- Преподавателю
- Дошкольное образование
- «Город, в котором мы живем»
«Город, в котором мы живем»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова О.И. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема педагогического проекта:
«Город, в котором мы живем»
Паспорт проекта:
-
Тип проекта: познавательно - исследовательский
-
По характеру содержания: ребенок - природа
-
По продолжительности: кратковременный
-
Участники проекта: дети 6 - 7 лет, родители
Цель проекта: формирование представлений у дошкольников об истории и природе родного края через ознакомление с водным объектом города Тамбова с рекой - Цной .
Гипотеза
Если знакомство с природными объектами будет осуществляться при комплексе педагогических условий, необходимых для формирования представлений об истории и природе города Тамбова, то процесс патриотического воспитания у детей будет успешным.
Проблема исследования
Проблема исследования в разрешении противоречий:
- между социальным заказом общества по воспитанию у детей нравственно-патриотических чувств, интереса к истории родного края, к культуре своего народа и низким уровнем проявления интереса у детей и взрослых к данной проблеме;
- между стереотипными формами работы и необходимостью разработки и применения активных форм общения с детьми по формированию у них патриотических чувств и любви к родному краю.
Актуальность проекта обусловлена тем, что изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования, формирования гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, родному краю, семье, окружающей природе и рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. Проект посвящён актуальной проблеме воспитания у детей дошкольного возраста любви к малой Родине, сохранения реки Цны, воспитания трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое, исследовать, экспериментировать.
Основополагающий вопрос
Возможно ли у дошкольников формировать представления об истории и природе родного города через ознакомление с водным объектом - рекой Цной?
Проблемные вопросы
-
Какие педагогические условия необходимы для формирования представлений об истории и природе города Тамбова?
-
Как поддержать интерес детей к природным объектам города Тамбова?
-
Каким образом организовать знакомство с рекой Цной?
-
Как организовать эффективное взаимодействие с семьей для формирования у детей представлений об истории и природе города Тамбова?
Методические задачи
-
Разработать систему организационно - педагогических условий, способствующих формированию у детей представлений об истории и природе города Тамбова.
-
Привлечь воспитателей, родителей, педагогов - специалистов к эффективному взаимодействию с целью реализации исследовательской деятельности дошкольников.
-
Создать в условиях дошкольного учреждения лаборатории для детского экспериментирования.
Дидактические задачи
-
Познакомить детей с рекой Цной.
-
Обогатить представления детей о природе родного края.
-
Воспитать любовь к малой Родине.
-
Сформировать у дошкольников познавательную компетентность - видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей посредством исследовательских методов обучения.
-
Расширить перспективы развития опытно - экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
-
Поддержать инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность детей.
-
Развить коммуникативные навыки, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
Основные формы реализации проекта:
-
Развивающая - предметно - пространственная среда
-
Организованная и самостоятельная деятельность детей
-
Работа с родителями
-
Работа с педагогами
Организованная деятельность детей
-
Опыты, эксперименты, поисковая деятельность
-
Беседы на познавательные темы
-
Рассказы воспитателя, чтение литературы
-
Игры: дидактические, подвижные, имитационные,
-
Игры - путешествия
-
Сбор коллекций: семян, камней, листьев
-
Просмотр диафильмов, видеофильмов
-
Работа с моделями
-
Экскурсии, целевые прогулки
-
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
-
Творческая деятельность детей на экологическую тему
Самостоятельная деятельность детей
-
Создание проблемных ситуаций
-
Различные виды игр
-
Экспериментирование
-
Изготовление моделей, поделок из природного материала
-
Работа с книгой
-
Рассматривание иллюстраций, картинок о природе
-
Театрализованная деятельность
Ожидаемые результаты
-
У детей:
В процессе ознакомления с рекой Цной ребенок приобретает опыт:
Экологический: знаком с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно - следственными связями, действующими в мире.
Познавательный: развиты мыслительные операции.
Социальный: сформированы навыки работы в команде, умеет и желает согласовывать свои желания, взгляды, действия.
-
У родителей:
Повышение интереса к воспитанию и развитию ребенка.
Осуществление тесного взаимодействия с родителями посредством эффективных форм сотрудничества по вопросам исследовательской деятельности дошкольников.
-
У педагогов:
Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
Повышение теоретического уровня.
Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по организации исследовательской деятельности детей.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.
Содержание деятельности
Подготовительный
этап
-
Создание условий реализации программы действий.
-
Диагностическое обследование детей и анализ результатов диагностики.
-
Составление перспективного планирования.
-
Творческий поиск, подбор различных форм, средств и методов для формирования представлений у дошкольников об истории и природе города Тамбова.
Основной этап
С детьми:
-
Проведение серии экспериментов, опытов, бесед экологического содержания.
-
Проведение наблюдений за живой и неживой природой, циклическими изменениями в природе, явлениями природы
-
Связь с социумом: посещение Биоэкоцентра, краеведческого музея.
-
Проведение экскурсий.
-
Использование в работе с детьми инновационных технологий:
личностно - ориентированной, информационно-коммуникационной,
игровой, ТРИЗ, здоровьесберегающей.
-
Организация выставок детских творческих работ.
-
Проведение экологических праздников.
-
Составление детских проектов «Царица - водица», «Река моей Родины»
С родителями:
-
Индивидуальные консультации, советы и предложения (по проблемам и запросам родителей)
-
Родительский уголок «Мы исследователи»
-
Оперативная информация (планшеты, папки - передвижки «Как научить детей сомневаться», «Использование элементарных опытов в домашних условиях», «Любимый край, моя земля!»
-
Домашние задания (Наши первые открытия», «Как много интересного
вокруг»).
-
Совместная деятельность: составление гербария, коллекционирование, участие в экологических праздниках.
-
Выставка и обзор методической и справочной литературы.
-
Детские презентации.
Заключительный этап
-
Анализ, выводы.
-
Методические рекомендации по данной теме.
-
Обобщение и распространение опыта работы.
Результаты проекта
-
Созданы необходимые педагогические условия для формирования представлений у дошкольников об истории и природе города Тамбова
-
Сформирован познавательный интерес у дошкольников к общим законам природы.
-
Повысился уровень познавательно - исследовательских компетентностей у детей.
-
Развиты личностные качества воспитанников: любознательность, активность.
-
Сформирован навык безопасного поведения в природе.
-
Значительно повысился интерес у родителей к развитию детей.
-
Созданы условия для реализации личного творческого потенциала всего педагогического коллектива.
Продукт проектной деятельности
-
Детская лаборатория «Почемучка».
-
Дидактический материал экологического содержания.
-
Картотека опытов и экспериментов.
-
Реализация детских проектов «Царица - водица», «Река моей Родины»
-
Альбом «Наши первые открытия».
-
Фотовыставка «Где живет вода?»
-
Альбом «Милый сердцу уголок»
Вывод
Знакомство с отдельными природными объектами при комплексе педагогических условий способствует формированию представлений об истории и природе родного города, нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.