Доклад для родителей на тему: Возрастные особенности детей 5-6 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возрастные особенности детей 5-6 лет.


В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Ребенок пяти лет становится все более активным в познании. Он познает мир, окружающих его людей и себя, что позволяет ему выработать собственный стиль деятельности, основанный на его особенностях и облегчающий социализацию.

Взаимодействие взрослых с детьми является важным условием формирования самостоятельности.

Повышается общий уровень физической выносливости, но повышенная физическая активность, эмоциональная возбудимость и импульсивность детей этого возраста зачастую приводят к тому, что ребенок быстро утомляется.

Более совершенной становится крупная моторика. Развитие мелкой моторики помогает освоить навыки самообслуживания: ребенок самостоятельно одевается, раздевается, завязывает шнурки.

Успех в освоении основных движений во многом обусловлен уровнем развития двигательных навыков, которые значительно быстрее формируются при многократном повторении упражнений с незначительными перерывами.

Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных играх и эстафетах (при условии предварительной отработки движений) в группе и на прогулке. Взрослый, находясь рядом с детьми, следит за безопасностью, заботится о смене двигательной активности, при необходимости организует вместе с детьми пространство для подвижных игр.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух.

Восприятие. В 5-6 лет продолжает развиваться, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины. Ребенок легко выстраивает в ряд по возрастанию и убыванию до 10 различных предметов, рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Он способен воспринимать и классическую музыку. Количество одновременно воспринимаемых объектов - не более двух.

Подача обучающего материала, как и в среднем дошкольном возрасте, должна быть направлена на активное восприятие его ребенком. Ориентация в пространстве пока может вызывать затруднения. Не совершенно пока и освоение времени.

Память.Объем памяти изменяется несущественно. Улучшается ее устойчивость. Появляются произвольные формы психической активности, элементы ее произвольности. Возможно как непроизвольное, так и произвольное запоминание, однако пока преобладает непроизвольная память.

Внимание. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Но устойчивость пока невелика (достигает 10-15 минут) и зависит от индивидуальных особенностей ребенка и условий обучения.

Вместе со взрослыми ребенок может заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Помимо устойчивости внимания, развивается переключаемость и распределение внимания.

Мышление. По мнению Л.А. Венгера, в старшем дошкольном возрасте возникают первые попытки иерархии понятий, зачатки дедуктивного мышления, перелом в понимании причинности. Более высокий уровень обобщения, способность к планированию собственной деятельности, умение работать по схеме (в конструировании, в рассказывании) - характерные особенности ребенка 5-6 лет.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) К наглядно-действенному мышлению дети прибегают для выявления необходимых связей.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков.

Способность ребенка 5-6 лет к обобщениям становится основой для развития словесно-логического мышления. Старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения входят в их наглядный опыт.

Речь. Речь, согласно мнению Л.С. Выготского, начинает выполнять основную нагрузку в регуляции поведения и деятельности детей, возникает способность решать задачи в умственном плане.

Благодаря активно развивающейся памяти для ребенка 5-6 лет становится доступным чтение с продолжением.

В возрасте 5-6 лет продолжает совершенствоваться звуковая сторона речи. Развивается фонематический слух, интонационная выразительность при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Воображение. Развитие воображения позволяет детям этого возраста сочинять сказки, оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры: космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и т.д. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. В рисунках все больше мелких второстепенных деталей (шляпа на голове, одежда, обувь; у машины фары, руль). Рисунки уже наполнены содержанием, они отражают реальный и волшебный мир.

Развивается и сюжетно-ролевая игра: в ее процессе ребенок фантазирует, проявляет смекалку, он уже предпочитает быть положительным героем, так как игра отражает реальные социальные роли.

К пяти-шести годам эти контакты завершаются образованием групп - детских игровых объединений с непостоянным составом. В деятельности и общении детей становятся все более заметными индивидуальные и половые различия.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. В 5 лет формируются микрогруппы по 4-6 человек, в основном одного пола, и только 8 % из них - смешанные.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Дети чаще играют со сверстниками небольшими группами от двух до пяти человек. Они становятся избирательны во взаимоотношениях и общении.

Под влиянием педагога более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

Интерес старших дошкольников к общению со взрослыми не ослабевает. Равноправное общение со взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.

В качестве ведущей деятельности ребенка выступает сюжетно-ролевая игра, основным назначением которой, с точки зрения формирования субъекта деятельности и общения, является воспроизведение и интериоризация важнейших конвенциональных ролей взрослых данной культуры и отработка навыков формального и неформального общения.

У детей этого возраста формируется способность управлять своим поведением в связи с ситуациями морального выбора, преобладание мотивов рассудочного характера над импульсивным, возникает потребность отделить себя от внешнего мира.

Дети в своих играх проявляют творчество сюжетосложения. Они воображают себя и свои действия в придуманных ими обстоятельствах. Тем самым дети создают образ себя (часто весьма далекий от истинных объективных характеристик). Свое отношение к действительности ребенок выражает к 5 годам в рисунках, постройках, позах и движениях.

Возраст 5-6 лет характеризуется «взрывом» всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику, особенно в плане интенсивности общения. Именно в дошкольный период формируются основные эмоциональные новообразования, выступающие неким результатом взаимодействия эмоциональных и познавательных компонентов развития личности.

Главное эмоциональное новообразование этого периода - становление процесса произвольной эмоциональной регуляции. Постепенно, согласно концепции Л.С. Выготского, происходит интеллектуализация детских чувств. Видоизменяются и формы выражения чувств.















Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Старшая группа (5-6 лет)

Физическое развитие

Физическая культура

Появляется лёгкость, ритмичность бега, исчезают боковые раскачивания.

Увеличивается длина прыжка, улучшается координация движений (детям доступны сложные игры, где требуется умение поддерживать равновесие как на месте, так и в движении).

Ходит и бегает легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп со сменой направления.

Метает предметы правой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м.

Отбивает мяч рукой не менее 10 раз.

Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.

Перестраивается в колонну по трое, четверо, выполняет повороты.

Знает исходные положения, последовательность выполнения общеразвивающих упражнений, понимает их оздоровительное значение.

Здоровье

Имеет представления о возможностях детского организма.

Знает правила ухода за телом.

Проявляет интерес и личную мотивационную направленность на соблюдение правил здорового образа жизни.

Самостоятельно следит за чистотой тела, одежды и обуви, а так же аккуратностью причёски.

Социально-коммуникативное развитие

Безопасность

Самостоятельно соблюдает элементарные правила поведения.

Умеет различать проезжую часть дороги, тротуар.

Понимает значение красного, жёлтого и зелёного сигналов светофора, их роль для движения машин и пешеходов.

Умеет анализировать наглядный случай перехода пешеходом через дорогу и делать вывод.

Умеет в игре применить полученные знания для безопасного движения на улице.

Умеет применить слуховую информацию при ориентировке в большом пространстве, когда движущаяся цель не видна, но её можно услышать.

Соблюдает правила поведения в различных помещениях и на участке ДОО.

Умеет правильно ходить по лестнице и уступать дорогу.

Знает путь домой.

Имеет представления об электричестве и правилах обращения с электроприборами.

Имеет представления об ядовитых растениях и грибах.

Социализация

Формируется модель взаимодействия и поведения с чужим (не родным) человеком в основном методом подражания взрослым.

Продолжается моральное развитие. Ребёнок становится особенно чувствителен к «по правде» или «понарошку», очень чувствует потерю доверия и искренности взрослых.

Форма общения - внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное.

Взрослый - источник информации, собеседник.

Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению с собственными.

Сильная эмоциональная зависимость от оценок взрослого, выраженное стремление получить одобрение, похвалу.

Появление лживости при нарушении детско-взрослых отношений (авторитаризм, попустительство).

Углубление интереса к сверстнику как партнёру по играм, предпочтения в общении при обмене своими знаниями и впечатлениями.

Умеет разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням, используя для этих целей театрализованные игрушки и атрибуты костюмов.

Умеет самостоятельно организовать знакомые подвижные игры, придумывает с помощью взрослого игры на заданные темы.

Способен усложнять игровые замыслы в длительных игровых объединениях.

Изменяет стиль общения со взрослыми и детьми, но в случае внутреннего конфликта возникает приспособленчество.

Происходит формирование нравственных норм и правил через игровые моменты.

Соблюдает в игре элементарные правила поведения.

Называет своё имя, отчество, фамилию, возраст и членов семьи, домашний адрес, свою половую принадлежность.

Испытывает любовь к родным местам.

Знаком с изменениями и благоустройством города.

Знает название города, улицы, на которой расположен детский сад.

Знает самый главный город страны.

Труд

Самостоятельно одевается и раздевается в определённой последовательности, аккуратно складывают одежду.

Умеет ухаживать за обувью, своевременно сушит одежду.

Постоянно поддерживает порядок в групповой комнате, помогает няне.

Самостоятельно дежурит по столовой: сервирует стол, убирает посуду после еды, протирает столы; по уголку природы.

Умеет протирать пыль, подметать дорожки на участке.

Умеет рыхлить землю на грядках, в цветнике, поливать растения.

Правильно называет трудовые обязанности взрослых знакомых профессий.

Вычленяет отдельные действия и их последовательность в рудовом процессе.

Имеет представления о труде хлебороба и уважает его труд.

Познавательное развитие

Способы познания - общение со взрослыми, сверстниками, самостоятельная деятельность.

Условия успешности - оценки взрослого, собственный широкий кругозор и хорошо развитая речь.

Мышление - наглядно-образное, начало формирования образно-схематического; развивается интерес к чтению и математике.

Может решать простые геометрические задачи.

Развиваются целенаправленное запоминание, произвольность всех психических процессов.

Развивается соподчинение мотивов (отказ от игры в пользу другого).

Развивается самоинструктирование при выполнении или планировании деятельности.

Конструирование

Умеет самостоятельно делать отдельные простые, но выразительные фигурки с использованием природного материала.

Умеет строить по рисунку, по фотографии, схеме, самостоятельно подбирая строительный материал.

Создаёт различные конструкции одного и того же объекта с учётом определённых условий: улица, зоопарк, город, детский сад, дом.

Конструирует из готовых форм (коробки, цилиндры, пакеты), объединяя предметы в композицию.

Умеет складывать лист бумаги пополам и делить его на части. Выполняет несложные поделки приёмом оригами.

Сенсорное развитие и математические представления

Узнаёт, называет, соотносит цвета различной насыщенности.

Соотносит цвета с реальным объектом.

Группирует предметные картинки, предметы по цвету.

Сериация по насыщенности (до 7 оттенков основных цветов).

Узнаёт, называет геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо)).

Соотносит эталон формы с формой объёмных тел и предметов.

Соотносит эталон формы с формой предметного изображения.

Группирует фигуры по форме (круги - овалы; прямоугольники - квадраты).

Словесно обозначает параметры величины (понимание, называние: большой - маленький, высокий - длинный, широкий - низкий, толстый - тонкий; высота, длина, ширина, толщина; выше - ниже, длиннее - короче, шире - уже, толще - тоньше).

Соотносит 2-3 разных объекта, одинаковые по длине, высоте, ширине или толщине, расположенных в реальном пространстве.

Выполняет сериацию по величине (5-7 величин с незначительным разностным порогом).

Анализирует и конструирует по образцу из геометрических форм (6-7 деталей и дополнительные элементы).

Составляет целое из частей предметного изображения (6 частей, разрез по вертикали и горизонтали).

Понимает пространственные предлоги и наречия: из, на, под, по, в, к, за, рядом, над, перед, между, впереди, вперёд, сзади, назад, вверху, вверх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево, вокруг, кругом.

Ориентируется на листе (верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины; сверху вниз, снизу вверх, слева направо в разных направлениях).

Составляет схему пространства (соотносит расположение предметов в реальном пространстве со схемой; умеет передавать пространственные отношения в схеме).

Ориентируется на себе. Знает части тела и их пространственное расположение (вверху - внизу, спереди - сзади, правая - левая).

Ориентируется относительно себя (вперёд, назад, вверх, вниз, направо, налево; вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево; впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева; впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева).

Ориентируется относительно предмета (другого человека): впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева; впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.

Ориентируется по схеме. Соотносит расположение предметов в реальном пространстве со схемой.

Считает в пределах 10.

Знаком с образованием и составом числа в пределах 5-10, с цифрами первого десятка.

Сравнивает предметы по длине, массе, объёму.

Умеет сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар; использует знаки «больше», «меньше».

Социально-бытовая ориентировка

Называет явления природы и изменения в неживой природе, изменения в растительном мире; изменения в жизни животных и птиц.

Может различать по листьям, коре, плодам и называть 4-5 деревьев.

Узнаёт и называет 4-6 видов овощей и фруктов. Знаком с домашними заготовками на зиму.

Обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела (руки - правая, левая; спина - сзади; грудь - впереди).

Определяет пространственное расположение предметов с точкой отсчёта относительно себя: справа от меня - слева и пр.

Называет родной город, улицу, называет свою фамилию, имя и отчество, а так же имена и отчества родителей, близких и взрослых. Знает свой возраст и сравнивает с возрастом членов семьи.

Называет зимующих птиц, перелётных. Называет животных и их детёнышей.

Знаком с разными видами транспорта: наземный, водный; воздушный, специальный.

Называет предметы мебели и материалы, из которых они сделаны; может дифференцировать предметы внутри одного вида: предметы посуды (например, посуда чайная, столовая, кухонная).

Называет жука и два вида бабочек, имеет представления о насекомых, их строении (туловище, лапки, крылья, хоботок и т.д.).

Называет 4-7 видов луговых, садовых и лесных травянистых цветущих растений (цветов), имеет представления о строении травянистого цветущего растения (корень, стебель, лист).

Может дифференцировать предметы внутри одного рода (обувь: домашняя, спортивная, детская, женская, мужская, зимняя, модельная и пр.).

Речевое развитие

Способен сдерживать непосредственные ситуативные желания «я хочу». Сострадание, сочувствие, радость, печаль стали регуляторами поведения и общения ребёнка.

Может входить в устойчивые игровые объединения детей, использует в общении речевые и неречевые средства эмоциональной реакции.

Развитие речи

Запас слов к пяти годам увеличивается до 2500-3000.

Употребляет все части речи, появляется словотворчество.

Способен произносить трудные звуки, речь отчётливая.

Активен в словотворчестве, словообразовании, задаёт много поисковых вопросов.

Грамотно использует все части речи.

Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткий рассказ.

Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествующие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.

Улавливает в звучащем слове отдельные звуки.

Выделяет гласные и согласные из слога и слова.

Дифференцирует согласные по принципу мягкости и твёрдости, глухости и звонкости.

Определяет местоположение звука в слове.

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Изобразительная деятельность

Умеет передавать характерные признаки предметов (корзинка, грибы, фрукты, посуда) из одной части (шар, овал, брусочек).

Делит комок на нужное количество частей, соблюдая при этом относительную величину частей задуманной работы.

Плотно скрепляет части и сглаживает места скрепления. Владеет приёмами лепки: оттягивания, сплющивания.

Создаёт предметные и декоративные рельефные изображения на доске с помощью стеки, печаток.

Умеет вырезать основную часть предмета по нарисованному контуру простой формы.

Вырезает симметричные предметы путём сложения.

Вырезает сложные предметы по контуру (птицы, животные, транспорт и др.).

Может самостоятельно создать сюжетную аппликацию.

Рисует предметы разной формы, соотнося пропорции деталей и пространственные признаки.

Рисует предметы прямоугольной формы, точно передаёт пропорции и детали предмета (корабль, машина, автобус и пр.).

Владеет навыками срисовывания предмета с натуры (цветок, кувшин, игрушки и др.).

Подбирает цвет и фон бумаги для изображения пасмурного и солнечного дня, времени года, настроения.

Создаёт композиционный рисунок, используя при этом фланелеграф и вырезанные изображения.

Музыка

Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня) и звуки высокие и низкие (в пределах квинты).

Поёт без напряжения, в сопровождении музыкального инструмента.

Ритмично двигается в соответствии с различным характером и динамикой музыки.

Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов, не подражая другим.

Играет на металлофоне мелодии.

Чтение художественной литературы

Эмоционально откликается на художественные произведения.

С удовольствием слушает программные жанровые произведения в исполнении взрослого, узнаёт их и повторяет понравившиеся.

Умеет ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения, оценить поступки героев, определить их характер.

Умеет обыграть несложный сюжет в спектакле или театральной постановке.




«Утверждаю»

__________________

Заведующий МБДОУ№137

Толстых О.В.

Принята на заседании

педагогического совета

от

Рабочая программа

Старшей группы №4 «Улыбка»

«Детского сада общеразвивающего вида №137»

на 2015 - 2016 учебный год





Воспитатели:

Демидова С. П.

Мандрикова Н. П.









Воронеж - 2015 год

Режим дня (холодный период)


Старший дошкольный возраст детей

5-6 лет

Утренний прием, игры, индивидуальное общение с детьми, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика

7.00 -8.25

Подготовка к завтраку, завтрак

8.25 - 8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.50 - 9.00

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 - 9.25

Игры средней и малой подвижности

9.25 - 9.35

Непосредственно образовательная деятельность

9.35 - 9.55

Игры средней и малой подвижности

Непосредственно образовательная деятельность

Подготовка и выход на прогулку, прогулка (наблюдения, игры)

Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию на улице

9.55 - 12.15

11.50 -12.15

Самостоятельная деятельность по выбору и интересам

12.15 - 12.30

Игры, подготовка к обеду, обед

12.30 - 13.00

Подготовка ко сну, сон

13.00 - 15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры, игры, досуги, кружки

15.00 - 16.00

Подготовка к полднику, уплотненный полдник

16.00 - 16.20

Игры, самостоятельная деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность: образовательные ситуации

16.20 - 17.00

Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки

17.00 - 18.20

игры, уход детей домой

18.20 - 19.00


© 2010-2022