Доклад на тему: Особенности организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности организации непосредственно образовательной деятельности (НОД)

в соответствии с ФГОС ДО

Непосредственно образовательная деятельность

реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их

интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор

которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента

детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования

и решения конкретных образовательных задач.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и

обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда

они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием

В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности

можно считать приемлемыми формами практики для ребенка

дошкольного возраста:

В раннем возрасте (1 год - 3 года):

- предметная деятельность и игры с составными и

динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами (песок,

вода, тесто и пр.);

- общение со взрослым и сверстниками;

- совместные игры со сверстниками под руководством

взрослого;

- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-

орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;

- рассматривание картинок, двигательная активность;Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких

как :

- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды

игры,

- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира

и экспериментирования с ними),

- восприятие художественной литературы и фольклора,

- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,

бумагу, природный и иной материал,

- изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,

пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных

инструментах)),

- двигательная (овладение основными движениями) формы активности

ребенка.Выделяются сущностные признаки

совместной деятельности взрослых и детей -

наличие партнерской позиции взрослого

и партнерской формы организации НОД

(сотрудничество взрослого и детей,

возможность свободного размещения,

перемещения и общения детей).Воспитатель, основываясь на интересах и игре

детей, предлагает им виды деятельности,

которые стимулируют их познавательную

деятельность.

Предоставляя детям возможность прямого

контакта с людьми, материалами и реальным

жизненным опытом, воспитатель стимулирует

интеллектуальное развитие ребенка.Тематические игровые центры дают детям возможность

самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области

познания. Различные темы, масштабные задания (проекты)

также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с

определенными центрами. Интерьер группы должен быть

организован таким образом, чтобы детям был предоставлен

достаточно широкий выбор центров и материалов.

В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

• делают выбор;

• активно играют;

• используют материалы, которым можно найти более чем одно

применение;

• работают все вместе и заботятся друг о друге;

• отвечают за свои поступки.Между воспитателями и детьми должно быть взаимное

уважение. Уважение является необходимым элементом в том

сообществе, которым является группа детского сада.

Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и

заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень

уважения, которое дети ощущают со стороны других людей,

представляет собой ключевой фактор развития у них

самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает

прочные основы позитивных взаимоотношений с другими

детьми.Как продемонстрировать детям свое уважение

• Всегда называйте детей по имени.

• Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только

возможно.

• При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на

корточки или садитесь на низкий стул.

• Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.

• Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не

забудьте сделать это.

• Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.

• Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих

интересах.

• Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощьОрганизация непосредственно образовательной

деятельности в форме совместной партнерской

деятельности взрослого с детьми связана со значительной

перестройкой стиля поведения воспитателя.

Партнерская позиция воспитателя предполагает

принятие демократического стиля отношений, а не

авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Понять, что значит быть партнером детей, легче всего,

сопоставив эти две позицииХарактеризуемы

е объекты

Партнерская форма Школьно-урочная форма

Понятие Партнер - всегда равноправный участник дела

и как таковой связан с другими взаимным

уважением

Учитель - это руководитель, регламентатор;

он непосредственно не включен в

деятельность, а дает задание (объясняет) и

контролирует

Позиция

взрослого в

пространстве

группы

Взрослый - партнер, рядом с детьми (вместе), в

едином пространстве (например, сидящий в

круге с детьми за общим столом)

Позиция взрослого динамична (может со своей

работой пересесть, если видит, что кто-то

особенно в нем нуждается); при этом все дети в

поле зрения воспитателя (и друг друга).

Взрослый - учитель, отдален от детей, вне

круга, противостоит детям, над ними

(например, за письменным столом как на

школьном уроке)

Позиция взрослого либо стабильна (стоит у

доски, сидит за письменным столом), либо он

перемещается для контроля и оценки

(«обходит дозором» детей, контролирует,

оценивает, нависая «над» ребенком).

Организация

пространства

Максимальное приближение к ситуации

«круглого стола», приглашающего к равному

участию в работе, обсуждении, исследовании.

Размещение за рядами столов, как за

партами, глядя в затылок другого ребенка

Степень свободы Свободное размещение детей и перемещение в

процессе деятельности.

Разрешено свободное общение (рабочий гул)

Дети могут обсуждать работу, задавать друг

другу вопросы и т.п.

Жесткое закрепление рабочих мест, запрет на

перемещение.

Запрещено свободное общение детей.

Вводится дисциплинарное требование

тишины

«Чреватость»

позиции

воспитателя

Способствует развитию у ребенка активности,

самостоятельности, умения принять решение,

пробовать делать что-то, не боясь, что

получиться неправильно, вызывает

стремление к достижению, благоприятствует

эмоциональному комфорту

Вызывает пассивность ребенка,

невозможность самостоятельно принять

решение, эмоциональный дискомфорт, страх

что-то сделать не так и агрессию как

оборотную сторону страха, как разрядку

накапливающегося напряжения.Организация непосредственно образовательной

деятельности в партнерской форме требует от взрослого

стиля поведения, который может быть выражен девизом:

«Мы включены в деятельность, не связаны

обязательными отношениями, а только желанием и

обоюдным договором: мы все хотим делать это».

На разных этапах непосредственно образовательной

деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется

особым образомЭтапы

непосредственно

образовательной

деятельности

Характеристика действий

1. Начальный этап

деятельности

Воспитатель приглашает к деятельности - необязательной, непринужденной:

«Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто

хочет, присоединяйтесь…».

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный

участник, предлагает возможные способы ее реализации.

2. В ходе процесса

деятельности

Воспитатель исподволь задает развивающее содержание (новые знания, способы

деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской

критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во

взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес

ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует

взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

3. Заключительный

этап деятельности

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет

исследование, работу. «Открытый конец» деятельностиТаким образом, существенными характеристиками организации

непосредственно образовательной деятельности в форме

партнерской деятельности взрослого

с детьми являются:

- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без

психологического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время непосредственно

образовательной деятельности (при соответствующей организации

пространства);

- открытый временной конец непосредственно образовательной

деятельности (каждый работает в своем темпе)В самом начале подобной организации непосредственно

образовательной деятельности с детьми надо сразу

договориться об общих правилах поведения в группе:

«Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись

потихоньку своим делом, но не мешай другим».

Если воспитатель правильно подбирает содержания для

занимательной деятельности с дошкольниками,

соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на

предлагаемое дело, проблемы присоединения к нем детей

просто не возникает. При организации непосредственно образовательной деятельности в форме

совместной партнерской деятельности меняется и положение детей.

1. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не

введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность

выбора - участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться

чем-то другим. Это свобода выбора между деятельностями и их содержанием, а

не между деятельностью и ничегонеделанием.

2. Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное

размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу

работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут

обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие их

вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь,

совет и т.п.

3. Дети могут работать в разном темпе. Объем работы каждый ребенок может

определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое

дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем,

что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может

продолжить ее в последующие дни.То, что предлагает делать взрослый,

ребенку обязательно должно быть

нужно и интересно.

Осмысленность для ребенка предлагаемой

взрослым деятельности - главный залог

развивающего эффекта

© 2010-2022