразя задания. Так у детей формируют представление об определенной последовательности чисел и подводят их к пониманию взаимно-обратных отношений между смежными числами.

Конспект НОД для детей 5-6 лет: «Счёт предметов. Понятия «больше», «меньше».












© 2010-2022