Лекция Ваш ребёнок идёт в школу

Психомоторное развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов: от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды.Последовательность психомоторного развития тесно связано с этапностью созревания мозга и усложняющимися условиями взаимодействия малыша с окружающей средой. Происходит развитие неравномерно, оценка его всегда требует динамического наблюдения.В данных рекомендациях представлена информация особенности детей дошкольного и младшего шк...
Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лекция для родителей: «Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу».

Психомоторное развитие ребенка раннего возраста зависит от многих факторов: от наследственных особенностей организма, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды.

Последовательность психомоторного развития тесно связано с этапностью созревания мозга и усложняющимися условиями взаимодействия малыша с окружающей средой. Происходит развитие неравномерно, оценка его всегда требует динамического наблюдения.

В данных рекомендациях представлена информация особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Какие причины ведут к проблем, о факторах риска и какую помощь можно оказать этим детям. Рекомендации предназначены для воспитателей детских домов, педагогов младших классов, родителей.

«Обучение забегает вперед и ведёт за собой развитие». Л.С. Выготский

Вот и настало время сыну или доченьке поступать в школу. Ему уже 6 лет. Родители ведут детей на подготовку к школе и возникают проблемы: не усидчив, отвлекаем, плохо рисует, пальчики слабенькие. То есть возникают проблемы у ребенка, родителей, учителя. Эти проблемы усугубляются с началом обучения в первом классе.

«Ирек рос любознательным, активным ребенком, говорить начал во время, программу детского сада усваивал. Но на подготовительных занятиях был невнимательным, отвлекался, мог встать и ходить по классу. С первых дней начала обучения в школе эти проявления усугубились, программу не усваивал, стал отказываться ходить в школу».

Что же случилось с Иреком? Почему потерялся интерес к учёбе? А все дело в том, что начало обучения в школе неизбежно влечёт за собой изменения всего образа жизни ребенка, предъявляет серьёзные требования к физическому и психическому развитию. Успешность обучения ребенка зависит от тощ насколько он готов к навыкам, трудным для него учебным нагрузкам.

Как писал великий русский психолог Выготский Л. С. ребенок дошкольного возраста по своим особенностям способен к тому; чтобы начать какой-то новый цикл обучения, недоступный для него до этого. Он способен это обучение проходить по какой-то специальной программе, но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой».

Организм ребенка, все его органы и системы развиваются и созревают неодновременно. На каждом возрастном этапе свои особенности. Дети 6-7 лет по принятой возрастной периодизации относятся к 1 периоду детства (4-7 лет). И очень важно физическое развитие ребенка

В этом возрасте ребенок растет не по дням, а по часам. За год может вырасти на 8-10 см, прибавить в весе на 2,5 кг.

Увеличивается длина рук и ног, интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат. Не этот процесс к этому возрасту ещё не завершается. Дети 6-7 лет долго не могут сидеть в неподвижной позе, отсюда нарушение осанки при неправильной посадке. У них слабо развиты мелкие мышцы пальцев рук, незакончено окостенение костей запястья, поэтому быстро устаёт рука

Нервная регуляция движений несовершенна, поэтому страдает точность и быстрота выполнения движений, трудность их прекращения по сигналу. Эти причины ведут к трудностям в письме. Отсюда, значительная роль зрения. Дети тщательно выводят буковки, им трудно провести параллельные линии, определить на «глаз» величину букв и цифр. Особенно это трудно детям с задержкой моторного развития. В этом возрасте далеки до окончательного завершения процессы развития органов кровообращения, дыхания, эндокринной системы. Головной мозг также еще в стадии развития. Поэтому вредности, действующие в этот период, крайне нежелательны

Интеллектуальные функции у ребенка 6-7 лет имеют свои особенности, находятся на разной стадии развития. Так несовершенство внимания - естественная возрастная особенность, способность же поддерживать внимание к абстрактным вещам формируется только к 9-10 годам. Для возбуждения внимания необходимы эмоционально окрашенные стимулы. Необходимо помнить, что внимание при изучении окружающего мира поддерживается интересом и расценивается как первичная эмоция. Считают, что ребенок обладает своей особой логикой мышления. У дошкольников мышление характеризуется его неспособностью встать на чужую точку зрения, долго формируется понятие о времени, числе. Но к 7 годам происходит поворот, когда ребенок уже может рассуждать, анализировать ситуацию перед тем, как действовать. Произвольное внимание недостаточно сформировано.

Вот такие особенности характерны для детей 6-7 лет.

Отсюда возникает трудности. Дети должны придти в школу физически здоровыми, а здоровье закладывается в раннем детстве.

Какие же причины в целом могут привести к отклонениям в развитии и функционировании мозга ребенка, что в дальнейшем может привести к проблемам. Их множество: это генетические обусловленные нарушения, патология беременности, травмы мозга во время родов и в раннем периоде развития, хронические соматические заболевания и др. Степень влияния вредностей зависит от периода воздействия, и, что больше пострадало.

Особая группа - это дети с нарушением нервно-психического здоровья, так называемые «трудные дети» с беспокойством, суетливостью, т.е. с нарушением поведения.

Основные факторы риска в преддошкольный и ранний школьный периоды

1. Неспособность следовать инструкции.

2. Импульсивность, бесконтрольность поведения.

3. Чрезвычайная двигательная активность.

4. Нарушение сна (беспокойный сон).

5. Плохое развитие движений руки.

6. Общая моторная неловкость.

7. Нарушение темпа деятельности, плохое чувство ритма.

8. Языковые барьеры, а именно задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения и др.

9. Боязнь нового.

10. Трудности новых контактов.

11. Нарушение состояния здоровья.

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод - начало обучения в школе один из самых серьёзных моментов в жизни ребёнка

Это переломный этап. Изменяется вся жизнь ребёнка и начинается процесс приспособления к школе, к новым условиям существования, т.е. этап адаптации.

Дети 7 лет проходят этап психологической адаптации к школе легче. Для детей б лет этот процесс протекает более сложно, т.к. эти они в 1 классе не осознают не только роль учителя, но и своё положение ученика. Поэтому к этим детям требуется терпеливость, доброжелательность со стороны учителя, адекватно оценивать успехи детей, не сравнивать их с другими, замечания делать только наедине. Побольше похвал детям.

В период адаптации некоторая возбудимость, повышенное двигательное беспокойство, эмоциональная неустойчивость - явления вполне допустимые. Но могут быть негативные изменения в поведение чрезмерной возбудимостью или даже агрессивностью или наоборот, заторможенностью с чувством страха, нежелания учиться. Около 50 % детей легко адаптируются в школе в течение первых 2 месяцев обучения, около 30 % - имеет более длительный период адаптации, только к концу 1 полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы.

III группа детей (около 14-15%), т.е. у которых социально-психологическая адаптация очень трудна Эти дети не могут усвоить программу, поведение остается негативным. Как правило, детей 3 группы представляют учителя на ПМПК, где специалисты выясняют причины возникших проблем, консультируют ребенка, выявляют его интеллектуальные возможности и вырабатывают план коррекционных мероприятий с целью помочь в первую очередь ребенку. В системе образования существуют разные методы помощи этим детям; начиная с классов компенсирующего обучения, специальных (коррекционных) классов для детей с задержками психического развития, специальные коррекционные общеобразовательные учреждения для детей с интеллектуальной недостаточностью.

В заключение: очень важно начинать подготовку детей к школе как можно раньше, в первую очередь соматически его оздоравливать, подбирать адекватные формы обучения.













Составитель: врач-психиатр РПМПК В.М.Мунасыпова

Технический редактор: методист Е.Х.Зайлалова


© 2010-2022