Педагогический тренинг для воспитателей ДОУ Творческое воображение и фантазия воспитателя

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Подготовила:

старший воспитатель

МБДОУ №61 "Родничок" г. Симферополь

Ступаченко Наталья Алексеевна



Творческое воображение и фантазия

в профессиональной деятельности воспитателя

Воображение - одно из основных психических новообразований дошкольного возраста, развитию которого следует уделять большое значение. Поскольку воображение является своеобразной формой отображения, познания объективной действительности. Она углубляет познание человека, помогает устанавливать новые свойства объектов и связи между ними. Поэтому воображение является особенно ценным в учебной деятельности и художественном творчестве ребенка.

Нет необходимости убеждать кого-то в необходимости развития творческого воображения и фантазии воспитателя. Известный педагог Владимир Абрамян охарактеризовал этот процесс как «существенное влияние на состояние боевой готовности педагога». Овладев богатым творческим воображением и фантазией, педагог - «дошкольник»:

  • пробуждает творческий интерес дошкольников;

  • увлечь воспитанников собственным творческим Я;

  • преобразует будничную реальность педагогического процесса на фантастическую и интересную;

  • способствовать развитию у дошкольников развития творческого воображения и фантазии на собственном примере.


Театрализованный тренинг для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Творческое воображение и фантазия в профессиональной деятельности воспитателя»

Цель:

  • ознакомить участников с театрализованными упражнениями, способствующими развитию творческого воображения и фантазии;

  • побуждать к творческому самовыражению в педагогическом коллективе и в процессе работы с дошкольниками.

Ход тренинга

Вступительная часть тренинга предусматривает:

  • оповещение темы и цели тренинга;

  • ознакомление с планом тренинга;

  • ознакомление с правилами работы в микрогруппе.

Определение ожиданий участников

Упражнение «Цветная роль»

Материалы:

  • ватман с изображением театра

  • цветные карточки на каждого участника

  • клей-карандаш.

Старший воспитатель раздает каждому участнику цветной лист (хорошо, если цвета не будут повторяться) и просит представить себя в роли этого цвета. Вручая цветной лист участнику говорить: «Вы - желтый цвет».

Старший воспитатель комментирует задание: «Постановка спектакля, в котором вы принимаете участие, построена на игре актеров-цветов. У вас наряд одного цвета и даже мысли такого же оттенка. Чью роль вы исполняете? Героя любимого произведения или природной стихии? А может роль любви или верности? Назовите, пожалуйста, роль, которой соответствует предложенный вам цвет».

Участники по очереди подходят к плакату, рассказывают о своей воображаемой роли и крепят листок вокруг изображения театра. После чего делятся впечатлениями от участия в упражнении.

Работа в группах

Упражнение «Сказка в детском саду»

Материалы:

  • карточки с названиями сказок

Старший воспитатель делит участников на подгруппы, каждой из которых дает карточку с названием сказки.

Задания: участникам необходимо вспомнить содержание предложенной сказки и «перевести» сказку на современный язык, учитывая обязательное условие: действие происходит в дошкольном учреждении или около него. Распределив между собой роли, показать короткую инсценировку по задуманному сюжету (длительность 3-7 мин.)

Сказки можно выбрать на собственное усмотрение. Это могут быть:

  • «Красная Шапочка»;

  • «Колобок»;

  • «Лисичка и журавель»;

  • «Теремок»;

  • «Три поросенка».

Советы для старшего воспитателя:

  • объяснять задание коротко и четко, пытаясь не предлагать готовых идей или вариантов - позволить участникам самостоятельно проявить творческое воображение и фантазию;

  • заранее подберите музыкальное сопровождение, которое включите во время инсценировок;

  • «зрители» должны сидеть полукругом, а «актеры» чувствовать себя как на сцене;

  • побуждайте «зрителей» к бурным аплодисментам и поддержке «актеров»;

  • отвести участникам на подготовку не больше 5 мин.

Упражнение «Рисуем историю»

Материалы:

  • белые коробки (одна на подгруппу);

  • кисточки, палитры гуашевые краски на каждого участника;

  • аудиозапись спокойной инструментальной музыки.

При подготовке участников к прослушиванию истории, старший воспитатель предлагает им удобно устроиться на своих местах, расслабиться, забыть все сегодняшние проблемы и настроится на восприятие рассказа старшего воспитателя. Предложить участникам закрыть глаза, чтобы проще представить себя в той среде, о которой идет речь. Обязательным условием достижения желанного эффекта является музыкальное сопровождение, в качестве которого использовать нежную рождественскую инструментальную музыку.

История «Коробочка, автор Бруно Ферреро

Маленькая девочка готовила подарок на Рождество. Она запаковала коробочку в красивую яркую упаковку и делала красивые большие банты, используя много цветной ленты.

«Что ты делаешь? - отругал ее отец. - Ты только зря переводишь ленту. Представляешь, сколько она стоит?».

У девочки на глазах выступили слезы, она спряталась в уголке, крепко прижимая к груди свою коробочку.

В Сочельник, пытаясь передвигаться легко как птичка, девочка подошла к отцу, который все еще сидел за столом, и положила перед ним подарок, упакованный в яркую бумагу. «Папочка, это тебе!», - прошептала она. Отец, понял, сто вел себя с дочерью слишком строго, а вед она ему подарок преподнесла. Он развязал ленту, развернул золотистую упаковку - открыл коробочку, а там пусто!

Неожиданность показалось ему обидной. Он снова взорвался гневом: «Ты испортила столько бумаги, столько ленты, чтобы обернуть пустую коробку?»

Большие детские глазки наполнились слезами: «Папочка, она не пустая. В ней тысяча поцелуев для тебя».

Профессия дошкольного педагога - непростая и трудная, ведь воспитателю необходимо много времени и усилий для того, чтобы организовать образовательный процесс с дошкольниками. Педагог каждый день применяет своё творческое воображение и фантазию, одаривая интересными идеями воспитанников. Но результат такой деятельности не может быть мгновенным и выявленным сию минуту, поэтому у родителей и других родственников дошкольников могут возникать вопросы по типу: «Зачем необходимо затрачивать столько усилий и материалов, если рост успешности моего ребенка не произошел?» Жаль слышать такие слова, ведь ожидаемые успехи могут появиться только в школьном или даже старшем возрасте.

И только воспитатель знает, что для каждого нового дня, проведенного с дошкольниками, он готовит коробочку с тысячей поцелуев для них.

Задание: После небольшой паузы не начинать обсуждение истории, сохранять тишину. Раздать каждой подгруппе (состав групп не меняется) белую коробку, кисточки, палитры, гуашь.

Каждая подгруппа разукрашивает коробку, представляя, что в ней лежит тысяча поцелуев для воспитанников.

На выполнение задания, во время которого продолжает звучать музыкальное сопровождение, отводится 7-10 минут. Закончив рисовать участники обсуждают совместные творческие работы.


© 2010-2022