«Поддержка детской инициативы детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

«Поддержка детской инициативы детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Поддержка детской инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения - достаточно актуальная тема. Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию у дошкольников.

Современному дошкольнику необходимо уметь самому добывать знания; у него должны быть развиты исследовательские, рефлексивные навыки. Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применений в практической деятельности, т. е. компетенции. Задача трудная, но разрешимая. Все вышеперечисленное может обеспечить использование в практике детских садов метода проектов.

Именно метод проектов позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления детьми суммы знаний на овладение ими различными способами деятельности в условиях доступности информационных ресурсов. Этому способствует личностно - ориентированный подход в воспитании и образовании. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к воспитанию и образованию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Необходимость поддержания и развития познавательной активности, инициативы детей дошкольного возраста и недостаточность разработок, методических подходов, педагогических технологий по данному вопросу в развитии дошкольников в условиях ДОУ ведет к возникновению противоречий.

Данное противоречие обозначило проблему педагогической деятельности, которая заключалась в поиске оптимального содержания форм, методов, средств, направленных на поддержание познавательной активности, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста.

Поэтому возникла необходимость обогащения образовательного процесса проектной и нормотворческой деятельностью, технология которых была создана под научным сопровождением Н. Е. Веракса, доктором психологических наук, профессором, заведующим кафедрой социальной психологии развития МГППУ и А.И. Булычевой, кандидатом психологических наук, директором Психолого-педагогического учебного центра им. Л. А. Венгера «Развитие» (г. Москва).

Проектная деятельность характеризовалась нами как деятельность, направленная на создание по инициативе ребенка совместно со взрослым социально значимого продукта. Суть проекта в том, что дети, самостоятельно преобразовывая окружающую среду, решали исследовательскую задачу, представленную в форме привлекательной проблемной ситуации.


Обеспечение организационно-содержательных условий

Результатом работы на данном этапе являются:

• организация предметно-пространственной развивающей среды группы

Для этого в групповом пространстве был выделен центр проектной деятельности, включающий:

- копилку вопросов;

- алгоритм («напоминалку») пошаговой работы над проектом;

- выставку проектов детей;

- героя (игрушку) от лица которого будут проходить встречи в проектной

мастерской.

• отражение проектной деятельности в режиме дня группы

В связи с появлением нового направления работы с детьми педагогами пересмотрена сетка организованной деятельности, в которой обозначилось место и время для организации проектной деятельности. Проектная деятельность была включена в алгоритм планирования воспитательно-образовательной работы с детьми

• обеспечение взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в рамках проектной деятельности

На данном этапе важно создать условия для вовлечения детей и родителей в проектную деятельность.

Овладение детьми 5-го года жизни

структурой исследовательской проектной деятельности


Содержание работы с дошкольниками было направлено на:

- обучение детей правильно формулировать вопросы, строить гипотезы;

- формирование умения ориентироваться в окружающем мире;

- активизацию познавательного интереса, развития поисковой деятельности;

- развитие монологической речи.

Учитывая, что социальный опыт детей 5-го года жизни и опыт проектирования еще не велик, основная работа по активизации познавательной деятельности ребенка проводилась на тематических прогулках, беседах, играх, объединенных одной темой.

Цель этой работы заключалась:

- в побуждении детей задавать вопросы;

- в поиске выхода из проблемных ситуаций.

В практике работы с детьми среднего дошкольного возраста прочное место заняли кратковременные проекты.


© 2010-2022