- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект модели организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет (старшая группа)
Проект модели организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет (старшая группа)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Акимова С.А. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
ТЕМА
Проект модели организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет (старшая группа)
Автор проекта
Акимова Сабина Амировна, воспитатель, МБДОУ-Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ
Научный руководитель
Сафина Р.Н., доц. отд. общ. обр., к.п.н.
Казань, 30.03.2015 - 10.04.2015г.
Введение
Постановка проблемы ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет образовательную область «Познание», содержание которой направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение ряда задач, среди которых: формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Современная картина мира включает в себя представления о развитии бытия, о взаимосвязи и взаимодействии субъективной реальности. Она показывает, что в результате усложнения структуры и уровней организации материи из неживой природы возникает живая, а из этой последней - человек с его социальными проблемами. На передний план в формировании картины мира выдвигается задача его познания, а современная картина мира очерчивает постоянно расширяющееся поле познания и деятельности человека, рассматривая мир в единстве и целостности.
По мнению К.Д.Ушинского «картина мира является духовным образованием, «духовной призмой», через которую преломляется воспринимаемый человеком окружающий мир и вырабатывается отношение к нему»[19,11] . Е.Г. Андреевская рассматривает «картину мира» как «систему представлений о свойствах и закономерностях реальной действительности, построенная в результате обобщения (синтеза) научных понятий и принципов»[14,4].
Для качественного решения задач - формирования представлений о единстве организма и среды, роста и развития животных, особенностей приспособления к условиям окружающей среды - необходимо учитывать особенности развития мышления детей пяти-шести лет. В связи с тем, что оно является наглядно-образным, педагогический процесс в дошкольном учреждении строится на наглядных и практических методах.
Представление о природе является содержательной основой для осуществления разнообразной детской деятельности. Поэтому данное содержание успешно интегрируется с различными образовательными деятельностями.
Содержательные связи между разными образовательными деятельностями программы позволяют интегрировать образовательное содержание. Так, например, расширяя представления детей о природе, воспитывается гуманное отношение к живому, развиваются эстетические переживания, связанные с природой, решаются задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, дети учатся отражать впечатления о природе в разнообразной изобразительной и игровой деятельности, а знания о потребностях растений становятся основой для овладения способами ухода за ними.
Следовательно, интеграция экологического содержания с другими образовательными областями программы обеспечивает расширение представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт при восприятии объектов природы. Предоставляет возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания (наблюдения, сравнения, обследования, экспериментирования, моделирования, обобщения) в другие условия, способствует проявлению самостоятельности ребенка в деятельности, направленной на взаимодействие с природой, и творческой инициативы.
Как известно, детям необходимо познавать огромный и неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Огромным потенциалом для изучения и познания целостной картины мира обладает художественно - познавательная литература.
Художественно - познавательная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, обладает не только интеллектуально-познавательной, но и эстетической ценностью.
В мире информационного взрыва, глобальной сети, высоких технологий книга утрачивает свою ценность. Привлекательность передачи информации - телевидения, необъятные просторы интерната, должны быть лишь ярким дополнением познавательного интереса к основному способу интеллектуального развития ребёнка.
Актуальность проекта: формирование целостной картины мира дошкольника определяется заказом общества, отраженном в ФГОС дошкольного образования и возросшими требованиями к познавательному развитию ребенка при поступлении в школу.
Изучение методико-педагогической литературы по данной теме и педагогический опыт показал необходимость создания методики познавательного развития ребенка дошкольного возраста, отражающей содержание, формы, методы, средства, анализ процесса познания у дошкольника.
Цель проекта: изучить теоретически, обосновать методически и подготовить для практической реализации проект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей 5-6 лет.
Задачи проекта:
1. Сбор необходимого научно-методического материала
2. Анализ содержания нормативно-правовых документов
3. Разработка плана мероприятий
4. Обозначение сроков реализации
5. Проверка эффективности проекта.
6. Подбор методик диагностик для определения эффективности проекта
7. Подведение итогов
Целевая группа проекта: дети 5-6 лет
Срок реализации проекта: 01.09.2014 - 01.06.2015
Место реализации проекта: МБДОУ-Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап - изучение, анализ, синтез методов и приемов, разработка проекта, составления плана мероприятий (сентябрь 2015);
2. Основной этап - реализация содержания проекта, выполнение плана мероприятия (октябрь - май 2016);
3. Заключительный этап - определение эффективности и корректировка целей и задач на будущее (июнь 2016).
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№
Наименование мероприятия
Место проведения
Срок проведения
Ответственный
1
Изучение нормативно-правовых документов
МБДОУ №6 «Теремок»
Сентябрь - май
2014-2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
2
Сбор необходимой научно-методической информации
МБДОУ №6 «Теремок»
Сентябрь - май
2014-2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
3
Анализ содержания нормативно-правовых документов
МБДОУ №6 «Теремок»
Сентябрь - май
2014-2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
4
Разработка плана мероприятий
МБДОУ №6 «Теремок»
Сентябрь - май
2014-2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
5
Обозначение сроков реализации
МБДОУ №6 «Теремок»
Сентябрь - май
2014-2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
6
Подбор методик диагностик для определения эффективности проекта
МБДОУ №6 «Теремок»
Сентябрь
2014г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А.
7
Проведение педсовета
МБДОУ №6 «Теремок»
Сентябрь
2014г
Заведующая
Воспитатель
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
8
Создание пакета нормативно-правовой документации, обеспечивающей сотрудничество с родителями в период введения ФГОС в ДОУ
МБДОУ №6 «Теремок»
Октябрь
2014г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
9
Организация развлечения «Дары осени»
МБДОУ №6 «Теремок»
Октябрь
2014г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
10
Проведение кустового методического объединения по теме развитие познавательно - речевого потенциала через поликультурное обучение детей двум языкам РТ
МБДОУ №6 «Теремок»
Ноябрь
2014г
Заведующая
Методист
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
11
Родительское собрание на тему «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника»
МБДОУ №6 «Теремок»
Ноябрь
2014г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
12
Привлечение родителей к участию конкурса «Сказка стучится в Новый год»
МБДОУ №6 «Теремок»
Декабрь
2014г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
13
Новогодний утренник «В гостях у Деда Мороза»
МБДОУ №6 «Теремок»
Декабрь
2014г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
14
Оформление выставок детских работ «Наша елочка»
МБДОУ №6 «Теремок»
Декабрь
2014г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
15
Развлечение, посвященное памяти поэта М.Джалиля
МБДОУ №6 «Теремок»
Февраль
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
16
Родительское собрание на тему «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
МБДОУ №6 «Теремок»
Февраль
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
17
Праздник, посвящённый дню защитника отечества. «Будущие защитники»
МБДОУ №6 «Теремок»
Февраль
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
18
Оформление праздничных газет и поздравлений, посвященных дню защитников отечества
МБДОУ №6 «Теремок»
Февраль
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
19
Оформление выставок детских рисунков на тему «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
МБДОУ №6 «Теремок»
Март
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
20
Праздник, посвящённый международному женскому дню «Мама, мамочка моя!»
МБДОУ №6 «Теремок»
Март
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
21
Проведения праздника «Навруз»
МБДОУ №6 «Теремок»
Март
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
22
Выпуск информационного стенда для родителей: «Чтобы не было беды» (информация для родителей и детей по ОБЖ)
МБДОУ №6 «Теремок»
Апрель
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
23
Развлечение «День смеха»
МБДОУ №6 «Теремок»
Апрель
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
24
Праздник, посвященный 70 - летию Победы
МБДОУ №6 «Теремок»
Май
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
25
Итоговое родительское собрание
МБДОУ №6 «Теремок»
Май
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
26
Праздник, посвященный дню защиты детей
МБДОУ №6 «Теремок»
Июнь
2015г
Воспитатели
Шаяхметова Г.Ф.
Акимова С.А
Ресурсы
Условия
Необходимо
Имеется
Источники
Сроки
Нормативно-правовые:
-
Изучение и анализ содержания «Закона об образовании в РФ»
-
ФГОС ДО
-
СанПин
-
Семейный кодекс
-
Конвенция о правах ребенка
-
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
+
+
+
+
+
+
consultant.ru
30.03.2015-10.04.2015
Материально-технические:
-
Использование ТСО: просмотр слайд - фильмов
-
Использование аудиозаписей и технических средств обучения
+
+
Кадровые:
-
Заведующий МБДОУ
-
Старший воспитатель
-
Воспитатели
-
Музыкальный руководитель
-
Учитель-логопед
-
Инструктор по физической культуре
-
Воспитатель по обучению татарского языка
-
Педагог-психолог
+
+
+
+
+
+
+
+
Научно-методические:
-
Изучение научно-методических пособий
-
Оформление подписки на журнал «Воспитание дошкольников»
-
Приобретение книг
+
+
+
Руководство ДОУ
Сентябрь 2014
Информационные:
-
Размещение информации на сайте ДОУ для родителей
-
Подготовка информационного материала для публикации на сайте Минобразования РТ
-
Подготовка стендового материала
+
+
+
Руководство ДОУ
01.09.2014 - 01.06.2015
Мотивационные:
-
Повышение мотивации у педагогов через семинары, практикумы, курсы повышения квалификации
-
Повышение мотивации у родителей через привлечение их к совместной деятельности
-
Повышение мотивации у детей через привлечение к игровой деятельности
+
+
+
01.09.2014 - 01.06.2015
Организационные:
-
Проведение родительских собраний
-
Создание развивающей среды
-
Внедрение инновационных подходов
+
+
+
11.2014
02.2015
05.2015
01.09.2014 - 01.06.2015
Финансовые:
-
Приобретение научно-методических пособий
-
Приобретение инвентаря
-
Приобретение технических средств
-
Приобретение интерактивной доски
+
+
+
+
Руководство ДОУ
Октябрь 2014
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Сформированность у педагогов компетенций готовности к проектированию методической разработки по познавательному развитию детей 5-6 лет.
2. Сформированность у воспитанников коммуникативных способностей по познавательному развитию
3. Сформированность у родителей положительного отношения в совместной творческой деятельности по познавательному развитию.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Показатели развития (что оценивается)
Игры и упражнения
Содержание дидактического задания
Критерий оценки
1. Сезонные изменения в природе
1.1. Закрепление и расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе.
Воспитание желания любоваться природой и беречь ее.
Осень. Д/и «С какого дерева листочек?», «Какое время года?» «Лето-осень».
Определять вид дерева по листку, развивать логическое мышление
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.2. Развитие умения различать (на ощупь, по вкусу) и правильно называть овощи и фрукты. Обобщить знания детей о процессе сбора урожая овощей.
«Овощной базар. Что растет на огороде?»
Д/и: «Что съел?», Сюж.ролевая игра «Магазин». Отгадывание загадок.
Тренировать в умении классифицировать предметы по назначению, способствовать развитию логического и вариативного мышления
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.3. Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.
«Подготовка животных к зиме». Д/и «Кто где живет?». Чтение сказки А.Суконцева «Как ежик шубу менял»
Закрепить полученные знания о животных
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.4. Расширение представлений о птицах. Вызвать стремление заботиться о них.
«Перелетные и зимующие птицы». Рассказ Б.Скребицкого «Зимние гости». Д/и «Кто больше назовет птиц?», «Летает, не летает»
Упражнять в умении классифицировать
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.5. Уточнение и расширение знаний детей о характерных признаках зимы; о многообразии и взаимосвязи природных явлений.
Воспитание любви к природе, желания любоваться красотой зимнего пейзажа
«Зимние забавы детей». Беседа о безопасности в зимний период
Развивать коммуникативные способности
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.6. Закреплять представления о сезонных изменениях в природе
«Ручейки поют, звенят». Д/и «Какое это время года?», опыты с водой
Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
1.7. Уметь отличать времена года по различным, характерным только для конкретного времени года, природным явлениям. Закреплять знания о цветах
«Полевые цветы». Дидактические игры «Цветы», «Травник», «Я знаю пять названий…», отгадывание загадок о летних явлениях природы
Закреплять умение классифицировать и называть цветы
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
2. Мир предметов
2.1. Расширение представлений о транспорте
«Транспорт». Игры детей с машинами, Наблюдения на прогулке, в быту. Сюж/рол. игра «Наша улица».
Учить различать и классифицировать
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
2.2. Развитие познавательных, сенсорных способностей.
«Мебель». Конструирование мебели. Игры в кукольном уголке. Рассматривание иллюстраций.
Д/и «Что лишнее?», «Тик-так - это не так».
Развитие умения вычленять признаки предметов, определять материал, из которого изготовлена вещь.
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
2.3. Расширение представления детей о посуде, о материалах, из которых изготовлена посуда
«Посуда». Игры в кукольном уголке, рассматривание предметных картинок, чтение художественной литературы.
Наблюдения в быту.
Д/и «Помоги», «Чего не стало?».
Игра-эксперимент «Удивительное стекло».
Развитие сенсорных способностей, мышления, памяти.
Обогащение и активизация словаря.
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
2.4. Развитие представлений детей об одежде. Уточнение и активизация в речи названий и назначения одежды
«Одежда и головные уборы». Рассматривание иллюстраций. Игры с куклами.
Наблюдения в быту.
Д/и «Помоги», «Чего не стало?», «Назови предмет».
Развитие внимания, мышления, памяти.
Активизация и обогащение словаря.
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
3. Вместе весело живется
3.1. Формирование представления о семье; развитие умения называть своих ближайших родственников
«Моя семья». Рассматривание семейных фотографий.
Беседы о членах семьи. Игра-эксперимент «Узнай все о себе». Чтение стихов о членах семьи
Развитие мышления, памяти, элементов связной речи
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
3.2. Продолжение знакомства детей с детским садом и его сотрудниками
«Детский сад». Экскурсия по детскому саду.
Рисование на тему «Наш детский сад».
Расширение знаний об окружающем мире.
Развитие умения ориентироваться в помещениях детского сада. Формирование диалогической речи детей.
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
3.3. Ознакомление детей с разными профессиями.
«Труд взрослых». Наблюдение в быту. Рассматривание иллюстраций.
Сюж.рол. игра «Почта».
Д/и «Кому что нужно для работы?», «Вам письмо».
Расширение знаний детей об окружающем мире.
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
3.4. Уточнение названий улиц, на которых живут дети. Расширение представлений о достопримечательностях города.
Воспитание любви к родному городу.
«Наш город». Целевая прогулка в парк. Изготовление из бумаги домов для игры «Наша улица».
Формирование умения ориентироваться в ближайшем окружении.
Развитие внимания, мышления, памяти.
1 балл-ребенок не справляется с заданием. 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы
Реализуемость данной методической работы в игровой форме, разработанные в соответствии с требованиями «Программы воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, «Занятий по ознакомлению с окружающим миром» Дыбиной О.В., «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А, «Конспекты комплексных занятий по развитию речи» Затулиной Г.Я.
Данный выбор был определен рядом факторов:
- задания являются тестами для дошкольников с 5 до 6 лет, что отвечает цели настоящего исследования;
- данные задания позволяют нам подвести детей к пониманию явлений природы, закономерностей ее изменений, воспитывать любовь к природе, окружающем их мире, культуру поведения на природе, в общественных местах
- закреплять умение детей быть внимательными к окружающим, воспитывать уважение к труду, потребность в трудовых действиях, стремление оказывать помощь окружающим.
В дальнейшем необходимо ребенку дать возможность проявить свои способности в разных видах деятельности, что является важным показателем развития творческой инициативы дошкольника.
Основная литература
-
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.);
-
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
-
СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
-
Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ;
-
Конвенция о правах ребенка;
-
Устав МБДОУ Джалильский детский сад №6 «Теремок» общеразвивающего вида Сармановского муниципального района РТ
-
Основная образовательная программа МБДОУ №6 «Теремок» Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: мозаика-синтез, 2010;
-
Афонькина Ю.А., Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Средняя группа М.: Учитель, 2013;
-
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию / - М.: Детство-пресс, 2011;
-
Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет М.: Учитель, 2014;
-
Деркунская В.А., Ошкина А.А. Игровая образовательная деятельность дошкольников: учеб.-метод. пособие / М.: Центр пед. образования, 2013. - 368 с;
-
Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / М.: Сфера,2011. -144 с.
-
Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе /- М.: Мозаика-Синтез, 2011;
-
Зверева-Андреевская Е.Г. Окружающий мир. Экологический альбом для дошкольников/- М. Ювента, 2010
-
Ефанова З.А. Познание предметного мира. Комплексные занятия. Программа "От рождения до школы". Средняя группа / М.: Учитель, 2013;
-
Ефанова З.А., Познание предметного мира. Комплексные занятия. Средняя группа / М.: Учитель, 2013. - 127с.;
-
Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа) / - М.: Центр педагогического образования, 2012;
-
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / М.: Учитель, 2014;
-
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания/ М.: Фаир-Пресс, 2014;
-
Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003;
-
Черноиванова Н.Н., Бабчинская В.Ю. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе "От рождения до школы" ФГОС ДО / М.: Учитель, 2013
Дополнительная литература
1. Дошкольное воспитание: Профессиональный журнал - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2013;
2. Ребенок в детском саду: Иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Воспитание дошкольника, 2014;
3. Обруч: Научно-популярный журнал - М.: Издательство Линка-Пресс, 2014;
4. Воспитатель ДОУ: Журнал - М.: ООО "Творческий Центр Сфера", 2013.