Образовательная программа кружка по логопедической коррекционной работе «Чистореченька»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №10 «Солнышко»

г.Благовещенска Республики Башкортостан



УТВЕРЖДЕНО

приказом от «___»_________201___ г. № ____

Заведующий МАДОУ «ЦРР - детский сад № 10 «Солнышко»: _________________Т.А. Подковко


Образовательная программа

кружка по логопедической коррекционной работе

«Чистореченька»


Возраст детей 3-7 лет.

Срок реализации программы: 4 года.

Руководитель:

Педагог

дополнительного образования,

учитель-логопед высшей категории

Давлятянова Гузель Анваровна

«Принято»

На заседании

Педагогического совета

Протокол № __

от «___» ________201_г.





г. Благовещенск 2015 г.


  1. Пояснительная записка

Модифицированная программа кружковой работы по коррекционно-развивающей работе «Чистореченька» представляет собой систему комплексных занятий на основе программ: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой.

Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребёнка. Содержание программы соответствует федеральным государственным требованиям, образовательным стандартам и требованиям; целям и задачам образовательной программы учреждения.

В основе создания этой программы использовала опыт работы на дошкольном логопункте, подкрепленный современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями.

Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Актуальность. Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к школьному овладению письменной формы речи. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.

Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью и востребованностью данной услуги у родителей. Изучение данной программы поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную общеобразовательную программу; позволит своевременно, то есть еще до поступления в школу помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Направленность. Предлагаемая программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - индивидуально-подгрупповой.

Отличительные особенности данной программы от существующих и используемых в дошкольных учреждениях состоят в следующем:
1. Программа включает работу с детьми младшего возраста и в связи с тем, что в младшую подгруппу часто поступают дети с 1-2 уровнями речевого развития при ОНР, часто практически не говорящие, в планировании выделены такие направления, как «Развитие импрессивной речи» и «Развитие экспрессивной речи».
2. Взаимосвязь с родителями осуществляется не через открытые мероприятия, как в других кружках, а через систему методических рекомендаций, получаемых родителями индивидуально в устной форме и еженедельно в письменной форме на карточках или специальных тетрадях. Также часто практикуются индивидуальные консультации, в присутствии и с участием ребёнка, на которых демонстрируются элементы коррекционного занятия (артикуляционная, дыхательная гимнастики и т.д.), требующие правильного закрепления в домашних условиях.

3. Все занятия проводятся в игровой форме.

Педагогическая целесообразность состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, формирование словарного запаса, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а также его социализации.

Цель: максимально полно скоррегировать нарушения в устной речи воспитанников, в соответствии с уровнем и степенью речевого нарушения: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, развивать связную речь и способствовать накоплению словарного запаса.

Задачи

Образовательные:

  1. Формировать слуховое внимание и восприятие;

  2. Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений; познакомить с понятиями «звук», «слово», «слог», «предложение»;

3. Формировать понятия о грамматических категориях языка;

4. Обогащать и активизировать словарный запас;

5. Формировать нравственно - этические нормы поведения.

Развивающие:

  1. Развивать дыхание, голос и мимические мышцы;.

  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;

  3. Развивать слуховое и зрительное внимание;

  4. Развивать фонематическое восприятие.

  5. Развивать связную речь

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога;

  2. Воспитывать умение слушать друг друга;

  3. Воспитывать самоконтроль за речью.

  4. Воспитывать чувства сопереживания, взаимоуважения.

  5. Воспитывать у детей аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом;

Принципы:

Логопедическая работа строится с учётом следующих дидактических принципов:

  1. принцип комплексности, воздействие осуществляется на весь комплекс речевых и неречевых нарушений;

  2. принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации (различные анализаторы), так как формирование высших психических функций представляет сложный процесс организации функциональных систем: зрительной, кинестетической, двигательной;

  3. принцип опоры на сохранные (интактные) звенья нарушенной функции, поскольку опора на непострадавшие звенья деятельности осуществляется на новых компенсаторных началах;

  4. принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), при котором работа над каждым типом задания проводиться в определённой последовательности;

  5. принцип учёта зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому), при котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны логопеда;

  6. принцип усложнения материала, с постепенным включением трудностей в логопедическую работу;

  7. принцип учета объема и степени разнообразия материала. Во время реализации программы необходимо переходить к новому материалу после сформированности того или иного умения.

  8. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласует требования психического и личностного развития ребенка возрастной норме. Учет уровня речевого развития каждого ребенка.

  9. принцип учета эмоциональной сложности материала. Чтобы проводимые игры, упражнения, предъявляемый материал создавали благоприятный эмоциональный тон.

  10. принцип динамичности - сбалансированный охват всех сторон речи ребенка (произношение, словарь, грамматический строй речи, связная речь и т.д.).

  11. принцип сотрудничества - создание атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности в коллективе детей, осознанное от ношение педагогов и родителей к полноценному речевому развитию детей, взаимодействие детского сада и семьи.

Форма работы (организации) - индивидуальная, в миниподгруппах, и подгрупповая. Из расчета 2-3 занятия в неделю. Обязательным элементом каждого занятия являются артикуляционная гимнастика и пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. Занятия проводятся как индивидуальные, так и подгрупповые.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие схожие по характеру степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий 2 раза в неделю, 25 минут для детей старшего и подготовительного возраста, 20 минут для детей среднего возраста и 15 минут для детей младшего возраста.

Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуально психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. ФН - 2 раза в неделю; ФФН - 2 раза в неделю; ОНР II - III уровня развития - 2-3 раза в неделю.

Такая форма организации занятий позволяет логопеду уделить каждому воспитаннику максимальное внимание, помочь при затруднениях. Методики обучения развивающие.

В работе используются методы:

- практические (упражнения и дидактические игры);

- наглядные (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты);

- словесные (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы).

Реализация целей осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности: познавательной, игровой, творческой, коммуникативной.

Зачисление на занятия происходит после предварительной диагностики и определения уровня выраженности речевого нарушения. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда, в зависимости от степени выраженности речевого нарушения каждого из воспитанников.

Коррекционная работа состоит из серии специальных организованных занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Сроки реализации:

Учебная программа разделена на 4 раздела, изучение каждого из них рассчитано на 1 учебный год (60 учебных часов), по 60 учебных часа в год, 2 часа в неделю.

1 раздел (1-й год обучения)

- комплекс занятий создан с опорой на методику развития речи детей раннего и младшего возраста С.А. Мироновой, методические разработки О.Е.Громовой, материалы Н.В. Нищевой; материалы по работе с безречевыми детьми Кирилловой Е.В.

Программный материал разработан для работы с детьми:

  • с задержкой речевого развития в возрасте старше 2-2,5 лет;

  • с нормальным речевым развитием в возрасте старше 1,5 лет.

Логопедическая работа с детьми на данном этапе включает следующие направления:

1. Развитие импрессивной речи, формирование предпосылок речевого мышления:

- развитие слухового внимания к неречевым и речевым стимулам, формирование у детей умения соотносить звуки с определёнными объектами живой природы или предметами окружающей действительности;

- развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

- ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение предмета в пространстве;

- обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой (указательный жест, демонстрация действий и т.п.) и без наглядной опоры.

2. Развитие активной речи и формирование речевых коммуникативных навыков:

- активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения;

- поэтапное обучение детей построению простого предложения(слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов-корней, двусоставное предложение);

- стимулирование инициативной речи ребёнка в специально организованной ситуации общения.

3. профилактика нарушений фонематического слуха, слоговой структуры слова и звукопроизношения:

- стимулирующее воздействие на формирование моторных функций артикуляторного аппарата;

- развитие дыхательного физиологического выдоха, правильного речевого дыхания;

- активизация звукоподражания у детей и воспроизведения по образцу 2-3 сложных слов и коротких фраз.

Тематическое содержание логопедических занятий 1 года обучения разделены на 3 этапа обучения (октябрь-декабрь, январь-март, апрель-май)

Тематическое содержание логопедических занятий 1 года обучения:


1 этап

2 этап

3этап

1. «Играем в мяч»

19. «Одежда: одеваем куклу на прогулку»

43. «Собираем букет для мамы»

2 «Как «говорят» инструменты: молоток»

20. «Купаем зайку»

44. «Звенят ручьи»

3. «У нас гости!»

21. «Зайка выбирает еду»

45. «Весенний лес: трава, деревья»

4. «Прятки»

22. «Мыльные пузыри»

46. «Ищем подснежники в лесу»

5. «Звучащая игрушка: музыкальные шарики»

23. «Учимся дуть вместе»

47. «Птицы прилетели»

6. «Маленькие помощники»

24. «Ищем друзей»

48. «На улице весной»

7. «Домашняя птица: курочка»

25. «Зимняя одежда: собираемся на прогулку»

49. «Дождь в городе»

8. «Прятки: «ку-ку» (второй вариант)

26. «Готовим угощение для птиц и зверей»

50. «Прогулка в парке»

9. «Игрушки: Музыкальные шарики: (продолжение)

27. «Помогаем маме: чьи это вещи?»

51. «Весёлые старты»

10. « Вода: «буль-буль»

28. «Снег и вода. Откуда берутся сосульки?»

52. «Горячо-холодно»

11. «Как «говорят» инструменты: ножницы»

29. «Фрукты: яблоко и апельсин»

53. «Весенние песни»

12. «Как «говорят» инструменты»

30. «Собираемся под ёлочкой»

54. «Встречаем тёплое солнышко»

13. «Огонь: погаси свечку»

31. «Дом и его части»

55. «Что делают звери и птицы весной?»

14. «Ветер: соловей-разбойник»

32. «Семья»

56. «Волшебное дерево: загадай желание»

15. «Играем на дудочке»

33. «Где живут животные?»

57. «Почта от друзей»

16. «Игрушки: мячики и кубики»

34. «Детёныши»

58. «Весенние работы в саду»

17. «Маленький барабанщик»

35. «Большие и маленькие»

59. «В добрый путь!»

18. «Узнай звучащую игрушку»

36. «Весёлая семейка»

60. «Путешествие в страну приключений»

37. «Едем в гости. Поезд»

38. «Зимняя дорога»

39. «Как зимовали мышка и медведь?»

40. «Делаем кормушку для птиц»

41. «Праздник «Прощание с зимой»: Масленица»

42. «Что мы видели зимой?»



Планируемые результаты после первого года обучения:

  • повышение речевой активности, понимание обращённой речи;

  • укрепление произвольного внимания, слухового внимания (ребёнок должен различать звучание музыкальных игрушек, инструментов, определять расположение звучащего предмета в пространстве, находить спрятанный звучащий инструмент по издаваемому звуку)

  • развитие зрительного внимания и памяти (умение ребёнка находить игрушку, картинку и показывать на них, соотносить со словами-названиями, удерживать в памяти знакомые предметные образы: игрушки, предметы окружающей обстановки, картинки)

  • появление вербальных понятий сенсорных эталонов: форма, цвет, размер.

  • расширение рамок общения с помощью мимики, жестов и знаково-символических функций.

  • совершенствование фонематического восприятия;

  • улучшение в произносительной сфере;

  • значительное возрастание пассивного словарного запаса: понимание слов из лексических групп «Транспорт», «Одежда», «Продукты питания», «Предметы быта»;

  • возрастает понимание и употребление вопросительных слов(кто?, что?, где?, чей?) и отдельных местоимений(количественных: один, много пространственных: там, тут, здесь; притяжательных: мой, мне, твоё).

  • умение группировки существительных по общему понятийному признаку, развиваются операции сравнения и обобщения.

  • на фоне расширения лексического запаса становится возможным моделирование двухсловных предложений.

  • освоение простых грамматических конструкций: умение различать в речи взрослого употребление грамматической формы единственного и множественного числа существительных,

  • улучшение артикуляторных возможностей.

2 раздел (2-й год обучения)- комплекс занятий создан с опорой на «Программу логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Т.В. Тумановой, «Программу коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» Н.В. Нищевой, методические разработки Н.В.Ершовой, И.В.Аскеровой, О.А.Чистовой.

Программный материал разработан для работы с детьми:

  • с нарушением речевого развития в возрасте 4-5 лет;

  • с нормальным речевым развитием в возрасте 3-4 лет.

Логопедическая работа с детьми на данном этапе включает следующие направления:

1. Развитие импрессивной и экспрессивной речи:

- развитие понимания ситуативной и бытовой речи;

- развитие непроизвольного подражания - звукового и словесного;

- развитие зрительного внимания, навыков направленного наблюдения за называемыми предметами и выполнения действий по подражанию, тренировка памяти (зрительной, слуховой, тактильной);

- развитие слухового внимания к неречевым и речевым звукам, формирование у детей умения соотносить звуки с определёнными объектами живой природы или предметами окружающей действительности;

- активизация речевых вокализаций, сопровождаемых жестово-мимическими средствами общения;

- поэтапное обучение детей построению простого предложения(слово-предложение, предложение из аморфных слов, слов-корней, двусоставное предложение);

- стимулирование инициативной речи ребёнка в специально организованной ситуации общения.

- обучение детей выполнению речевых инструкций с наглядной опорой и без наглядной опоры

- ознакомление детей с названиями предметов окружающей действительности, названиями основных действий и слов, указывающих на изменение предмета в пространстве;

2. Развитие слухового восприятия:

- расширение рамок слухового восприятия;

- формирование основ слуховой дифференциации, регулятивной функции речи, представлений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков;

- развитие способности дифференцировать неречевые и речевые звуки.

3. Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики:

-развитие подвижности речевой мускулатуры, произвольности и дифференцированности мимических движений,

- обучение воспринимать артикуляционные уклады звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

- активизация пассивных и активных движений пальцев рук, пальчиковая гимнстика.

4. Развитие функций голоса и дыхания:

- увеличение объёма дыхания;

- активизация целенаправленного ротового выдоха;

- ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса;

-формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.

5. Развитие чувства ритма:

- ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма;

- соотнесение ритма со схематическим изображением.

6. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза:

- формирование поисковой деятельности, расширение поля зрения (нахождение игрушек в пространстве комнаты; перемещение игрушек в заданном пространстве);

- вырабатывание устойчивости, переключаемости внимания, увеличение объема зрительного внимания и памяти(запоминание изображений предметов, фиксация изменений в расположении предметов; выделение из множества предметов);

- обучение анализировать зрительный образ (определение недостающих частей у предметов по картинкам; узнавание частей тела и лица на предметной картинке, соотнесение их с частями собственного тела)

  1. Учебный план

Второй год обучения



п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Игрушки

4

2

Овощи

3

3

Осень

4

4

Фрукты

4

5

Зелёный, зелёная

2

6

Зима

2

7

Новый год.

2

8

Наше тело

2

9

Лицо

2

10

Величина

1

11

Одежда

3

12

Обувь

2

13

Зимние забавы

2

14

Сказка Л.Н.Тостого «Три медведя»

2

15

Дикие животные и их детёныши

2

16

Русская народная сказка «Колобок»

1

17

Домашние животные и их детёныши

3

18

Домашние птицы и их птенцы

3

19

Мамин праздник 8 Марта

1

20

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

2

21

Посуда

2

22

Весна

1

23

Птицы

2

24

Дом

1

25

Насекомые

2

26

Лето

2

29

Цвет синий

2

30

Повторение

12


Итого

60



Тематическое содержание логопедических занятий 2 года обучения


1 этап

2 этап

3этап

1. «Игрушки (знакомство) Словоизменение»

23. «Наше тело (знакомство)»

44. «Домашние птицы. Словообразование»

2 «Игрушки. Один -много»

24. «Наше тело. Фраза»

45. «Птенцы домашних птиц»

3. «Игрушки. Величина: большой - маленький»

25. «Лицо (знакомство)»

46. «Русская народная сказка «Курочка Ряба»

4. «Игрушки. Пирамидка»

26. «Лицо. Настроение»

46. «Дом»

5. «Овощи

(знакомство)»

27. «Одежда (знакомство)»

47. «Русская народная сказка «Колобок»

6. «Овощи. Фраза»

28«Одежда. Фраза»

48. «Посуда»

7. «Овощи. Закрепление»

29. «Зимняя одежда. Цвет»

49. «Посуда. Множественное число»

8. «Осень» (знакомство)»

30. «Обувь (знакомство)»

50. «Весенние работы в саду»

9. «Осень. Один-много»

31. «Обувь. Глаголы»

51. «Что делают звери и птицы весной?»

10. «Осень. Листья. счёт до двух»

32. «Сказка Л.Н.Толстого «Три медведя»»

52. «Насекомые. (знакомство)

11. «Осень» Грибы

33. «Величина. Конструирование»

53. «Насекомые. Предлоги НА, С, В, ИЗ»

12. «Фрукты (знакомство)»

34. «Дикие животные (знакомство)»

54. «Синий цвет. Согласование прилагательного с существительными женского рода»

13. «Фрукты. Словоизменение»

35. «Дикие животные и их детёныши»

55 . «Синий цвет. Согласование прилагательного с существительными женского рода»

14. «Фрукты. Счёт до двух»

36. «Домашние животные(знакомство)»

56. Величина: короткий, длиннее, длинный»

15. «Фрукты. Цвет: красный, жёлтый, зелёный»

37. «Домашние животные. Детёныши. Словообразование»

57 «Лето (знакомство)»

16. «Зелёный цвет. Согласование прилагательного с существительными мужского рода»

38. «Домашние животные. Величина: маленький, побольше, большой»

58. «Волшебное дерево: загадай желание»

17. «Зелёный цвет. Согласование прилагательного с существительными женского рода»

39. Мамин день 8 Марта»

59. ««Лето». В добрый путь!»

18. «Зима. (Знакомство)»

40. Весна.

60. «Путешествие в страну приключений»

19. «Зима. Снежки»

41. Птицы. Величина.

20. «Зима. Собираемся на прогулку»

42. Птицы. Предлоги НА, С»

21. «Зимние забавы»

43. «Домашние птицы»

22. «Разноцветные шарики»

23. «Новый год»

24. «Ёлочные игрушки»

Планируемые результаты после второго года обучения:

  • повышение речевой активности;

  • развитие зрительного внимания и памяти;

  • укрепление произвольного внимания, слухового внимания;

  • совершенствование фонематического восприятия;

  • улучшение в произносительной сфере;

  • расширение активного словарного запаса по лексическим темам раздела;

  • умение сравнивать и обобщать предметы по схожим признакам;

  • осваиваются грамматические конструкции: умение использовать в речи местоимения, предлоги;

  • Развитие связной речи, умение составлять рассказы с зрительной опорой и без.

3 раздел (3-й год обучения) - комплекс занятий создан с опорой на «Программу воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, методические разработки В.В.Коноваленко; Е.А. Пожиленко и С.П.Цукановой, Л.Л.Бетц.

Программный материал разработан для работы с детьми:

  • с нормальным речевым развитием в возрасте 5 лет;

  • с детьми 5-6 лет с нарушением фонетико-фонематической стороны речи (ФФНР).

Логопедическая работа с детьми на данном этапе включает следующие направления:

1. Развитие связной речи:

- актуализация накопленного словаря;

- формирование связности и чёткости высказывания;

-установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

- анализ и синтез словесного состава предложения;

2. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений:

- развитие слухового внимания;

- формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

3. Развитие грамматических категорий русского языка:

- формировать понятия о грамматических категориях языка;

- овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;

4. Развитие функций голоса и дыхания:

- увеличение объёма дыхания;

- активизация целенаправленного ротового выдоха;

- ознакомление с некоторыми характеристиками силы голоса;

-формирование диапазона голоса на основе упражнений с использованием звукоподражаний различной громкости.

5. Развитие чувства ритма:

- ознакомление с силой голоса и различной интенсивностью неречевых и речевых звуков, со схемой ритма;

- соотнесение ритма со схематическим изображением.

6. Развитие артикуляционной моторики:

- развитие мимической мускулатуры;

- формирование кинестетической основы артикуляторных движений;

- обучение воспринимать артикуляционные уклады звуков путём развития зрительно-кинестетических ощущений.

Тематическое содержание логопедических занятий 3года обучения


1 этап

2 этап

3этап

1. Формирование представления о звуках. В мире звуков

23. Звуки П ,пь и Б, бь. Доктор Айболит в плену у Бармалея.

44. Звуки С, Ш, З, Ж. Путешествие на воздушном шаре.

2 Знакомство со словом. Сад. Лес. Звуковые замки.

24. Звуки П, пь и Б, бь. Пик и Бим в плену у Бармалея.

45. Звуки С, Ш, З, Ж. Непослушный зайчонок.

3. Слова-действия. Игрушки. Животные.

25. Звуки Д, дь и буква Д. Наши друзья Домовой и Домовёнок

46. Звук Л и буква Л. Путешествие в Голубую страну.

4. Слова-признаки. Овощи

26. Звуки а, у, и, э, о, ы. Лесная школа

46. Звук Л. Золушка.

5. Знакомство с предложением. Лес.

Сад. Огород.

27. Звуки Г, гь и буква Г. У нас в гостях гномы Гога и Гена.

47. Звуки Л, ль. Наш гость - инопланетянин.

6. Звук а и буква А. Путешествие в красный замок.

28. Звуки К, Г и буквы К, Г. Идём в гости к гному Гоге

48. Звуки Л, ль. Приключения Колобка.

7. Звук У и буква У. У нас в гостях кукла Уля.

29. Звук С и буква С. Незнайка покупает посуду.

49. Звук Р и буква Р. Как звук Р к нам попал.

8. Звук И и буква И. Наши гости Иван и Илона.

30. Постановка звука С. Домашние животные.

50. Звуки Р, рь. Птицы.

9. Звук П и буква П. Медвежата Топ и Потап.

31. Автоматизация звука С . Посуда.

51. Звуки Р, рь. Поездка в Простоквашино.

10. Звуки П и пь. У нас в гостях Пик, пак, и Пок.

32. Звуки С, сь. Полёт на Марс.

52. Звуки Р, рь, Л, ль. Путешествие по Северу.

11. Звук Т и буква Т. В гостях у медвежонка Топа.

33. Звуки З и буква З. В гостях у Зои.

53. Звуки Р, рь, Л, ль. Мы туристы.

12. Звук ть. Утёнок Тим и его друзья.

34. Звуки В, вь. Полёт на звездолёте.

54. Звук Ц и буква Ц. Цыплёнок Цып.

13. Звук К и буква К. Новые приключения колобка.

35. Звуки С, сь, З, зь. У нас в гостях Бабушка-Загадушка.

55. Звук Ц. В горнице.

14. Звуки К, кь. Домашние животные

36. Звуки В, вь и буква В. Похищение буквы В.

56. Звук Ч и буква Ч. Почтальон Печкин принёс посылку.

15. Звук О и буква О. Едем в отпуск к бабушке Оле и дедушке Осипу.

37. Звуки Ф, фь и буква Ф. Незнайка-фотограф.

57. Звук Ч. Наш гость Чиполлино.

16. Звуки Н, нь и буква Н. Три поросёнка.

38. Звук Ш и буква Ш. День рождения Маши.

58. Дифференциация звуков Ч, ть. Наши гости - игрушки.

17. Звук П и буква П

39. Звук Ш. Приключения Зайчишки- Трусишки.

59. Звук Щ и буква Щ. Вместе с Незнайкой.

18. Звуки М, мь и буква М. Семья

40. Дифференциация звуков С, Ш. Приключения звуков С, Ш.

60. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков. Поездка в цирк.

19. Звуки М, мь. Три медведя.

41. Звук Ж и буква Ж. Страна Жужжандия.

20. Звуки Х, хь. Хомяк-хвастун

42. Звуки Ш, Ж. Как Женя и Даша искали собаку Джека и кота Пушка.

21. Звук Ы и буква Ы. наш гость Пых.

43.Звуки З, Ж. Лесная школа.

22. Звук Э и буква Э. Экскурсия.

23. Звуки Б, бь и буква Б. Клоуны Бим и Бом

24. Звуки П, Б. Приключения охотника Пульки и Бульки

Планируемые результаты после третьего года обучения:

  • овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов;

  • различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;

  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

  • совершенствование фонематического восприятия;

  • улучшение в произносительной сфере;

  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;

  • значительное возрастание активного словарного запаса;

  • развитие операций сравнения и обобщения;

4 раздел (4-й год обучения) - комплекс занятий создан с опорой на методическое пособие «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения». Под редакцией В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко

Программный материал разработан для работы с детьми:

- с нарушенным звукопроизношением у детей 4-7 лет с дислалией;

- с нарушенным звукопроизношением у детей 4-7 лет с дизартрией.

Основные этапы и направления работы по коррекции звукопроизношения.

Работа по коррекции звукопроизношения проводится в индивидуально или в мини-подгруппах.

Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.

  1. Подготовительный этап

(количество часов: при дислалии - 5-7; при дизартрии - 7 - 14)

Задача - тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.

Основные направления на данном этапе:

- формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;

- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;

- развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

- развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;

- укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.

Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.

  1. Этап формирования произносительных умений и навыков

(количество часов: при дислалии - 2-5; при дизартрии - 5 - 8)

Задачи:

- устранение дефектного звукопроизношения;

- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;

- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.

Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.

  1. Постановка звуков в такой последовательности:

- свистящие С, З, Ц, С', З';

- шипящий Ш;

- сонор Л;

- шипящий Ж;

- соноры Р, Р';

- шипящие Ч, Щ.

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):

- для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол», «Фокус»;

- для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

- для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

- для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

(Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно).

  1. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).

- С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.

- Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.

- Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах, дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

  1. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.

  2. Дифференциация звуков:

- С - З, С - С', С - Ц, С - Ш;

- Ж - З, Ж - Ш;

- Ч - С', Ч - Т', Ч - Щ;

- Щ - С', Щ - Т', Щ - Ч, Щ - Ш;

- Р - Л, Р - Р', Р' - Л', Р' - Й, Л' - Л;

  1. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).

  1. Автоматизация поставленного звука в речи

  2. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

(количество часов: при дислалии -5-10; при дизартрии - 10- 15)


  1. Автоматизация звука в самостоятельной речи

(количество часов: при дислалии -8; при дизартрии - 10)


  1. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти,

мышления на отработанном в произношении материале.

  1. Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.

  2. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

(количество часов: при дислалии -7;при дизартрии - 10)

Направления логопедической работы в подгруппах:

- развитие фонетико-фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;

- закрепление навыков звукопроизношения (реализация этапов автоматизации и дифференциации звуков речи);

- совершенствование общей координации речи с движением и мелкой моторики пальцев рук;

- подготовка к обучению грамоте.

План индивидуальных занятий с детьми, имеющими речевые нарушения звукопроизношения.

  1. Подготовительные упражнения.

  2. Постановка звуков.

  3. Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.

  4. Автоматизация навыков произношения звуков в словах.

  5. Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.

  6. Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи.

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:

  1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).

  2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).

  3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).

  4. Постановка звуков разными способами.

  5. Автоматизация звуков в речи.

  6. Дифференциация звуков в речи.

  7. Закрепление знаний, полученных детьми на подгрупповых логопедических занятиях.

Наполняемость подгрупп и периодичность логопедических занятий с детьми

Количество индивидуальных логопедических занятий

Количество подгрупповых занятий

Наполняемость подгруппы

1 занятие по 15-20 минут

1-2 занятия в неделю

2-3 человека

Планируемые результаты логопедической работы :

Дети должны уметь:

- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

- четко дифференцировать все изучаемые звуки;

- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение на практическом уровне»;

- производить элементарный звуковой анализ и синтез;

- овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.


Материально-техническое обеспечение программы:


  1. Логопедический инструментарий: шпатели, логопедические зонды, массажные зонды и т.д.

  2. Дидактический материал по формированию связной речи (наборы сюжетных картинок и серии сюжетных картинок для составления рассказов различной сложности; тексты для пересказа; тексты для составления рассказов с использованием мнемотехники);

  3. Дидактический материал для развития памяти, внимания и мыслительной деятельности: (2 крупные пирамиды, состоящие из колец основных цветов.(4-х и 7-и цветные; крупная и средняя мозаики; крупные яркие пластмассовые кубики четырёх основных цветов сборные игрушки (матрёшки, домики, машинки и т.п.) и т.д.

  4. Картотеки:

  • Пальчиковых гимнастик;

  • Логоритмических игр;

  • Дыхательных гимнастик.

  1. Дидактический материал для развития мелкой моторики:

  • Шнуровки, деревянные пазлы;

  • Пирамидки, матрёшки;

  • Мозаика;

  • Игры - головоломки и т.д.

  1. Дидактический материал по формированию звуковой культуры:

  • Картинный материал для автоматизации поставленных звуков;

  • Альбомы для закрепления поставленных звуков;

  • Логопедическое лото по автоматизации и дифференциации звуков;

  • Папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков;

  • Картины для проведения «Общего комплекса артикуляционной гимнастики»; и т.д.

  1. Дидактический материал по развитию дыхания: (ыхательные тренажёры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, свистульки, дудочки, . и т.д.)

  2. Дидактический материал по развитию фонематического восприятия (звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, звучащие мячики, волчки и т.д.)

Список литературы:

Справочная литература

  1. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И.Селиверстова. - М.: Академический проект, 2004. - 408с.

  2. Справочник логопеда/ Поваляева М.А. - Изд. 5-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 445с.:ил. - (Справочник).

  3. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / автор составитель Л.Н.Зуева, Е.Е.Шевцова. - М.:АСТ: Астрель, 2005. - 398с. - (Библиотека логопеда)

  4. Справочник дошкольного логопеда/ Т.В.Пятница, Т.В.Солоухина - Башинская. -тРостов н/Д: Феникс, 2009, - 479с.: ил. + CD. (Библиотека логопеда)

  5. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2008. - 128с. - (Программы ДОУ; Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

  6. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных форм документов и методических материалов /Авт.-сост. В.О.Йощенко. - М.:АРКТИ, 2008. - 248с.

Методическая литература

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера,2008. - 64с. (Библиотека журнала «Логопед»)

  2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004 - 144с.

  3. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О.Е.Грибова.-2-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 96с. - (Библиотека логопеда-практика)

  4. Коррекция звукопроизношения у детей 5-6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопункта ДОУ: метод. пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВО-ПРЕСС»,2013. - 288с.

  5. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [С], [Ш], [Р], [Л]. Пожиленко Е.А.

  6. Методическое пособие для логопедов дошкольных образовательных учреждений/ Изд-е УНО администрации г. Уфы. 1999.-44с.

  7. Миронова С.А. Развитие дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд. - М.:ТЦСфера, 2007. - 192с. - (Логопед в ДОУ)

  8. Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 560С.

  9. Рабочая программа учителя- логопеда ДОУ/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. - Волгоград: Учитель: иП Гринин Л.Е., 2014. - 75с.

  10. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - 4-е изд. - М.:Айрис - пресс, 2007. - 224 с. - (Библиотека логопеда-практика).

Литература для диагностики, обследования

  1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда / О.Б.Иншакова. - М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 279с. - (коррекционная педагогика)

  2. Володина В.С. Альбом по развитию речи. - М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС», 2006. - 95с.

  3. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста \О.А. Безрукова, О.Н.Каленкова; - М.: Русская Речь, 2014. - 70с.

  4. Картинный материал для обследования слоговой структуры слов

Литература по коррекции, автоматизации и дифференциации звукопроизношения

  1. Автоматизация звуков у детей: комплект из четырёх альбомов/ Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - М.:Издательство ГНОМ и Д,2006. - 216с.:ил.

  2. Автоматизация и дифференциация звуков: упражнения, задания, игры для детей 6-9 лет/сост. О.В. Епифанова.- Волгоград: Учитель, 2011. - 179с.

  3. Автоматизация звука «Р»: учебно-игровые артикуляционные упражнения для занятий с дошкольниками \ сост. О.В.Епифанова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 151с.

  4. Автоматизация звука «С» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/Л.А.Комарова. - М.: Издательство ГНОМ и Д.2009. - 32с. (Комплект для всех звуков: Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Ль, Р, Рь.)

  5. Батяева С.В., Савостьянова Е.В. Логопедические пазлы. - М.: - ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012

  6. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Эффективное поурочное планирование коррекции произношения звуков «Л» и «Р» на лексическом материале. - СПб.: КАРО, 2009. - 208с. - (СЕРИЯ «Мастер-класс логопеда»)

  7. Гадасина Л.Я., Николаева Т.В.Ивановская О.Г. Эффективное поурочное планирование дифференциации звуков «Ч» и «Щ». - СПб.: КАРО, 2009. - 112с. - (СЕРИЯ «Мастер-класс логопеда»)

  8. Громова О.Е. Говорю правильно С - З - Ц. - М.:ТЦ Сфера, 2009. - 64с.:

  9. Громова О.Е. Говорю правильно Ш - Ж. - М.:ТЦ Сфера, 2009. - 64с.:

  10. Громова О.Е. Говорю правильно Р - Рь. - М.:ТЦ Сфера, 2009. - 64с.:

  11. Громова О.Е. Говорю правильно Л - Ль. - М.:ТЦ Сфера, 2009. - 64с.:

  12. Играем, слушаем, подражаем, звуки получаем. - В.В. Цвынтаврный

  13. Исправление звукопроизношения у детей: Дидактический материал. Т.В. Туманова

  14. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков С, З, Ц. Перегудова Т.С., Османова Т.А.

  15. Коррекция звукопроизношения у детей. Рыбина А.Ф.

  16. Индивидуальные логопедические занятия. Старший дошкольный возраст /авт.-сост. О.В.Тырышкина. - Волгоград: Учитель, 2012. - 239с.

  17. Научитесь слышать звуки. Алтухова Н.Г.

  18. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков Р, Рь. Перегудова Т.С., Османова Т.А.

  19. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков Л, Ль. Перегудова Т.С., Османова Т.А.

  20. Вводим звуки в речь: Картотека заданий для автоматизации звуков Ж, Ш. Перегудова Т.С., Османова Т.А.

  21. Автоматизация звуков у детей: дидактический материал для логопедов / Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006. - 72с.: ил.

  22. Косинова Е.М. От звука к слову. Логопедический практикум. - М.: ЗАО «РОСМЕН-ПРЕСС»,2005. - 120с. - (Лучшие методики)

  23. Парные звонкие - глухие согласные З-С. Альбом графических, фонематических и лексико-грамматических упражнений для детей 6-9 лет \В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ, 2012. - 32с. - (Предупреждение и корреция нарушений письменной речи у детей).(комплект для звуков: Д - Т,Г - К, В - Ф, Б - П)

  24. Программа развития и обучения дошкольников. Трудные звуки. Грамматика в картинках. Скворцова И.В.

Литература по развитию мелкой моторики

  1. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук./ Худ. Е.Смирнов. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 72с., илл. (Серия «Домашняя школа)

  2. Речь и моторика / Ткаченко Т.А. - М.:Эксмо, 2007. - 224с.: лл.

  3. Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: Рисуем по клеточкам. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. - 64с.: ил. - (Серия «Готовимся к школе»).

  4. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Точки, линии, фигуры. Тетрадь по формированию графических навыков у дошкольников. - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 32с.

Литература по работе с безречевыми детьми

  1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 176с. (Серия «Программа Развития).

  2. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона: практикум: пособие для логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2009. - 160с. (Портфель логопеда).

  3. Ершов Н.В., Аскерова И.В., Чистова О.А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Ранний дошкольный возраст. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 144с.

  4. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64с. (Библиотека логопеда).

  5. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: (пособие для учителя-дефектолога)/М.И.Лынская; под ред. Шаховской. - М.: ПАРАДИГМА, 2012. - 128с. - (Специальная коррекционная педагогика).

  6. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Развитие языковой способности дошкольников с речевыми нарушениями. Методика коррекционно-педагогической работы с воспитанниками второй младшей группы. - М.: УЦ»Перспектива», 2011 - 120с.

Литература по обучению грамоте

  1. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. - (логопед в ДОУ).

  2. Корнев, А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи: метод. Пособие /А.Н. Корнев. - 2-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 128с. - (библиотека логопеда - практика)

  3. Парамонова Л.Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2008. - 224с.

© 2010-2022