Семинар-практикум по психолгииКак работать с родителями

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-практикум по психолгииКак работать с родителямиСеминар-практикум по психолгииКак работать с родителями















Семинар - практикум для воспитателей ДОУ

« Контакт между воспитателем и родителями как условие формирования личности ребенка дошкольного возраста»»























педагог - психолог:

Слабодчикова Е.А.



2015г.

План

  1. Что значит воспитывать, быть воспитателем

  2. Как работать с родителями

  3. Как установить контакт с ребенком

  4. Тренинг « Поговорите со мной»

  5. Приложение

  6. Использованная литература







1.Что значит воспитывать, быть воспитателем?

Точка зрения пришельца, или «марсианская точка зрения»

«Воспитатель - это человек, который кричит».

«Воспитатель - это человек, который следит».

«Воспитатель - это человек, который говорит: «Смотри у меня!»

Услышав эти высказывания, пришелец с далекой планеты будет поставлен в тупик. Он может понять эти слова: «у меня» и «смотри». Что означает их сочетание? К этим загадочным выражениям прибавляется еще непереводимый на «трансгалактический язык» вопрос, как «Ты почему?»

Дети в некотором смысле пришельцы. Они совсем недавно пришли в этот мир. Для них все впервые. Они видят мир иначе, чем взрослые.

Возможно, узнав, каков он в глазах пришельца, воспитатель не согласится с тем, что о нем было сказано. Отдельные моменты будут признаны, «моменты», но не образ в целом.

Что значит воспитывать?

Семидесяти двум практическим работникам (воспитателям) был задан этот вопрос.

Самое большое количество заняли те, которые были непосредственно связаны с различного рода воздействиями на ребенка, с желанием что-то в нем изменить, как-то его переделать, а также с задачами воспитания, носящими идеальный, отдаленный от реальности характер.

Самыми редкими оказались ответы, которые характеризовали воспитание как всестороннее развитие ребенка, а также отражали мысли о самом ребенке, его уникальности, о понимании малыша, умении стать не его позицию. Таких ответов из 72 было 7.

Воспитатель - это человек, профессионально берущий на себя ответственность за развитие другого человека - воспитанника.

2. Как работать с родителями

Объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей - непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача. Условие для ее решения - создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительно деловой контакт.

Основной характеристикой данного типа общения являются его этапы.

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях.

Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду.

Второй этап - трансляция родителям знаний, которые могли быть получены в семье (особенности общения ребенка со сверстниками)

Третий этап - ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка (его вкусы, поведение, привычки)

Позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская (общение на равных)

Четвертый этап - совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения может быть:» Давайте узнавать вместе!»

Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционально насыщенного, деятельностно опосредованного общения воспитателей и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу.

Динамика внешних и внутренних целей при организации доверительно-делового контакта такова:

  • на первом этапе внешней целью является «перестановка акцентов», а внутренней - установление доверительных отношений с родителями.

  • на втором этапе внешняя цель это ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, а внутренняя - формирование и подкрепление установки к сотрудничеству

  • на третьем этапе внешняя цель - дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, а внутренняя - вызвать потребность в исследовании, в поощрении ребенка

  • на четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают

3. Как установить контакт с ребенком

Прежде чем воспитывать ребенка, надо установить с ним контакт. Иначе процесс воспитания не осуществим, т.к. мы будем иметь дело либо с моделью «невмешательства» взрослого в жизнь ребенка, либо с учебно-дисциплинарной моделью взаимодействия воспитателя с детьми

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка

Характерные черты

Цель общения: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»

Лозунг: «Ничего, сам (сама) справится!..»

Способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, раздраженное неприятие

Тактика общения: «Мирное сосуществование», «рядом, но не вместе»

Личностная позиция педагога: не брать на себя лишней ответственности, не брать на себя то, за что могут спросить

Взгляд на ребенка как на обузу, досадную помеху в решении собственных проблем

К результатам такого подхода относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком.

Учебно-дисциплинарная модель общения

Характерные черты

Цель общения: вооружить ребенка ЗУНами

Лозунг: «Делай как я!»

Способы общения: наставление, разъяснение, запрет, требование, угроза, наказание, нотация, окрик

Тактика общения: диктат или (и) опека

Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций

Альтернативу этим моделям составляет

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком

Характерные черты

Цель общения:

  • обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье);

  • формировать начала личности 9базис личностной культуры);

  • развивать индивидуальность

Воспитывающий не подгоняет развитие детей к заранее известным нормам, а предупреждает возникновение возможных тупиков их личностного развития, координирует свои ожидания и требования

Способы общения: понимание, признание и приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умения становиться на позицию другого)

Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития

Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям)

4. Тренинг «Поговорите со мной»

Цель: осознание педагогами своей позиции в общении с родителями

Психологическое вхождение

Упражнение «Имя»

Участники сидят в кругу. Необходимо назвать свое имя и на начальную букву своего имени придумать прилагательное. Следующий участник должен повторить предыдущее имя участника и его прилагательное, а также назвать собственные, и так дальше по нарастающей.

Диагностика

Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В.Ф.Ряховскому)

(См. приложение №1)

Основная часть

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Воспитателям предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщенный портрет родителя, общение с которым всегда вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Обсуждение:

  1. какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были ли у Вас в практике такие родители?

  2. что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе такие родители?

  3. как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые Вам неприятны?

  4. напишите положительные и отрицательные качества родителей.

Упражнение «Войди в круг»

Участники встают в круг и крепко держатся за руки - это круг родителей. Один участник остается за кругом - воспитатель. Он должен так убедить играющих впустить его в круг, чтобы они захотели сделать это, т.е. подобрать верный тон обращения и необходимые слова.

Обсуждение:

  1. что Вы испытывали, выполняя упражнение?

  2. легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза? Почему?

  3. как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в кругу или за кругом?

Релаксация

«Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай

Сидел на стене

Шалтай-Болтай

Свалился во сне

Поворот туловищем вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклониться вперед.

Рефлексия

«Обратная связь»

Участникам предлагается оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. (См. приложение №2) Место отметки зависит от оценки работы по четырем критериям:

  1. деятельность ведущего

  2. содержание занятия

  3. деятельность участников (самооценка)

  4. психологический климат в группе









Приложение №1

Анкета для воспитателей

Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда»

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?_________________________

  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?___________________

  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?__________________

  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?__________________

  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?_____________________

  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?__________________

  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?___________________

  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?______________________

  9. Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?____________________

  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?_____________________

  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?_______________

  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?______________

  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?________________

  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?______________

  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?___________________

  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?_________________________

Спасибо!

Оценка ответов: «да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков.

Полученные очки суммируются и определяются, к какой категории относится испытуемый.

30 - 32 очка.

Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25 - 29 очков.

Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19 - 24 очка

Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14 - 18 очков

У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9 - 13 очков

Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызвать у Вас раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, вы умеете выстраивать содержательное общение.

4 - 8 очков

Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

3 очка и менее

Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно некомпетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.



Приложение №2

Мишень «Обратная связь»

Деятельность Содержание

ведущего занятия









Деятельность Психологический

участника (самооценка) климат в группе



Литература

1. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 143 с.

2. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя дет. сада/В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М.Кларина и др.- М.: Просвещение, 1993.-191 с.















© 2010-2022