«Как я пришла в педагогическую профессию»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе. «Как я пришла в педагогическую профессию».

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Л.Н. Толстой

Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы.

Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих воспитанников. Я не работаю воспитателем, я воспитатель. Мне нравится быть воспитателем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. В детстве мечтала стоять у доски и открывать детям новые горизонты, новые перспективы. Часто я проигрывала эти ситуации со своими подружками. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить специальность и вернуться в свою родную школу. И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «занятия»…

Как я пришла в педагогическую профессию?

Я не представляю свою педагогическую деятельность без моих воспитанников и моих коллег. В детстве я мечтала быть юристом, но судьба распорядилась совсем по - другому : я стала педагогом. Быть может, сыграл тот факт, что моя первая воспитательница была очень хорошим педагогом. Она отдавала нам свою любовь, свое сердце. Она была очень грамотной, начитанной, всегда готова была отвечать на наши вопросы.

И каждый раз я усердно учила буквы и слоги. Дома я не только училась самостоятельно, но учила еще кукол, дедушку с бабушкой читать и писать.

Я с удовольствием отправилась в удивительное плавание по морю знаний.

Все было на этом пути: и радости, и огорчения, и печали… Школа звала меня не останавливаться, продолжать искать, учиться и плыть дальше в неизведанный океан знаний. И мудрые учителя всегда были со мною. Мне так хотелось быть похожей на них. По вечерам, подражая своим воспитателям, сидела перед зеркалом и объясняла себе темы занятий. Так хотелось пронести через всю свою жизнь чистоту юношеских лет, задор и неугасимую жажду знаний Учителем хорошо быть, но я мечтала стать воспитателем для самых маленьких воспитанников.

Воспитатель, в моем понимании, - человек «долга» и «чести», «милосердия» и «человеческого достоинства». Эти понятия для меня были не простым звуком. Я чувствовала то, о чем говорили мне взрослые: чувство ответственности, честность, порядочность, доброта.

Пролетели незаметно школьные годы…

За все это время я готовила себя к профессии воспитателя.

Поступила в НПУ им 50-летия ВЛКСМ на дошкольное отделение. С удовольствием училась в училище.

Настал долгожданный день 1 сентября 1985 года. С каким-то неизвестным трепетом переступила я порог Камлюковского детского сада. Меня ждали двадцать озорных девочек и мальчиков. Свое первое занятие осталось в моей памяти на всю жизнь: познакомились друг с другом, говорили о Родине, о дружбе, читала ребятам стихи, пели песни..

Тридцать два года прошло с тех пор. С таким же трепетом в душе иду на занятие.

Я стараюсь быть другом по отношению к детям, их помощником, наставником, советчиком и союзником.

Стараюсь жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения. Между нами никогда не бывает фальши. Для меня очень важно понять, оценить ребенка, создать уютную обстановку в группе, доверять своим воспитанникам.

Моя самая главная задача- помочь ребенку найти себя, открыть свои способности. Я зажигаю в душах своих детей искру любви, добра, терпимости и веры в себя. Воспитатель для ребенка - это тот, кто поможет ему найти свой путь к счастью. Воспитатель должен быть совестью детей.

Мне очень нравится быть воспитателем, нравится находить в этом радость и удовлетворение, нравится нести за них ответственность, любить.

Воспитатель - это призвание.

Попав в детский садик, я поняла, что не получала такого удовлетворения от жизни, как здесь.

Это- самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг - это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ребенок - это строитель будущего, а значит, все жители этой страны в ответе за будущее. Где всё время надо торопиться, торопиться успеть, где всё время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их воспитателями. Да, для меня «Воспитатель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня быть воспитателем - это и значит жить.

И я тороплюсь. Я хочу. Я хочу быть жадной до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хочу быть искренним, искренним с собой, с другом, с близким, с далеким. Хочу быть отзывчивым, чтобы не пройти рядом с чужой болью. В той жизни, которую я выбрала сегодня, нужно много терпения, мужества и стойкости.

Конечно, главные жители этой страны - это дети. Именно они заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закаляют» меня и многому учат. Учат принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.

Вот уже 30 лет я работаю в садике с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня, уверенно ступая на путь педагогического поиска, понимаю, что нужно многое сделать. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим воспитателем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей.

В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов ,важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться. Мой девиз: «Образование через всю жизнь».

Я очень хочу научить своих воспитанников счастью человеческого общения, взаимопонимания, счастью творческого, созидательного труда, чтобы проявились индивидуальность, неповторимость, личность каждого из них. Через систему сложившейся у меня педагогической деятельности отрабатываю у каждого ученика важнейшую жизненную установку: быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и модифицировать, создавая при этом высококачественные объекты в ответ на существующие потребности.

В первые годы работы с детьми, для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а детям - нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий воспитатель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это стало первым принципом, которым я сегодня руководствуюсь в своей педагогической деятельности.

Приходя на занятие, да и просто общаясь с детьми, я раскрываю им свое мироощущение, свою систему ценностей, отношение ко всему, что происходит вокруг, несу им то, что интересно мне. И это должно быть искренне. Любая фальшь будет замечена и способна разочаровать, поранить юные души. Быть честным, искренним - второй мой принцип.

Роль педагога заключается в том, чтобы способствовать развитию способности ребенка, осознавать себя личностью во взаимоотношениях с другими людьми и миром в целом, осмысливать свои действия, прогнозировать и оценивать свои результаты, развить самостоятельность, инициативу, творческий потенциал.

Создание условий для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка - третий принцип комфортности обучения и воспитания.

Если после занятий дети со мной, а не убегают «сломя голову» куда-то , если после занятий они приходят ко мне с вопросами, значит, все нормально, значит, я смогла их заинтересовать, значит, у меня получилось.

Умение увлечь учеников своими занятиями, как мне кажется, и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся. Это четвёртый принцип моей педагогической работы.

Пятый принцип - формирование стойкой мотивации ребенка к развитию.

На своих занятиях я часто разговариваю с детьми на эту тему, желая вызвать у них интерес к получению знаний. Рассказываю про свою учебу в школе, в училище, и о том, как эти знания пригодились в моей жизни. Пытаюсь каждому на примерах объяснить, как ему в жизни пригодятся знания, умения и навыки, полученные занятиях.

Таковы мои основные принципы, которыми я руководствуюсь в своей работе. Среди них нет более или менее важных, главных и второстепенных. Они взаимодействуют и, каждый из них, является отдельным звеном единой системы воспитания и обучения…

Своё педагогическое кредо попробую изложить при помощи круга постулатов, тезисов и афоризмов, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:

  • «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро), а воспитатель перестаёт быть воспитателем, если не постигает ничего нового.

  • «Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен» (Лао-Цзы)- стараюсь учиться всегда и везде, люблю совершенствовать свое знание.

  • «Выбрать время - значит сберечь время, а что сделано несвоевременно, сделано понапрасну» (Фр. Бекон) - ценю свое и чужое время; люблю, когда заданное сделано своевременно, ибо только тогда оно и имеет смысл.

  • «Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы» (древневосточная мудрость)- стараюсь оценивать человека по его реальным поступкам и знаниям, не люблю «ярлыков» и «штампов».

  • «Благородный человек помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного» (Конфуций) - пытаюсь в этом плане быть благородной.

  • Стараюсь, чтобы дети, с которыми мы вместе работаем над приобретением знаний, верили в то, что «лучше знания, нежели отборное золото, потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (притчи Соломона), даже в нашей излишне «материальной» жизни.

  • А ещё нужно просто любить свою работу. "Работа - лучший способ наслаждаться жизнью", - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого воспитателя - владеть сердцами своих воспитанников.

… И снова утро. И снова занятие, и завтра, и послезавтра занятие, и будут они разные, но самые лучшие те, когда дети спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что занятие понравилось, а для того, чтобы занятие понравилось, в нем должны быть изюминки. И задача воспитателя - найти эти изюминки.

Идут дни, годы. Идут очень быстро. А хочется успеть многое. Но как бы ни было, дети всегда остаются детьми, воспитатели - воспитателями. Меняются времена, но не меняются задачи воспитателя:

  • дать воспитанникам прочные и глубокие знания по предметам;

  • содействовать творческому развитию каждого воспитанника, как на занятии, так и вне занятия;

  • вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение;

  • воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;

  • стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Я понимаю и принимаю это. Таковы мои педагогические аксиомы. Я твердо усвоила за эти годы - это то, что мастерство воспитателя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами. И все время я говорю себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание твое - нести любовь и радость».

Что будет завтра? Завтра будет новый день. Завтра в группе на меня опять будут смотреть маленькие глазки. Глаза моих воспитанников. Я, как воспитатель, - буду стремиться к тому, чтобы реализовывать на практике свои идеи и замыслы, постоянно повышать собственный образовательный уровень, свое педагогическое мастерство, осуществлять личностно-ориентированный подход к своим воспитанникам. Результатом моего педагогического труда должна стать развитая личность, удовлетворенная своим положением в садике, обществе, знающая себя, свои возможности, способная к самореализации в жизни.


© 2010-2022