Проект «Живая память Калмыкии»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 3 «Ягодка»

РК г. Элиста въезд им. Р. Веткаловой, 2 тел.3-05-49

Выступление

на Августовской конференции г.Элисты

Тема: «Изучение истории военного времени родного края.

Проект «Живая память Калмыкии»»



Подготовила: Коклаева Л.Н.,

учитель родного языка МКДОУ № 3



2015г

Тема: Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа.

Для дошкольников Великая Отечественная война - легенда далекого прошлого. И в то же время День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, призывает любить Родину и близких.

В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. Идет время, уходят из жизни участники войны. Но люди, совершившие подвиги, должны жить вечно в наших сердцах, в нашей памяти.

В преддверии празднования Дня Победы в ходе бесед у старших дошкольников был выявлен дефицит знаний о Великой Отечественной войне, об участии членов семьи старшего поколения войне. Многие дети не имеют представлений о причинах возникновения праздника.

Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания - проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.

Использование проектной деятельности как средства воспитания патриотизма наиболее эффективно в работе со старшими дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги ДОО, но и родители детей, поэтому необходимо сотрудничество с родителями и отказ от традиционной роли педагога в пользу партнерской.

С этой целью в детском саду был разработан и реализован творческий проект «Живая память Калмыкии».

Цели проекта:

• Формирование у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к историческому военному прошлому страны, к малой Родине.

• Формирование интереса к продуктивной, творческой, познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

• Формировать личность, живущую по законам исторической преемственности поколений.

• Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины.

• Развивать продуктивную деятельность и творчество.

• Поощрять поисковую деятельность детей и родителей по истории военного прошлого семьи.

• Привлекать родителей к совместным познавательно-тематическим мероприятиям.

• Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании своих детей.

• Способствовать обогащению эмоциональной сферы.

Принципы проекта:

• историзм: соблюдение хронологии описываемых явлений и дат;

• гуманизация: ориентация на высшие общечеловеческие ценности;

• дифференциация: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о Великой Отечественной войне;

• итегративность: сотрудничество с семьей, библиотекой, художественным музеем, сочетание разных видов деятельности;

• наглядности: изготовление ряда пособий и игр, мультимедийных презентаций на основе исторического материала, соблюдение требований к культуре показа презентаций.

Предполагаемый результат реализации проекта включает следующие показатели:

• проявляют любознательность, активность; интерес к новым знаниям;

• проявляют чувства гордости за стойкость и самоотверженность народа

Калмыкии в период Великой Отечественной войны;

• имеют представления о фактах из жизни участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах;

• умеют представить творческий продукт индивидуальной или коллективной деятельности;

• соотносят воспринятую информацию со своим опытом, чувства ми и представлениями;

• интересуется к историческому прошлому Родины через произведения живописи и скульптуры, прослушивания музыкальных произведений;

• проявляют активный интерес к музыке воинской тематики;

• проявляют творческую активность, воспроизводят музыкальные произведения, соответствующие тематике проекта.

С целью оценки эффективности педагогических воздействий на социально-нравственное развитие дошкольников использовались следующие методы педагогической диагностики:

• беседы с детьми по тематике проводимых мероприятий, позволяющие выявить уровень сформировано стипатриотических чувств дошкольника, качество усвоения ребенком представлений о Калмыкии , её истории, родном городе;

• применение и отражение знаний в детских видах деятельности;

• наблюдение за детьми в ходе праздников, развлечений.

Реализация проекта включала 4 этапа:

1. Подготовительный этап (разработка проекта) - сентябрь-октябрь

Цель: самосовершенствование по теме, оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы.

На данном этапе были обозначены и реализованы основные направления работы:

1. Интервьюирование детей на тему «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?».

2. Индивидуальные беседы с детьми на тему «Защитники Отечества».

3. Составление перспективного плана по реализации проекта.

4. Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

5. Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

6. Оформление выставки работ детей и родите лей на военную тематику.

2 этап - формулирование проблемы - ноябрь-декабрь

Цель: помочь детям осознать и личностно воспринять ценности мира, покоя, здоровья и счастья человека, неприятия войны.

Содержание этапа: цикл мероприятий по теме «Моя родина - Калмыкия!».

Для достижения цели педагоги нашего детского сада использовали все виды детской деятельности, так как они воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

На занятии «День народного единства России» говорили с детьми о необходимости единения всех людей против общего врага. Ценности мира, покоя, здоровья и счастья человека показали детям через отношение к самому близкому человеку - к маме.

На празднике «День матери» все песни, стихи, слова любви, улыбки, аплодисменты были посвящены мамам.

Конкурс плакатов «Нет войне - мир всем!» помог выразить детям эмоциональное чувство неприятия войны.

В тематический день «Имя твоё неизвестно - подвиг твой бессмертен», проведённый 5 декабря в День неизвестного солдата, через наглядные художественно-изобразительные средства подвели детей к пониманию того, что память о погибших защитниках хранится на памятниках, мемориалах, в памятных местах, музеях. Дети получили представление о войне как о великом народном горе и подвиге, благодаря которому было преодолено это горе и возвращён мир.

3 этап реализации проекта в образовательной практике (январь-май)

Цель: формирование у детей осознанного отношения к Дню победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне через различные виды деятельности.

Задачи:

• дать детям знания о событиях войны;

• расширить представления о защитниках Родины в годы Великой Отечественной войны;

• ознакомить с трудностями фронтовых и трудовых будней старшего поколения;

• расширить познавательные способности детей в процессе совместной продуктивной, игровой, художественно-творческой, познавательной деятельности.

Содержание этапа включает два цикла: «Священная война» (январь-март) и «Детство без войны» (апрель-май)

В цикле «Священная война» воспитателями были проведены беседы о событиях войны, организован конкурс детского рисунка «Портрет героя», музыкально-спортивный праздник «Буду в армии служить, буду Родину любить» способствовал формированию патриотических чувств и представлений о героизме.

Наибольший интерес дети проявили к рассматриванию фотографий военных лет, наград (медалей, орденов) наших прадедушек и прабабушек. Формированию у детей любви к Родине, уважения к Российской армии и солдату способствовала также художественная деятельность. Дети рисовали боевые машины, портреты солдат, делали аппликации , конструировали танки, самолеты, корабли.

В цикле «Детство без войны» дети проявили большой интерес к песням военной тематики. Дети с трепетным чувством слушали песни «Священная война», «Катюша», «День победы», «Журавли», «Синий платочек».

Внимание детей привлекла выставка детской художественной литературы о войне «Расскажи мне о войне». Знания, полученные в ходе бесед о защитниках Родины в годы войны «Эта ужасная война», «День Победы - главный праздник», впечатления о прочитанных книгах, личных наблюдениях дети отражали в рисунках: «Войне мы скажем нет!» «Солдаты», самостоятельной игровой деятельности (сюжетные игры «Моряки», «Пограничники»).

Детям и самим интересно рассказать что-нибудь про войну - достаточно дать им задание поинтересоваться у мам и пап про их бабушек и дедушек. Написать домашнее сочинение «Письмо солдату», сделать поделки или подарки к празднику. Дети вместе с родителями составили и записали небольшие рассказы об истории своей семьи в годы войны, о родственниках - участниках Великой Отечественной войны.

Невероятно торжественная атмосфера царила на конкурсе чтеца «Стихи, опаленные войной», посвященного Дню Победы.

Дети и родители приняли активное участие оформления стенгазет «Страницы памяти» с использованием фотографий военных лет.

Для реализации проекта педагогами детского сада накоплен богатый наглядно-дидактический материал, который позволяет глубже закрепить в представлении детей образы героев - защитников нашего Отечества, воспитать желание сопереживать им, быть похожими на них, кроме того, поможет развить и обогатить словарный запас детей, научить их правильно излагать свои мысли и впечатления.

Недостаточно просто познакомить детей с историей Великой Отечественной войны. Работу с дошкольниками необходимо построить так, чтобы они сумели сначала понять, а затем и принять ценности ненасилия, мира, толерантности.

Помогает глубже «прожить» и прочувствовать тему выставочная работа. Дети с воспитателями приходили на регулярно обновляемую выставку «Тема войны в живописи», на которой педагоги рассказывали о каждой представленной картине, истории ее создания, о том, почему художник так проникся этой темой.

Знания, полученные в ходе бесед о защитниках Родины в годы войны, впечатления о прочитанных книгах дети отражали в рисунках: «Войне мы скажем нет!», «Солдаты», самостоятельной игровой деятельности.

К мероприятиям готовились все вместе: родители помогали оформлять зал, учили вместе с ребятами стихи, педагоги готовили литературно-музыкальную композицию для вступительной части; дети приходили нарядные, видно, что настроены они торжественно и очень серьезно.

Взаимодействие с родителями в условиях реализации проекта осуществлялось через следующие формы работы:

• оформление общего информационного стенда «День Победы», «Календарь Победы»,

• папки-ширмы «Детям о войне»,

• рекомендации «Как рассказать ребёнку о Великой Отечественной войне».

Родителям было рекомендовано:

• просмотр фильмов о войне вместе с детьми, прослушивание музыкальных произведений на военную тематику,

• поездка с детьми к памятным местам города, посещение музе ев, возложение цветов к Вечному огню.

Активно привлекались родители к организации выставки стенгазет, макетов, поделок о войне.

4 заключительный этап- май.

Целью заключительного этапа стало подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта, определение дальнейших перспектив.

Творческий проект «Живая память Калмыкии» позволил систематизировать знания детей об историческом прошлом Родины, целостное восприятие событий, связанных с ВОВ.

Реализация проекта обеспечила развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных навыков дошкольников, создала предпосылки поисковой деятельности, а главное способствовала формированию гражданско-патриотической позиции воспитанников детского сада.

Но на данном проекте работа не закончилась, а наоборот подтолкнула к новым идеям, поискам. В этом учебном году коллектив нашего детского сада задумался над реализацией проекта по созданию мини-музея Раисы Веткаловой, героя Великой отечественной войны, имя которой носит улица, где расположен наш сад.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста возможно полном объёме в том случае, если организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель».







© 2010-2022