Проект модели организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет (старшая группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования







ТЕМА

Проект модели организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет (старшая группа)





Автор проекта

Акимова Сабина Амировна, воспитатель, МБДОУ-Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ





Научный руководитель

Сафина Р.Н., доц. отд. общ. обр., к.п.н.





Казань, 30.03.2015 - 10.04.2015г.

Введение

Постановка проблемы ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, о взаимосвязи и взаимодействии субъективной реальности. Она показывает, что в результате усложнения структуры и уровней организации материи из неживой природы возникает живая, а из этой последней - человек с его социальными проблемами. На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания, а современная картина мира очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в единстве и целостности.

По мнению К.Д.Ушинского «картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему»[19,11] . Е.Г. Андреевская рассматривает «картину мира» как «систему представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов»[14,4].

Для качественного решения задач - формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды - необходимо учитывать особенности развития мышления детей пяти-шести лет. В связи с тем, что оно является наглядно-образным, педагогический процесс в дошкольном учреждении строится на наглядных и практических методах.

Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется с различными образовательными деятельностями.

Содержательные связи между разными образовательными деятельностями программы позволяют интегрировать образовательное содержание. Так, например, расширяя представления детей о природе, воспитывается гуманное отношение к живому, развиваются эстетические переживания, связанные с природой, решаются задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, дети учатся отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.

Следовательно, интеграция экологического содержания с другими образовательными областями программы обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.

Как известно, детям необходимо познавать огромный и неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Огромным потенциалом для изучения и познания целостной картины мира обладает художественно - познавательная литература.

Художественно - познавательная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью.

В мире информационного взрыва, глобальной сети, высоких технологий книга утрачивает свою ценность. Привлекательность передачи информации - телевидения, необъятные просторы интерната, должны быть лишь ярким дополнением познавательного интереса к основному способу интеллектуального развития ребёнка.

Актуальность проекта: формирование целостной картины мира дошкольника определяется заказом общества, отраженном в ФГОС дошкольного образования и возросшими требованиями к познавательному развитию ребенка при поступлении в школу.

Изучение методико-педагогической литературы по данной теме и педагогический опыт показал необходимость создания методики познавательного развития ребенка дошкольного возраста, отражающей содержание, формы, методы, средства, анализ процесса познания у дошкольника.

Цель проекта: изучить теоретически, обосновать методически и подготовить для практической реализации проект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет.

Задачи проекта:

1. Сбор необходимого научно-методического материала

2. Анализ содержания нормативно-правовых документов

3. Разработка плана мероприятий

4. Обозначение сроков реализации

5. Проверка эффективности проекта.

6. Подбор методик диагностик для определения эффективности проекта

7. Подведение итогов

Целевая группа проекта: дети 5-6 лет

Срок реализации проекта: 01.09.2014 - 01.06.2015

Место реализации проекта: МБДОУ-Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ

Этапы реализации проекта

1. Организационный этап - изучение, анализ, синтез методов и приемов, разработка проекта, составления плана мероприятий (сентябрь 2015);

2. Основной этап - реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятия (октябрь - май 2016);

3. Заключительный этап - определение эффективности и корректировка целей и задач на будущее (июнь 2016).









Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1

Изучение нормативно-правовых документов

МБДОУ №6 «Теремок»

Сентябрь - май

2014-2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А.

2

Сбор необходимой научно-методической информации

МБДОУ №6 «Теремок»

Сентябрь - май

2014-2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А.

3

Анализ содержания нормативно-правовых документов

МБДОУ №6 «Теремок»

Сентябрь - май

2014-2015г


Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А.

4

Разработка плана мероприятий

МБДОУ №6 «Теремок»

Сентябрь - май

2014-2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А.

5

Обозначение сроков реализации

МБДОУ №6 «Теремок»

Сентябрь - май

2014-2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А.

6

Подбор методик диагностик для определения эффективности проекта

МБДОУ №6 «Теремок»

Сентябрь

2014г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А.

7

Проведение педсовета

МБДОУ №6 «Теремок»

Сентябрь

2014г

Заведующая

Воспитатель

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

8

Создание пакета нормативно-правовой документации, обеспечивающей сотрудничество с родителями в период введения ФГОС в ДОУ

МБДОУ №6 «Теремок»

Октябрь

2014г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

9

Организация развлечения «Дары осени»

МБДОУ №6 «Теремок»

Октябрь

2014г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

10

Проведение кустового методического объединения по теме развитие познавательно - речевого потенциала через поликультурное обучение детей двум языкам РТ

МБДОУ №6 «Теремок»

Ноябрь

2014г

Заведующая

Методист

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

11

Родительское собрание на тему «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»

МБДОУ №6 «Теремок»

Ноябрь

2014г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

12

Привлечение родителей к участию конкурса «Сказка стучится в Новый год»

МБДОУ №6 «Теремок»

Декабрь

2014г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

13

Новогодний утренник «В гостях у Деда Мороза»

МБДОУ №6 «Теремок»

Декабрь

2014г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

14

Оформление выставок детских работ «Наша елочка»

МБДОУ №6 «Теремок»

Декабрь

2014г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

15

Развлечение, посвященное памяти поэта М.Джалиля

МБДОУ №6 «Теремок»

Февраль

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

16

Родительское собрание на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

МБДОУ №6 «Теремок»

Февраль

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

17

Праздник, посвящённый дню защитника отечества. «Будущие защитники»

МБДОУ №6 «Теремок»

Февраль

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

18

Оформление праздничных газет и поздравлений, посвященных дню защитников отечества

МБДОУ №6 «Теремок»

Февраль

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

19

Оформление выставок детских рисунков на тему «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

МБДОУ №6 «Теремок»

Март

2015г


Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

20

Праздник, посвящённый международному женскому дню «Мама, мамочка моя!»

МБДОУ №6 «Теремок»

Март

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

21

Проведения праздника «Навруз»

МБДОУ №6 «Теремок»

Март

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

22

Выпуск информационного стенда для родителей: «Чтобы не было беды» (информация для родителей и детей по ОБЖ)


МБДОУ №6 «Теремок»

Апрель

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

23

Развлечение «День смеха»

МБДОУ №6 «Теремок»

Апрель

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

24

Праздник, посвященный 70 - летию Победы

МБДОУ №6 «Теремок»

Май

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

25

Итоговое родительское собрание

МБДОУ №6 «Теремок»

Май

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

26

Праздник, посвященный дню защиты детей

МБДОУ №6 «Теремок»

Июнь

2015г

Воспитатели

Шаяхметова Г.Ф.

Акимова С.А

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

  1. Изучение и анализ содержания «Закона об образовании в РФ»

  2. ФГОС ДО

  3. СанПин

  4. Семейный кодекс

  5. Конвенция о правах ребенка

  6. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России



+

+

+

+

+

+












consultant.ru



30.03.2015-10.04.2015

Материально-технические:

  1. Использование ТСО: просмотр слайд - фильмов

  2. Использование аудиозаписей и технических средств обучения





+

+





Кадровые:

  1. Заведующий МБДОУ

  2. Старший воспитатель

  3. Воспитатели

  4. Музыкальный руководитель

  5. Учитель-логопед

  6. Инструктор по физической культуре

  7. Воспитатель по обучению татарского языка

  8. Педагог-психолог



+

+

+

+


+

+


+

+

Научно-методические:

  1. Изучение научно-методических пособий

  2. Оформление подписки на журнал «Воспитание дошкольников»

  3. Приобретение книг



+



+



+





Руководство ДОУ



Сентябрь 2014


Информационные:

  1. Размещение информации на сайте ДОУ для родителей

  2. Подготовка информационного материала для публикации на сайте Минобразования РТ

  3. Подготовка стендового материала



+



+



+





Руководство ДОУ

01.09.2014 - 01.06.2015

Мотивационные:

  1. Повышение мотивации у педагогов через семинары, практикумы, курсы повышения квалификации

  2. Повышение мотивации у родителей через привлечение их к совместной деятельности

  3. Повышение мотивации у детей через привлечение к игровой деятельности



+







+





+






01.09.2014 - 01.06.2015

Организационные:

  1. Проведение родительских собраний

  2. Создание развивающей среды

  1. Внедрение инновационных подходов



+





+

+

11.2014

02.2015

05.2015


01.09.2014 - 01.06.2015

Финансовые:

  1. Приобретение научно-методических пособий

  2. Приобретение инвентаря

  3. Приобретение технических средств

  4. Приобретение интерактивной доски











+

+

+

+



Руководство ДОУ



Октябрь 2014



Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Сформированность у педагогов компетенций готовности к проектированию методической разработки по познавательному развитию детей 5-6 лет.

2. Сформированность у воспитанников коммуникативных способностей по познавательному развитию

3. Сформированность у родителей положительного отношения в совместной творческой деятельности по познавательному развитию.

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)



Показатели развития (что оценивается)

Игры и упражнения

Содержание дидактического задания

Критерий оценки

1. Сезонные изменения в природе




1.1. Закрепление и расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе.

Воспитание желания любоваться природой и беречь ее.

Осень. Д/и «С какого дерева листочек?», «Какое время года?» «Лето-осень».

Определять вид дерева по листку, развивать логическое мышление

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

1.2. Развитие умения различать (на ощупь, по вкусу) и правильно называть овощи и фрукты. Обобщить знания детей о процессе сбора урожая овощей.

«Овощной базар. Что растет на огороде?»

Д/и: «Что съел?», Сюж.ролевая игра «Магазин». Отгадывание загадок.

Тренировать в умении классифицировать предметы по назначению, способствовать развитию логического и вариативного мышления

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

1.3. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

«Подготовка животных к зиме». Д/и «Кто где живет?». Чтение сказки А.Суконцева «Как ежик шубу менял»

Закрепить полученные знания о животных

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

1.4. Расширение представлений о птицах. Вызвать стремление заботиться о них.

«Перелетные и зимующие птицы». Рассказ Б.Скребицкого «Зимние гости». Д/и «Кто больше назовет птиц?», «Летает, не летает»

Упражнять в умении классифицировать

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

1.5. Уточнение и расширение знаний детей о характерных признаках зимы; о многообразии и взаимосвязи природных явлений.

Воспитание любви к природе, желания любоваться красотой зимнего пейзажа

«Зимние забавы детей». Беседа о безопасности в зимний период

Развивать коммуникативные способности

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

1.6. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе

«Ручейки поют, звенят». Д/и «Какое это время года?», опыты с водой

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

1.7. Уметь отличать времена года по различным, характерным только для конкретного времени года, природным явлениям. Закреплять знания о цветах

«Полевые цветы». Дидактические игры «Цветы», «Травник», «Я знаю пять названий…», отгадывание загадок о летних явлениях природы

Закреплять умение классифицировать и называть цветы

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

2. Мир предметов

2.1. Расширение представлений о транспорте

«Транспорт». Игры детей с машинами, Наблюдения на прогулке, в быту. Сюж/рол. игра «Наша улица».

Учить различать и классифицировать

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

2.2. Развитие познавательных, сенсорных способностей.

«Мебель». Конструирование мебели. Игры в кукольном уголке. Рассматривание иллюстраций.

Д/и «Что лишнее?», «Тик-так - это не так».

Развитие умения вычленять признаки предметов, определять материал, из которого изготовлена вещь.

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

2.3. Расширение представления детей о посуде, о материалах, из которых изготовлена посуда

«Посуда». Игры в кукольном уголке, рассматривание предметных картинок, чтение художественной литературы.

Наблюдения в быту.

Д/и «Помоги», «Чего не стало?».

Игра-эксперимент «Удивительное стекло».

Развитие сенсорных способностей, мышления, памяти.

Обогащение и активизация словаря.

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

2.4. Развитие представлений детей об одежде. Уточнение и активизация в речи названий и назначения одежды

«Одежда и головные уборы». Рассматривание иллюстраций. Игры с куклами.

Наблюдения в быту.

Д/и «Помоги», «Чего не стало?», «Назови предмет».

Развитие внимания, мышления, памяти.

Активизация и обогащение словаря.

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

3. Вместе весело живется

3.1. Формирование представления о семье; развитие умения называть своих ближайших родственников

«Моя семья». Рассматривание семейных фотографий.

Беседы о членах семьи. Игра-эксперимент «Узнай все о себе». Чтение стихов о членах семьи

Развитие мышления, памяти, элементов связной речи

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

3.2. Продолжение знакомства детей с детским садом и его сотрудниками

«Детский сад». Экскурсия по детскому саду.

Рисование на тему «Наш детский сад».

Расширение знаний об окружающем мире.

Развитие умения ориентироваться в помещениях детского сада. Формирование диалогической речи детей.

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

3.3. Ознакомление детей с разными профессиями.

«Труд взрослых». Наблюдение в быту. Рассматривание иллюстраций.

Сюж.рол. игра «Почта».

Д/и «Кому что нужно для работы?», «Вам письмо».

Расширение знаний детей об окружающем мире.

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

3.4. Уточнение названий улиц, на которых живут дети. Расширение представлений о достопримечательностях города.

Воспитание любви к родному городу.

«Наш город». Целевая прогулка в парк. Изготовление из бумаги домов для игры «Наша улица».

Формирование умения ориентироваться в ближайшем окружении.

Развитие внимания, мышления, памяти.

1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы

Реализуемость данной методической работы в игровой форме, разработанные в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Занятий по ознакомлению с окружающим миром» Дыбиной О.В., «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А, «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Затулиной Г.Я.

Данный выбор был определен рядом факторов:

- задания являются тестами для дошкольников с 5 до 6 лет, что отвечает цели настоящего исследования;

- данные задания позволяют нам подвести детей к пониманию явлений природы, закономерностей ее изменений, воспитывать любовь к природе, окружающем их мире, культуру поведения на природе, в общественных местах

- закреплять умение детей быть внимательными к окружающим, воспитывать уважение к труду, потребность в трудовых действиях, стремление оказывать помощь окружающим.

В дальнейшем необходимо ребенку дать возможность проявить свои способности в разных видах деятельности, что является важным показателем развития творческой инициативы дошкольника.







Основная литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.);

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);

  3. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";

  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ;

  5. Конвенция о правах ребенка;

  6. Устав МБДОУ Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ

  7. Основная образовательная программа МБДОУ №6 «Теремок» Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2010;

  8. Афонькина Ю.А., Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа М.: Учитель, 2013;

  9. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию / - М.: Детство-пресс, 2011;

  10. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет М.: Учитель, 2014;

  11. Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учеб.-метод. пособие / М.: Центр пед. образования, 2013. - 368 с;

  12. Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / М.: Сфера,2011. -144 с.

  13. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе /- М.: Мозаика-Синтез, 2011;

  14. Зверева-Андреевская Е.Г. Окружающий мир. Экологический альбом для дошкольников/- М. Ювента, 2010

  15. Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Программа "От рождения до школы". Средняя группа / М.: Учитель, 2013;

  16. Ефанова З.А., Познание предметного мира. Комплексные занятия. Средняя группа / М.: Учитель, 2013. - 127с.;

  17. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа) / - М.: Центр педагогического образования, 2012;

  18. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / М.: Учитель, 2014;

  19. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания/ М.: Фаир-Пресс, 2014;

  20. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003;

  21. Черноиванова Н.Н., Бабчинская В.Ю. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы" ФГОС ДО / М.: Учитель, 2013

Дополнительная литература



1. Дошкольное воспитание: Профессиональный журнал - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2013;

2. Ребенок в детском саду: Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Воспитание дошкольника, 2014;

3. Обруч: Научно-популярный журнал - М.: Издательство Линка-Пресс, 2014;

4. Воспитатель ДОУ: Журнал - М.: ООО "Творческий Центр Сфера", 2013.



© 2010-2022