Модифицированная программа по социально-личностному развитию на ребенка, имеющего нарушения в речевом и психологическом развитии

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Модифицированная программа

по социально-личностному развитию на ребенка, имеющего нарушения в речевом и психологическом развитии



Подготовила воспитатель:

МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»

Протасова Л.А.


Ребенок: Артем Х.

Дата рождения; 17.03.2007 г.

Диагноз: расстройство психологического развития, общее недоразвитие речи 2 -3 уровня

Выписка из протокола № 583 от 28.05.2007г. заседания ПМПк г.Брянска

Цель:

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации ребенка, его социально - личностному развитию, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
• Организовать единую систему работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
• Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;
• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Провести профилактику и коррекцию имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Индивидуальная образовательная работа включает основные направления:

• организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
• развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени и количестве.

Примерная программа составления психолого-педагогического представления на дошкольника.

1. «Общие сведения о ребенке»: поступил из семьи. Оценка адаптации ребенка в группе: плохая (кусал детей, дрался, кричал).
2. «Характеристика семьи» необходимо предоставить сведения о родителях. Заполнить подразделы:
• Состав семьи: неполная, братьев и сестер нет.
• Тип семьи:
благополучная (родители морально устойчивы, владеют культурой воспитания);
• Кто занимается воспитанием ребенка: мать, няни.
• Характер взаимоотношений родителей с ребенком: сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радости и горя).
3. «Особенности внешнего вида ребенка

4. «Соматическое здоровье»: группа здоровья 2; аппетит - плохой, дневной сон - быстро засыпает, крепко спит;
5. «Особенности моторной сферы»
Общая моторика: незначительно нарушены координация, моторно неловок.
Ручная моторика: недостаточность мелкой моторики, моторная ограниченность, объем движений ( строго ограничен), темп ( медленный), переключаемость неточная), координация ( нарушена).
Ведущая рука: левша.
6. «Характеристика познавательной сферы ребенка»

(характеристика психическим процессам):
Характеристика внимания: во время занятий не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться; постоянно отвлекается; непроизвольное.
Характеристика памяти: быстро запоминает и быстро забывает, тяжело дается заучивание стихотворений, пересказывая содержание сказки, рассказа, концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли содержания, преобладающий вид памяти: слуховая.
Характеристика мышления: плохо понимает суть пространственных отношений (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу, из, под, над и т.д.; не подбирает обобщающее слово к ряду предметов (картинок) в рамках программного материала (к 6 годам - посуда, мебель, одежда, обувь, головные уборы, игрушки, транспорт, цветы, деревья, грибы, птицы, домашние и дикие животные, овощи, фрукты, ягоды, насекомые, инструменты; не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег - зима); не понимает содержание сюжетных рядов и картин, не выделяет главное в воспринимаемой информации; не выполняет счетные операции; сформированность временных представлений в рамках программного материала (знание частей суток, дней недели, времен года, их последовательности

7. «Состояние знаний ребенка по разделам программы»

(описание знаний ребенка об окружающем, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении).
• Запас общих сведений об окружающем: называет свое имя, возраст, имена родителей (мамы и бабаушки), домашний адрес, времена года обозначает словом; признаки времен года называть не знает; знания о животном и растительном мире недостаточны.
• Сформированность навыков рисования: не умеет нарисовать (дом, дерево, человек и др.), лепки не скатывает шарик, брусок из пластилина)
• Сформированность элементарных математических представлений:
• Количество и счет: не владеет количественным и порядковым счетом в пределах 10, не знает

• Восприятие цвета: различает цвета, узнает и называет основные цвета, группирует предметы по цвету.
• Восприятие формы: имеет представления о форме, группирует геометрические фигуры

• Временные представления: временные представления не сформированы, ориентируется во времени суток, не называет дни недели,
• Пространственные представления: пространственные представления не сформированы, не определяет положение в пространстве по отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади), не использует в речи слова, определяющие положение предмета в пространстве.
8. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно; принимает ли помощь - практическую;

затруднения, возникающие в процессе деятельности не стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю.
9. Характеристика речи ребенка:
Звуковая сторона речи:

фонетический строй речи сформирован недостаточно, фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения), фонологические дефекты (замены, смешения); особенности фонематического слуха:нарушен.
Словарь: в пределах обихода, резко ограничен; в какой мере: резко ограничен, несколько ограничен, нарушает структуру многосложных слов.
Грамматический строй речи: не сформирован; особенности словоизменения, словообразования не сформированы. НЕ сформированы: образование множественного и единственного числа существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных форм существительных, умение согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными.
Связная речь: не сформирована; характер предложений (простые, неполные), умение отвечать на вопросы взрослых односложно.
10. Характеристика деятельности:
Навыки самообслуживания: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки не может; может самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; не умеет убирать свои вещи и постель.
Игровая деятельность: любимые игры - трансформеры, не понимает правила игры, не выполняет их, поведение в конфликтной ситуации (старается ударить), не умеет поддерживать игру.
Конструктивная и графическая деятельность: умеет правильно собрать матрешку, пирамидку, не может сложить по образцу простые фигуры из счетных палочек, не может выполнить постройки из кубиков
11. Основные трудности, отмечаемые в общении: не умеет поддерживать игру; предпочитает быть в одиночестве; плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; конфликтен.
12. Личностные особенности: неадекватность эмоциональных реакций, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; плаксивость, апатия; преобладающее настроение; поведение: адекватное ситуации; нравственные качества: адекватность отношений к родным, чувство привязанности, любви, добра

13. Особенности эмоционально-волевой сферы: преобладающее настроение ( подавленность, негативизм), тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, двигательно - расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное), успокаивается по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность.

Диагностика индивидуальных особенностей детей:

1. Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений.

Основная цель беседы - установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится учителем-логопедом детского сада и воспитателями.
3. Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатели наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

Методы, используемые в работе:

• Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
• Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
• Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
• Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
• Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)

Работа воспитателя по созданию индивидуальной программы развития ребенка

1 этап. Выбор:
Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального развития;
2 этап. Наблюдение:
• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;
• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;
• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями;
3 этап. Диагностика:
• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития
• Построение работы с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка
• Подбор методик, определение методов и приемов работы
4 этап. Работа:
• Подбор индивидуальных заданий
• Связь с родителями и педагогами
• Домашние задания
• Корректировка задач, методов работы с ребенком
5 этап. Контроль:
• Итоговая диагностика

При разработке модифицированной программы дошкольника,
мы опирались на следующие принципы:

Принцип опоры на обучаемость ребенка.
Принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка.
Принцип соблюдения интересов ребенка. Причиной любой проблемной ситуации развития ребенка выступает как сам ребенок, так и его социальное окружение. В сложных ситуациях требуется объективный анализа проблемы, учет жизненного опыта взрослых, их многочисленных возможностей независимой самореализации, учет множества социальных структур и организаций. А на стороне ребенка часто бывает только он сам. Мы призваны решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Принцип тесного взаимодействия и согласованности
Принцип непрерывности

Принцип индивидуального развития ребенка, состоит в том, чтобы эти условия определить, а при необходимости и создать.
Принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.

Организация эмоционального благополучия ребенка


  1. «Утро радостных встреч», когда дети называют друг друга ласковым именем, желают добра, улыбаются, настраиваются на доброе событие дня.
    • «Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.
    • «Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.
    • «Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.
    • «Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.

  2. II. Для развития положительного отношения ребенка к окружающим его людям проводим:
    • Дидактические игры, направленные на ознакомление и воспитание толерантного отношения к разным людям («Народы России», «У кого какой дом», подбери картинку).
    • Чтение сказок разных народов, населяющих Россию.
    • Рассматривание иллюстративного материала на формирование правильного поведения в различных ситуация.
    • Коллективные работы по изобразительной деятельности.
    • Коллективные мероприятия (праздники, снежные постройки, посадка цветов, изготовление поделок из природного и бросового материала).
    • Оформление фотогазеты о каком-либо совместном мероприятии. («Как мы отдыхали на даче», «Как мы возводили снежный городок»).
    • Разбор ситуаций, которые могут возникнуть в жизни, в которых надо сделать нравственный выбор.
    • Намеренное создание ситуаций, требующих от детей взаимопомощи.
    • Фотовыставки, фотоальбом с фотографиями всех детей группы. (оформленные в виде настенного панно, где есть места для фото каждого ребенка группы.

  3. Развитию коммуникативной компетентности ребенка способствуют:
    • Элементы психологической гимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.
    • Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т.п.
    • Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.
    • Игры драматизации.
    • Театрализованные игры.
    • Просмотр спектаклей,
    • Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

  4. . Для развития социальных навыков у ребенка мы проводим:
    • Дидактические игры («Правда или нет»).
    • Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.
    • Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»
    • Игра-тренинг «Через стекло», элементы сказко-терапии.

  5. Развитию бережного отношения к окружающему миру (рукотворному, не рукотворному) способствуют:
    • Занятия по познавательному развитию;
    • чтение художественной литературы;
    • дидактические игры природоведческого содержания;
    • разбор ситуаций;
    • просмотр спектаклей на экологические темы;
    • уход за растениями в уголке природы и на участке;
    • трудовая деятельность (различные виды труда).

Необходимые критерии оценок результативности ребенка по социально - личностному развитию:

• Выработаны привычки нравственного поведения;
• Имеют способность к самооценке, оценке;
• Имеют представления о моральных качествах;
• Умеют непринужденно общаться со сверстниками, взрослыми;
• Умеют по собственному побуждению оказывать посильную помощь: сверстникам, малышам, взрослым;
• Умеет строить взаимоотношение со сверстниками, детьми;
• Умеет достойно выходить из конфликтных ситуаций;
• Сформированы основы безопасного поведения в различных ситуациях на дорогах, улице.

Предполагаемый результат:

• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной);
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.

Содержание работы:

1. Развитие игровой деятельности (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, и др. видов творческих игр):
• побуждать включаться в совместные со взрослым и сверстниками игры, предлагать несложные сюжеты для игр на темы из окружающей жизни и по мотивам литературных произведений, мультфильмов «Развитие речи», «Приобщение к художественной литературе»);
• учить распределять роли между партнерами по игре, отбирать необходимые для игры атрибуты, предметы, игрушки использовать их в соответствии с ролью («Развитие речи»);
• устанавливать положительные взаимоотношения в игре, считаться с интересами других детей, позитивно разрешать споры и конфликтные ситуации («Развитие речи»);
• в театрализованных и режиссерских играх разыгрывать ситуации по несложным сюжетам (из мультфильмов, сказок), используя игрушки, предметы и некоторые (1-2) средства выразительности - жесты, мимику, интонацию ((«Развитие речи»), «Приобщение к художественной литературе»).

2. Приобщение к элементарными общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в т.ч. моральным):
• развивать эмоциональную отзывчивость - проявление сочувствия к близким людям, привлекательным персонажам литературных произведений, мультфильмов, кинофильмов, сопереживания с ними, совместной радости («Развитие речи», «Приобщение к художественной литературе», «Художественное творчество», «Музыка»);
• развивать адекватный отклик на прошедшие, текущие и будущие радостные и печальные события в семье, детском саду (болезнь, праздник и др.);
• развивать положительное отношение к требованиям взрослого по поводу выполнения норм и правил поведения («Нельзя громко кричать, потому другие дети меня не услышат») («Социально-коммуникативное развитие»);
• формировать представление о некоторых моральных нормах и правилах поведения, отражающих 2-3 противоположных моральных понятия (например, «взаимопомощь» («взаимовыручка») - «себялюбие», «жадность» - «щедрость» и др.)

3. Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире:
• продолжать формировать представление о личных данных (имя, фамилия, возраст в годах) («Познавательное развитие»);
• развивать положительную самооценку на основе выделения некоторых собственных позитивных характеристик (качеств, особенностей) - «Я веселый и умный!», «Я всегда убираю игрушки!»; («Социально-коммуникативное развитие);
• развивать интерес к личному прошлому и будущему, побуждать задавать вопросы о себе, о родителях, о детском саде, школе, о профессиях взрослых и др. ; формирование представлений о собственном адресе (страна, город (село) и улица, на которой живет); воспитывать любовь к родному краю, знакомить с названиями главных улиц города, с его красивыми местами, достопримечательностями. («Развитие речи», «Познавательное развитие»);


© 2010-2022