- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Люблю тебя, моя Россия!
Проект Люблю тебя, моя Россия!
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чупикова А.А. |
Дата | 19.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
" Люблю тебя, моя Россия!»
Чупикова Анна Александровна
воспитатель
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность темы:
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема нравственного - патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении, в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально - региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении "Родина" пишет:
"Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал"
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ "Об образовании" произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
-
обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
-
воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
-
формирование мира и межличностных отношений ..
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. На наш взгляд, решением данной проблемы стала реализация проекта: «Люблю тебя, моя Россия!»
Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта:
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта:
-
Дать знания детям о родной стране, о ее столице: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
-
Познакомить с именами тех, кто основал и прославил Россию.
-
Расширить знания детей о флоре и фауне родного края.
-
Воспитывать любовь к Родине, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
-
Познакомить с культурой и традициями русского народа.
-
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности:
-
Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов
-
Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
-
Организационный блок: Создание предметно - развивающей среды
Вид проекта: познавательный, групповой.
Участники: дети старшей и подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель, старший воспитатель, воспитатель по физической культуре.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие
Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
-
Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.
-
И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.
-
Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.
-
Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.
-
М.Д.Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.
-
Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.
-
И.В.Жирякова «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.
-
З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»
-
Материалы Интернет.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
-
подбор исторической литературы,
-
подбор произведений русского народного творчества,
-
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
-
подготовка разного вида бросового материала
-
подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
-
дидактические игры,
-
выставки книг, рисунков, поделок,
-
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
-
Изучение интереса детей для определения целей проекта.
-
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
-
Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: "Моя столица - моя Москва!»
Оформление альбомов "Достопримечательности моего города",
Словотворчество с родителями «Сочини рассказ, стих о городе»
Спортивно-музыкальный праздник ко Дню Матери.
Оформление дидактических игр по краеведению:
"Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», « Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной».
Выставка «Наши любимые места в Москве» (совместно с родителями).
Лепка «Животные и птицы московского зоопарка».
Экскурсии и фотоэкскурсии по городу.
Разучивание стихов песен о России, Москве.
Оформление музыкального уголка в русских традициях
Оформление стенда «К Дню города».
Изготовление мини - музея «Моя Москва»о Дню защитника отечества «Богатыри московские и всея Руси».
Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества.
III. Презентационно - завершающий
Открытое занятие "Моя Родина - Россия! "
Квест-игра «Широка страна моя родная!».
Выставка продуктов детской деятельности.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа "Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?"
Необходимые условия реализации проекта:
-
интерес детей и родителей;
-
методические разработки,
-
интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
-
Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
-
Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
-
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
-
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
-
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей и взрослых форм проявления любви к России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории страны, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил нашу Родину, начнут проявлять интерес к событиям и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта:
-
Наблюдение,
-
совместные игры,
-
анкетирование,
-
познавательные игровые занятия,
-
беседы.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект был апробирован в рамках ГБОУ Школа №2083 2014-15 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной в деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, страны помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
Достигнутые результаты:
-
рост познавательной активности детей повысился на 24 %,
-
анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 73% детей , выше среднего у 20% детей ,
-
высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками городского конкурса «Весенняя мозаика», спортивных соревнований с воспитанниками других ДОУ города, где занимают призовые места,
-
повышение активности родителей в делах группы.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно - патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
-
1 блок «Семья и ближайшее окружение»
-
2 блок «Детский сад - мой второй дом»
-
3 блок «Родной свой край люби и знай!
-
4 блок «Россия - Родина моя»
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.