- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект на тему «Роль подвижных игр в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Проект на тему «Роль подвижных игр в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шайхутдинова Ч.С. |
Дата | 05.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Шайхутдинова Чулпан Салиховна
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное
учреждение детский сад
комбинированного вида №36
«Искорка» Елабужского
муниципального района
Тема:
« Роль подвижных игр в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»
Актуальность темы проекта
-
«Актуальной задачей физического воспитания, говорится в концепции дошкольного образования - является поиск эффективных средств совершенствования, развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Дошкольный возраст - это тот период, когда ребёнок усиленно растёт и развивается, период формирования человеческой личности, когда закладывается основа здоровья.
-
Хорошее здоровье, приобретённое в ранний и дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет своё значение в последующие годы жизни.
-
Данные статистики, факты из медицинской практики говорят о том, что дети испытывают двигательный дефицит, который приводит к ярко выраженным функциональным нарушениям в их организме. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития ( координации движений, выносливости, гибкости, силы). Подвижная игра имеет большое значение в укреплении здоровья дошкольника. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазанье, прыжки, равновесие. Движения, входящие в игру, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем.
Срок реализации проекта: Средняя продолжительность (1 год)
Участники:
Воспитанники подготовительной группы, родители, педагоги
Цели проекта:
Обосновать эффективность проведения подвижных игр на развитие физических качеств и повышение их уровня физической подготовленности.
Задачи:
-
поддержание в игре достаточной активности всех детей
-
укрепление и оздоровление организма детей
-
формирование необходимых навыков движений, умения действовать в коллективе сверстников
-
развитие их речи и обогащение словаря
-
создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей
-
воспитание у них дружеских взаимоотношений и элементарной дисциплинированности
Предполагаемые результаты:
-
Повышение уровня физической подготовленности, двигательных умений и навыков
-
Развитие образного мышления, творческого воображения
-
Получение первого опыта самооценки
Этапы проекта:
-
Подготовительный
-Составление перспективного плана;
-Подбор литературы (стихи, загадки, считалки);
-Подбор подвижных игр, наглядно-дидактических пособий;
-Подбор картотек подвижных игр;
-Подбор атрибутов для подвижных игр.
2. Основной, реализация проекта.
-Рассматривание иллюстраций о спорте Олимпийских игр, фото спортсменов;
-Разучивание считалок;
-Проведение мероприятий согласно перспективному планированию;
-Художественное творчество. Рисование Тема: «Кот и мыши»;
-Работа с родителями (консультация «Двигаться и играть, значит укреплять здоровье», игровое математическое занятие по физкультуре «Наши друзья насекомые»;
3. Заключительный этап.
- Подведение итогов реализации проекта.
Взаимодействие с семьёй
Праздники, беседы, консультации;
Реализация проекта
Была проведена большая предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций (книга «Русские подвижные игры»)
2. Знакомство с правилами игр.
3. Изготовление атрибутов к играм.
4. Выставка рисунков «Я играю, я расту! »
5. Конкурс «Кто больше знает игр».
6. Познавательное занятие «Подвижные игры», с целью расширения и закрепления знаний детей о подвижных играх наших предков.
7. Рассматривание альбома «Играем весело! »
Классификация подвижных игр.
Использовали в своей работе все стандартные подвижные игры, которые делятся на 2 большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр. Первую группу подвижных игр с правилами составляют игры, разные по содержанию, по организации детей, по сложности правил и своеобразию двигательных заданий. В связи с этим среди них можно выделить:
- сюжетные
- бессюжетные
- игры забавы.
Сюжетные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях взрослых (летчик, пожарный, шофер и т.д.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих (бегают как «лошадки», летают как «птицы», влезают на лестницу как пожарники). В сюжетных играх, таким образом, выполняемые упражнения носят в основном имитационный характер. Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательны для всех.
Сюжетные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным ( от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.
Бессюжетные игры. Эти игры подразделяются на игры:
- типа ловишек
- с элементами соревнования, эстафеты
- с предметами (бабки, серсо, школа мяча)
Бессюжетные игры типа ловишек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях.Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные.
Значительно отличаются от предыдущих видов бессюжетных игр игры с использованием предметов. Играющие в них выполняют более сложные движения: метание, бросание и ловля или прокатывание мячей, шаров, колец. Дети должны стремиться обязательно, попасть в цель, поймать мяч. Играть в них одновременно могут лишь небольшие группы детей. В этих играх уже появляются некоторые элементы индивидуального соревнования. Например, выйти вперед при выполнении заданий «Школа мяча» и т.д.
Игры - забавы. Это так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического воспитания, они, однако проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бег в мешке, пробежать, держа в руке ложку с картофелиной). Игры-забавы - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им много радости, но в то же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Детям дошкольного возраста становятся доступными и подвижные игры с элементами соревнования, индивидуального или группового, как, например, «Перемени предмет», «Кто скорее до флажка», «Чье звено скорее соберется?» и другие несложные игры-эстафеты. В основе этих игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с правилами. Элементы соревнования побуждают детей к большей активности, к проявлению различных двигательных и волевых качеств (быстроты, ловкости, выдержки, самостоятельности) (8)
Вторую группу стандартных подвижных игр составляют игры с элементами спортивных игр.
Эти игры включают элементы спортивных игр: городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей) Игры проводили с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам (7)
Так, как наш детский сад является экспериментальной площадкой Нижегородского Центра здоровьесберегающих педагогических технологий), то разнообразили подвижные игры «играми-сотрудничества».
«Игры сотрудничества», или «кооперативные игры» это такие игры, при проведении которых учитываются не личные достижения отдельных участников или команд, соревнующихся друг с другом, а достижения всех участников в целом, объединенных в единую команду.
В этих играх отсутствует разделение участников на победителей и побежденных, основной акцент смещается с результата на сам процесс игры, придумывание игр, юмор, творчество.
Для обозначения этих игр иногда используют другие термины: «игры сотрудничества», «творческие игры», «игры доверия» и др. Они строятся на следующих основных принципах:
1) отсутствие победителей и побежденных;
2) не конкуренция, а сотрудничество участников: они помогают друг другу в достижении общей цели;
3) все участники должны получать удовольствие от игры, вместе веселиться;
4) ни один участник не может быть исключен из игры;
5) в игре могут принять участие все желающие независимо от возраста,
подготовки, состояния здоровья (инвалидности) и т. д.;
6) каждый участник всегда уверен в том, что другие участники не нанесут ему повреждений, предохранят от них, помогут ему, обеспечат его
безопасность.
Здесь всемерно поощряется рыцарское поведение, красота действий и поступков, взаимопомощь, творчество, фантазия, юмор, поведение в этих соревнованиях в соответствии с девизом: «Красота действий и поступков дороже успеха».
Все это ориентирует участников «новых игр» на сотрудничество, а не на конкуренцию, на борьбу с собой, а не с соперником, исключает проявления агрессивности и насилия. Такие игры с одной стороны дают возможность формировать у детей коллективную деятельность, а с другой стороны развивает физические качества.
Конспект
проведения подвижной игры
«Мы веселые ребята»
в подготовительной группе
Задачи:
Оздоровительные:
-
Активизировать дыхание, кровообращение и обменные процессы
Образовательные:
-
Совершенствовать движения, бег в быстром темпе
-
Развивать координацию
-
Формировать физические качества (ловкость, быстрота)
Воспитательные:
-
Учить действовать в соответствии с правилами
-
Активизировать память, мышление, воображение
-
Способствовать овладению пространственных ориентировок
-
Учить действовать в коллективе, подчиняться общим правилам, дружить, соперничать.
-
Формировать честность, дисциплину, справедливость
Оборудование: шапочка для ловишки
Место проведения: физкультурный зал
Ход игры:
Дети стоят по одной стороне площадке за чертой.
На противоположной стороне площадке, также проведена черта. Сбоку от детей или в центре площадки, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем. Дети хором произносят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три - лови!
После слова «лови» дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, салит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет линию, считается осаленным. Он садится на скамейку. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
Методические указания
Соберу детей вокруг себя:
«Посмотрите, какой волшебный колпак я вам сегодня принесла!
Кто его оденет, тому он будет помогать быстро-быстро бегать. Давайте поиграем в интересную игру «Мы веселые ребята». Знаете такую игру? Подскажете, напомните мне правила».
Если дети затрудняются, то кратко объясняю ход игры и напоминаю правила:
«Ловишка находится в центре зала, остальные дети стоят у черты.
Дети громко и четко произносят хором:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и скакать,
Ну, попробуй нас догнать,
Раз, два, три - лови!
Только после слова «лови» вы перебегаете на другую сторону площадки, ловишка старается вас осалить. Те кого осалили, садятся на скамейку. Напоминаю, что толкаться и хватать друг друга нельзя».
После объяснений выбираю ловишку с помощью считалки:
Под горою у реки Позолоченный звонит:
Живут гномы - старики. Дили, дили, дили дон -
У них колокол висит, Выходи из круга вон!
Отдаю ему «волшебный колпак». Игра начинается.
В ходе игры наблюдаю за выполнением правил, слежу чтобы дети полностью договаривали четверостишие. Напоминаю что нельзя выбегать за края площадки, и убегать от ловишки раньше времени. Поясняю, что ловишка должен только дотронуться до убегающих, а осаленный садятся на скамейку.
После двух перебежек назначаю нового ловишку - самого быстрого убегающего.
Игра повторяется еще 2 раза.
В конце игры хвалю детей за ловкость и умение быстро бегать, а тех кого осалили подбадриваю чтобы в следующий раз они были более ловкими и быстрыми.