Статья Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях лепкой»

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок, учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает об их форме, цвете, величине.

В детских садах большое внимание уделяется развитию детской изобразительной деятельностью. Перед педагогом дошкольного учреждения ставятся задачи: учить детей видеть богатство цветов и форм предметов окружающего мира, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, лепить, вырезать; Занятия изобразительной деятельностью занимают большое место в режиме каждой возрастной группы. Лепка часто бывает любимым занятием детей. Они с увлечением лепят предметы, которые привлекают их внимание, и часто дополняют ими свои игры.

Лепка в основном осуществляется руками, но необходимо иметь и специальное оборудование.
К оборудованию для лепки относятся каркасы.

В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры устойчивыми и динамичными. Глиняные фигуры, выполненные на каркасах, часто дают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше осторожно удалить, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.
В процессе лепке нужно пользоваться стеками и кольцами. Стеки могут быть деревянными или металлическими. Деревянные легко сделать самим. Вырезают их из твердых пород дерева - груши, яблони, бука, для влагостойкости протирают льняным маслом. Кольца делают из латуни, нержавеющей стали или любой жесткой проволоки. Самые простые формы стеки - это палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопатки и стека-петля.
Качество работы во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые), которые размещаются на столе. Размер доски определяется размером фигуры. Чем больше фигура, тем больше должна быть доска.
Для украшения лепных работ можно использовать различные печатки. Для того чтобы расписать свою работу необходимы кисточки и краски. Глина может быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду, прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов.

Но в детском творчестве следует уделять внимание и лепке из пластилина. Так же как и лепка из глины, лепка из пластилина помогает ребенку шире познавать мир посредством создания своими руками всевозможных предметов, животных, растений. Развивает фантазию, позволяя вылепить из материала нечто не существующее, сказочное. Позволяет раскрыться внутреннему миру ребенка.
Явное преимущество пластилина перед глиной - простота в обращении:
- не требуется тщательная предварительная подготовка материала;
- не нужно особым образом оборудованного рабочего места;
- достаточно большой инструмент;

- чем дольше работа с материалом, тем выше его температура и соответственно пластичность;
- достаточно большой спектр цветов;

- не требуется обжиг или какая-либо другая обработка готового изделия.
Недостатками пластилина является недолговечность поделок.
Использование пластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы. Происходит это потому, что воспитатель не имеет возможности дать ребенку для развернутой, интересной лепки однотонный ком пластилина достаточного размера. Кроме того, это цветной материал, а цвет, как дополнительное изобразительное средство, часто отвлекает детей от изображения основного - формы. Все это затрудняет выполнение важной задачи программы детского сада - научить детей видеть и создавать основную форму предмета.

В первой младшей группе дети играют игрушками.

Во второй младшей группе игрушки можно рассматривать перед занятиями лепкой.
Для средней группы нужно иметь семеновские, филимоновские и каргопольские игрушки, расписных птиц из Торжка.

Для детей старшей и подготовительной групп доступна любая народная игрушка.
Народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность малышей. Однако это возможно только в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы: пуду, игрушки, пластины.

Очень важно воспитывать в детях потребность к созданию красивых вещей с раннего возраста - впоследствии, став взрослыми, они всегда будут стремиться к красоте.
Занимаясь лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов.
В изделиях народных мастеров различные орнаменты специфичные для каждого промысла. Так, в орнаменте дымковских игрушек больше элементов геометрических, в орнаменте майолики Гжели - растительных. Ребенок 3-4 лет быстро усваивает ритмичное нанесение цветных пятен на бумагу. Ему не сложно стекой ритмично украсить вылепленные из глины фигурки: например, наметить расположение перьев на крыльях петушка. В результате игрушка приобретает более эффективный и привлекательный вид.

.Мыслительная деятельность ребенка проявляется и в том, как он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок делает вполне логические выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, убирая лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая ее. Иногда ребенку не нравится вылепленная им фигурка, он ломает ее, делает заново, вместо того, чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются в помощи воспитателя: нужно научить ребёнка способам изображения.

Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони, бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети лепят впервые предмет.

Желание детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависит от интереса воспитателя к работе детей. Педагог должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось сделать такую красивую игрушку. Следовательно, все действия воспитателя должны быть направлены на то, чтобы научить малыша способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.
Изобразительная деятельность детей 5-6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте дети уже окрепли физически, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.
Дети стали более внимательными, повысилась их способность к запоминанию; кроме того они научились во время лепки контролировать действия рук, а это в свою очередь привело к изменению характера изображения. Они самостоятельно могут определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали и элементы декоративного оформления, более творчески подходят к своим изображениям.
Изобразительная деятельность детей подготовительного к школе возраста значительно совершенствуется. Прежде всего, более законченной становится форма вылепленных предметов, уточняются пропорции. У детей чаще, чем в предшествующей группе, появляется желание дополнить свою лепку такими деталями, которые украсят поделку и сделают ее более выразительной. Связано это с тем, что дети еще более окрепли физически, движения пальцев стали более точными, возросла и острота зрения. Все это дает возможность выполнить сложные детали, используя налепи и роспись. У детей появляется эстетическая оценка своих изделий, что повышает требовательность как к изобразительным, так и к выразительным средствам лепки, которые ребенок использует в своей работе.
Маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Однако некоторые образцы национальных промыслов детям можно показать. Детские сады должны располагать достаточным количеством предметов народного промысла. Это дает возможность украшать интерьеры групп, демонстрировать изделия детям во время бесед о народных умельцах, использовать на занятиях, радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус.



© 2010-2022