- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Песочная терапия (sand play), что это?
Песочная терапия (sand play), что это?
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Скоробогатова Т.В. |
Дата | 17.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Песочная терапия (sand - play), что это такое?
Для развития детей не так важны дорогие игрушки, как простые и доступные предметы и вещества. Главное, чтобы они были разнообразны, тогда у ребёнка возникает интерес к познанию, к творчеству, развивается воображение, мышление, расширяется интеллект. А ещё очень важно играть с ребёнком, ведь только через игру можно помочь ребёнку познать всё многообразие окружающего мира, только через общение со взрослыми взаимодействуя с предметами и веществами, окружающий его мир превращается в мир - сказку.
И сказка оживает в маленькой песочнице. Песок - это первое вещество, которое нам знакомо с юных лет. Наблюдения показали, что игры в песке не только доставляют детям радость и удовольствие, но и развивают целый спектр умений и способностей, в том числе предметно-математических, математических, исследовательских, языковых. Метод песочной терапии или sand - play пока еще малоизвестен в России, но по своей эффективности является очень перспективным. Корни этого метода исходят из юнгианского психоанализа, поэтому часто этот метод называют юнгианская песочная терапия. Первоначально песочница использовалась специалистами как вспомогательный инструмент психотерапевтического процесса. С повышением роли юнгианского подхода песочная терапия включилась в арт - терапевтический процесс и стала использоваться как дополнительное средство создания визуальных образов у людей, имеющих затруднения при вербальном взаимодействии. От других форм арт - терапии «песочница» отличается простотой манипуляций с объектами, мобильностью создаваемых образов, возможностью многократного создания новых сюжетов.
При работе с песком и водой не требуется особых умений. Набор фигурок, природные материалы, возможность создания объёмных композиций не только придают образу дополнительные свойства, но и легко позволяют получить доступ к неосознаваемым проявлениям психики. Ограничений в применении эта методика практически не имеет. Условным ограничением является наличие у клиента заболеваний, не позволяющих ему выполнять манипуляции с песком и водой. Это могут быть заболевания кожи, аллергическая реакция на пыль, заболевания или особенности строения опорно-двигательного аппарата. Однако в ситуации принятия решения об использовании методики эти ограничения могут быть сняты. Педагоги считают, что игры с песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей и взрослых и являются прекрасным средством для развития и саморазвития. А психологи утверждают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Игра в песочнице стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, учит его прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт самоанализа, учится понимать себя и других.
Игры с песком разнообразны:
1. обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;
2. познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.;
3. проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.
Игры с песком помогут ребёнку:
1. развить тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
2. снимут мышечную напряжённость;
3. научат ребёнка чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;
4. помогут развить активность;
5. расширят жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации);
6. стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
7. позволят ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслять происходящее и находить способы решения в проблемной ситуации;
8. помогут преодолеть комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок;
9. разовьют творческие (креативные) действия, находя нестандартные решения, приводящие к успешному результату;
10. совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, а также
речевые возможности;
11. способствуют расширению словарного запаса;
12. помогут освоить навыки звуко - слогового анализа и синтеза;
13. позволят развивать фонематический слух и восприятие;
14. способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;
15. помогут в изучении букв и освоении навыков чтения и письма.
Используемая литература:
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, - 50 с.
Интернет-ресурсы.