Методическая разработка Диагностический инструментарий для педагогического мониторинга в детском саду 3-6 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение

Мониторинг определяется как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа показателей с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития ребенка (М. М. Поташник, А. А. Шаталов, В. В. Афанасьев, И. В. Афанасьева, Е. А. Гвоздева).Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоенияпрограммы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

Содержание мониторинга тесно связано с Государственным общеобязательным стандартом «Дошкольное воспитание и обучение» 2012 г.,программами обучения и воспитания детей. Образовательный процесс в дошкольной организации строится по 5 образовательным областям: «Здоровье», «Познание», «Коммуникация», «Творчество», «Социум», насыщенность которых обеспечивает развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольника.

Мониторинг в структуре программы позволяет оперативно отслеживать полноту реализации содержания педагогической работы по освоению детьми образовательных областей и формирования интегративных качеств личности дошкольника в каждый возрастной период. Мониторинг в ДОО должен обладать следующими свойствами: системностью, прогностичностью, экономичностью.

Под системностью понимается возможность получения комплексной информации о педагогическом процессе в ДОО как со стороны организации образовательного процесса, так и со стороны развития каждого конкретного дошкольника.

Под прогностичностью в данном случае понимается возможность принятия решения об изменении насыщенности педагогического процесса, постановке дополнительных образовательных, развивающих, воспитательных задач или необходимости индивидуальных маршрутов сопровождения по результатам мониторинга на любом этапе развития ребенка. Это означает, что, с одной стороны, параметры мониторинга должны быть информативны для построения и отслеживания качества реализации всех образовательных областей в каждой конкретной группе детского сада.

Обобщая результаты мониторинга по всем возрастным группам, методист, руководитель дошкольной организации должен иметь возможность принять решение о полноте реализации программы и, в случае обнаружения проблем её реализации, оперативно оказать методическую, консультативную, практическую или другую помощь конкретным воспитателям или всему педагогическому коллективу детского сада. С другой стороны, параметры мониторинга должны давать педагогу полноценную информацию о качестве усвоения каждым конкретным ребёнком предлагаемой информации по всем разделам программы и о специфике его личностного развития.

В случае обнаружения недостаточной эффективности проводимой педагогической работы воспитатель должен точно определить круг трудностей конкретного воспитанника в образовательных областях или личностном развитии и предложить индивидуальные формы работы, что должно быть отражено в выводах мониторинга и в задачах перспективного планирования воспитателя на конкретный период.

Под экономичностью понимается возможность в кратчайшие сроки без ущерба для образовательного процесса с минимальными временными затратами получить достоверную информацию о каждом конкретном ребенке и об условиях реализации образовательных областей в каждой конкретной группе.

Учитывая многообразие нормативных вариантов развития детей дошкольного возраста, а также возрастающее с каждым годом количество детей с отклонениями в развитии, можно предложить оценивать успешность освоения ребенком или его интегративные качества с помощью 3 уровней.

Таблицы мониторинга заполняются 3 раза в год - в начале, середине и конце учебного года для проведения сравнительной диагностики. Следует отметить, что диагностические карты и задания, позволят педагогам дошкольных организаций без усилий проводить диагностику, так как мониторинговые показатели сформулированы точно, просто и доступно для педагогических кадров с разным уровнем образования и квалификации.

Таким образом, мониторинг в дошкольной организации, согласно Государственному общеобязательному стандарту «Дошкольное воспитание и обучение» 2012 г., решает пять задач:

1) позволяет составить подробную характеристику на каждого ребёнка (при необходимости);

2) позволяет определить детей «группы риска» по отдельным образовательным областям или интегративным качествам и вовремя организовать индивидуальную работу с ними;

3) позволяет определить актуальные направления перспективного планирования образовательной работы в группе и в детском саду;

4) позволяет определить проблемы организации и содержания определенных образовательных областей у каждого педагога, по группам и по детскому саду в целом,

5) концентрация результатов мониторинга позволит определить проблемы организации образовательного процесса и оперативно решить их.

Педагогическая диагностика остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность.

Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

Главная цель диагностирования - получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами.

Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

Принцип доступностии наглядностиобучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).

Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.

Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников. Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».

Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается».

Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями).

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них - субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения, по возможности, длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель - дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.





Пояснительная записка

Диагностика уровней усвоения программы «Біз мектепке барамыз» под редакцией Республиканского центра «Дошкольное детство» - 2010, представленная в настоящем методическом пособии - методика, охватывающая широкий спектр задач в дошкольных организациях образования.

Используя диагностику усвоения уровней программы, педагог может объективно оценить правильность выбранных направлений и способов обучения, своевременно скорректировать план работы для достижения лучших результатов.

Пособие также поможет оптимизировать образовательный процесс, сведя ошибки к минимуму. Диагностические карты и задания по 4 образовательным областям «Познание», «Коммуникация», «Социум», «Творчество», которые включены в пособие по диагностике, позволяют оценить овладение материалом не только группой в целом, но и каждым ребёнком в отдельности.

В основу диагностических карт и заданий заложен принцип доступности и наглядности диагностических методик и процедур. Методическое пособие располагает таким подбором (построения) методик, вопросов, заданий, которые рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт.

Диагностические задания, предлагаемые в данном пособии, рассчитаны на детей от 5 до 6 лет. Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу.

Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценивать эффективность образовательной работы в дошкольных организациях по «конечному ценному продукту» - дошкольник-выпускник.

Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности. Результаты диагностики - это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.

4


© 2010-2022