Методическая разработка Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности.


В содержательном отношении культурно-антропологические практики реализуют следующие направления обновлений содержания дошкольного образования в условиях внедрения и реализации ФГОС: становление правовых практик, практик целостности телесно-душевно-духовной организации, культурной идентификации, становление свободных практик и практик расширения возможности.

ПРАВОВЫЕ ПРАКТИКИ

Становление правовых практик дошкольника обеспечивают правовое пространство развития ребенка, развитие его человеческого достоинства, когда

правовая практика ребенка - это не только щит, прикрывающий ребенка от посягательства другого, но и самосознание ребенка, свобода самовыражения, социальная ответственность, способность чувствовать и понимать другого, а также оценочная деятельность собственного поведения и поступков окружающих людей.

Правовые практики - это практики готовности ребенка отстаивать, защищать свои права и права других людей, применяя как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

Правовые практики способствуют:

- знакомству детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;

- воспитанию уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков;

- формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за

данное слово;

- воспитывают уважение к достоинству и личным правам другого человека;

- вовлечению в деятельность соответствующую общественным нормам и правилам поведения.

ПРАКТИКИ ЦЕЛОСТНОСТНОСТИ ТЕЛЕСНО-ДУШЕВНО-ДУХОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Становление практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка обеспечивают всестороннее физическое, психическое и духовное здоровье ребенка на основе интеграции физического, познавательно-речевого, художественно-эстетического и социально-личностного развития в дошкольном образовательном учреждении.

Практики целостности телесно-душевно-духовной (биопсихосоциальной) организации личности ребенка в детской деятельности - это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.

Практики целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка способствуют единству:

- физического развития ребенка - как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;

- эмоционально-ценностного развития - как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной

отзывчивости; сопереживания другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);

- духовного развития - как проявление бескорыстия и потребности познания - мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).

ПРАКТИКИ КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ

Становление практик культурной идентификации обеспечивают интеграцию ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

Практики культурной идентификации в детской деятельности - это практики познания ребенком мира культуры, а также осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.

Практики культурной идентификации способствуют:

- формированию ребенком представления: о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

- осознаю своей индивидуальности в совокупности с социально приемлемыми нормами поведения;

- интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей.

ПРАКТИКИ СВОБОДЫ

Становление свободных практик дошкольника обеспечивают выбор ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивают выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организацию воспитателем самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту).

Практики свободы - практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды,

обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие

ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Практики свободы способствуют:

- активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;

- овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения с взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;

- формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в по-

вседневной жизни, в различных видах детской деятельности).

ПРАКТИКИ РАСШИРЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА

Становление практик расширения возможностей ребенка обеспечивают многовариантное моделирование (вариативности) содержания и технологий дошкольного образования.

Практики расширения возможностей ребенка - практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.

Практики расширения возможностей ребенка способствуют:

- развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту;

- применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;

- в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).

Таким образом, освоение культурных практик так или иначе способствуют развитию индивидуальности и самостоятельности ребенка.

Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем.

Наиболее типичные ответы:
- это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих;
- способность рассчитывать только на свои силы;
- независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество;
- умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще;
- умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому.

Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу, скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она - не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится такой компонент самостоятельности, как целеустремленность, проявляющийся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости - даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку - это необходимое условие развития его самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень - когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень-ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Высшей ступенью в развитии самостоятельности дошкольников является способность к самостоятельной организации и участию в коллективной деятельности. В ней происходит дальнейшее совершенствование умений каждого и освоение новых умений и способов коллективного сотрудничества. Низкий уровень умений, слабая результативность действий не позволяют ребенку занять достойное место в коллективной деятельности, хорошо справиться с порученной ролью. Это снижает интерес к нему сверстников, мешает поверить в себя, тормозит стремление к самостоятельности. Поэтому развитие индивидуальной самостоятельности в разных видах деятельности, планомерное накопление опыта является предпосылкой развития самостоятельности в коллективных делах.

Характерные черты развитой самостоятельности:

а) умение выполнять работу по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (полить цветы, если земля сухая; увидев беспорядок, устранить его);

б) умение выполнять работу без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;

в) сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель работы, предвидеть ее результат);

г) умение давать достаточно адекватную оценку своей работе, осуществлять элементарный самоконтроль;

д) умение переносить известные способы действия в новые условия.

Методическая разработка Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

• Мотив - это осознанное побуждение, которое обуславливает целенаправленную самостоятельную деятельность ребенка;

• Умение включает в себя владение ребенком системой ведущих знаний и способов осуществления самостоятельной деятельности;

• Воля органически связана с деятельностью, заключена в потребностях, как исходных побуждениях ребенка к самостоятельному действию.

Процесс проектирования и освоения культурно-антропологических практик включает в себя поэтапное проектирование ситуации-пробы, игрового тренинга и собственно самостоятельную деятельность ребенка как индивидуальный/коллективный проект.

Методическая разработка Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности

Под ситуацией-пробой понимается такой вид взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, в ходе которого педагог и воспитанники получают и присваивают информацию об объектах и явлениях реально действительности осознают проблемы и опыт этого взаимодействия. (Мотив)

Игровой тренинг - процесс освоения, отработки действий, во-первых, и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны реальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной. (Умение)

Проект/самостоятельная деятельность детей - познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность детей при сопровождении

педагога-тьютора, имеющая проблему, цель, согласованные методы и способы решения детьми проблемы, направленные на достижение совместного результата. (Воля)

Итогом становится способность ребенка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приемы познания, интерес к экспериментированию, готовность к логическому познанию, интеллектуальная готовность к школе.

Критерии и уровни развития самостоятельности дошкольников

Методическая разработка Культурные практики как средство развития детской индивидуальности и самостоятельности


Практическая часть.

  1. Сказка о забывчивой Фее.

«Жила - была Фея, такая забывчивая, что она забывала не только, как её зовут, но и то, что она Фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу. «Здравствуй, Цветок», - обратилась она к колокольчику.

Колокольчик сразу обрёл голос и ответил Фее: «Здравствуй, Цветок!» (Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, ещё немного о бабочках и пчёлах, но имена они дают только цветам.)

И фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить тогда, когда к ним обращалась Фея. Но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И фея поняла, что она не цветок.

На лугу паслись олени. «Кто вы?» - спросила Фея.

Олени, конечно, как и ты, - ответила Фее олениха с прекрасными тёмными глазами. (Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зелёной травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям. - Мы очень красивы, мы счастливы на этом зелёном лугу!»

И Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, наслаждалась зелёной травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из водопадов.

И фея поняла, что она не олень. Она жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живёт среди облаков….».

Задание: закончить сказку, используя не более пяти предложений.

Пути обсуждения:

• Как бы вам хотелось закончить сказку?

• Что значит «жить не своей жизнью»?

• Что значит «быть самим собой»?

• Как вы понимаете слова «найти своё место в жизни»?

• Что значит «быть индивидуальностью»?

  1. Упражнение «Мой хозяин»

Участникам предлагается выбрать какой-либо личный предмет (расческу, сумочку, авторучку, зеркало, помада и т.п.) и от его имени представить своего хозяина и рассказать о нем что-нибудь интересное или примечательное (чем этот человек отличается от других). Желающие могут задавать вопросы.

  1. Упражнение «Карта себя»

Участникам предлагается изобразить себя в виде карты. Какие очертания она будет иметь. Какие будут географические объекты? Есть ли какой-то центр? Проложен ли маршрут? Есть ли у маршрута финиш?

Рисование можно сопровождать релаксационной музыкой.

По завершении задания желающие участники могут презентовать свою карту и рассказать, что на ней изображено, какие чувства были в процессе рисования. Что хотелось бы еще добавить или убрать.




© 2010-2022