Музыкальное искусство, как одно из средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Наталья Алексеевна Голубкова

Ирина Геннадьевна Белоусова

Музыкальные руководители

МБДОУ «ЦРР-д/с «Василёк» г. Абакан

Музыкальное искусство, как одно из средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья.


Основное направление работы детского сада, в котором мы являемся музыкальными руководителями, развитие детей с общим недоразвитием речи и заикание. В учреждении функционируют шесть логопедических групп, поэтому проблема развития речи дошкольников очень актуальна. Нельзя пренебрегать этим и в массовых группах. Ведь в процессе своего развития ребенок должен овладеть языком, на котором разговаривают окружающие его взрослые, научиться использовать устную, а затем и письменную речь. Кроме того, недоразвитие речи может стать одним из значимых факторов дезадаптации ребенка в школе. [1, с. 5] . В логопедических группах трудность овладения навыками речи увеличивается, так как у детей наблюдается дисфункция межанализаторных связей, нарушено дыхание.

Музыкальное искусство - мощный фактор развития речи дошкольников. Исследование по данному вопросу доказали его актуальность, теоретико-практическую значимость и позволили выделить основные критерии:

Гипотеза: если систематизировать организацию педагогического процесса дошкольников средствами музыкально-ритмической деятельности, то развитие речевого потенциала ребёнка достигнет высокого уровня.

Цель: создание условий для развития речи дошкольников на основе певческой, слушательской, музыкально-ритмической деятельности.

Объект исследования: музыкально-ритмическая деятельность как средство развития детей с патологией речи.

Предмет исследования: речь, как один из видов коммуникаций деятельности ребенка.

Для реализации основной цели исследования необходимо решение следующих задач:

  • Создать условия для выявления особенности развития активной речи дошкольников и исследовать речевой уровень дошкольников совместно с учителями-логопедами групп.

  • Подобрать музыкальную, психологическую и методическую литературу, раскрывающую проблемы речевого развития дошкольников.

  • Провести анализ влияния музыкального воспитания на развитие активной речи дошкольников

  • Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу музыкального воспитания в дошкольном учреждении, направленную на изменение речевых способностей дошкольников и ее эффективность.

Доминантным направлением в моей работе с детьми стала певческая деятельность. Многообразный спектр упражнений, распевок, песен, а также игр с пением развивает координацию слуха и голоса, укрепляет голосовые связки, дыхание.

Дошкольники поют с большим желанием, поэтому музыкальному руководителю легче решать поставленные задачи, в том числе и речевые. В своей работе опираюсь на опыт Карла Орфа, Огороднова Д.Е., Емельянова В.В., Нищеевой В.В.

Развивая речь дошкольников средствами пения, определила для себя три основных этапа:

  • Подготовительный этап

Необходим в подготовке голосового аппарата губ, мягкого нёба, способствует правильному звукообразованию. Привлекаются фонепедические упражнения по системе Емельянова В.В., мимическая и артикуляционная гимнастика.

  • Распевки

Помогают автоматизировать и дифференцировать звуки. Разработка Л.В. Гавришиной «Логопедические распевки» построена на легко запоминающихся стихах с музыкальным сопровождением, акцентирована на автоматизацию шипящих, свистящих, йотированных звуков («Слон», «Медуница», «Ботинки») (смотри Приложение 2). Дети с охотой вовлекаются в процесс распевания.

  • Основной этап

Песенный репертуар необходимо тщательно выбирать, согласуясь с возрастным особенностями, темпоритмическим, поэтическим и звуковым содержаниями. [5, с. 27]. Исполнение песен совершенствует дикцию, развивает дыхание, действует оздоровительно. Пение с инсценировкой координирует движение и речь («Тень-тень, потетень», «Через мост»). В практической деятельности использую сборник С.Б. Крупа-Шушериной «Логопедические песенки», созданный с целью автоматизации твердых и мягких согласных.

  • Заключительный (игровой) этап

Игра - ведущий вид деятельности, а обогащенная песней - вдвойне эффективна. Хороводные игры, речитативы, подвижные игры с песнями способствуют развитию координации речи и пластичности, расширяют словарный запас и темпоритм.

Все вышеупомянутые приемы имеют место, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в кружковой работе, организуемой мною.

В детском саду функционирует хор, состоящий из детей от 5 до 7 лет, руководителем которого я являюсь.

Итак, вариативность певческой деятельности позволяет повысить речевой потенциал дошкольников, дает возможность ребенку петь и говорить, не задумываясь, что выводит работу учителя-логопеда на качественно новый уровень.

Ритмическая деятельность направлена на восстановление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных.

Широко применяю в работе логопедическую и фонетическую ритмику, подвижные игры с песнями, биоэнергопластику, а также самомассаж. [3, с. 18]. Роль музыкально-ритмической деятельности в решении данных проблем крайне важна, так как дает широкие возможности для развития слухо-двигательных возможностей.

Основная цель ритмической деятельности - определение условий, при которых ритмика становится эффективным средством коррекции речевых нарушений. Можно выделить два основных направления, а именно:

Развитие неречевых процессов. К ним относятся общая моторика, координация движений, ориентация в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства темпоритма.

Развитие речевых процессов детей. Оно включает в себя развитие дыхания, голоса, темпа, развития ритмодвижения и его интонационной стороны, развитие интонационной моторики, координации речи с движениями фонематического слуха и восприятия.

Основные методики работы:

Логопедическая и фонетическая ритмика

Её родоначальник - профессор В.А. Гиляровский, который при помощи логоритмики лечил заикание. Сочетание музыки, слова и движения способствует формированию сенсомоторных и межполярных взаимодействий. [4, с. 4]. Эта методика получила активное распространение в нашей практике.

Данную методику используем и в массовых группах детского сада, где 60-65% детей нуждаются в коррекционной помощи (Н.В. Микляева).

Диапазон средств, используемых мною логопедической ритмики, очень широк:

  • Маршировка и ходьба

  • Ритмопластика

  • Элементы художественной гимнастики

  • Речевые игры с движениями

  • Хореографическая импровизация

  • Игровой самомассаж и парный массаж под стихотворное сопровождение

  • Стретчинг

  • Ритмические упражнения с музыкальным сопровождением и без него

  • Музыкально-ритмические игры

  • Звуковые упражнения

Ритмическая деятельность является важнейшим аспектом в форматировании речи дошкольников, так как обладает многогранностью своего разнообразия, дает педагогу богатую почву для творчества.

Классические музыкальные произведения действуют на детей очень благотворно, снижая возбудимость у гиперактивных детей. Слушание музыкальных произведений помогает осуществлять методику музыкотерапии, проводить релаксационные минутки.

Слушание музыки концентрирует внимание ребенка, снимает угнетенное, а порой и агрессивное состояние. Поэтому древнейшая методика музыкотерапии заняла в работе важное место, так как дети с речевыми отклонениями особенно нуждаются в эмоциональной и психологической разгрузке.

Музыка П.И. Чайковского, Д.И. Кабалевского, С.И. Прокофьева, И.С. Баха выступает в роли, как и стимулирующего, и успокаивающего и стабилизирующего фактора. Релаксационные «минутки», как правило, имеют сюжетную линию: «На берегу моря», «Лесная прогулка», «В гостях у птиц». Особенно удаётся слушание в сенсорной комнате.

Таким образом, изучив содержательную сторону музыкально-ритмической деятельности и ёе воздействия на развитие речевого потенциала детей старшего дошкольного возраста, получили положительную мотивацию для дальнейшей творческой работы в данном направлении.


Список литературы:


  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

  2. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. - 48 с.

  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996. - 240 с.

  4. Девятова Т.Н. Звук-волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - 208 с.

  5. Долматова Н.Н. Подвижные игры с песнями в детском саду. Хороводы, инсценировки. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 112 с.

  6. Костина Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Линка-пресс, 2008. - 320 с.



© 2010-2022