- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Информация из опыта работы на темуПесочная терапия
Информация из опыта работы на темуПесочная терапия
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зиберова Т.В. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Песочная терапия
Во время сеанса песочной терапии ребенок проживает маленькую жизнь. Без запретов и без ограничений. Имеет возможность почувствовать, что такое свобода. Свобода мысли, свобода действий, свобода выбора.
Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры - песочная терапия.
Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой? В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку. Создатели песочной терапии предоставляют нам возможность усилить полезное и успокаивающее действие песка: устроить настоящую песочницу дома, а также заниматься по специальной методике, которая способна творить чудеса.
Песочная терапия в детском саду
В первую очередь, песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.. Особенно полезна эта техника при работе с детьми, которые ещё не умеют чётко формулировать свои мысли и желания.
Песок может принимать любую форму. В сухом виде он один, в мокром - совершенно другой. Он непостоянный, все «скульптуры», сделанные из этого материала, быстро рассыпаются. Но так же быстро из песка можно сделать самые разные образы, фигурки и даже ситуации.
Создатели песочной терапии - ученики известного психолога и ученого Карла Юнга. Терапия основывается на открытии психолога того факта, что наше бессознательное общается с нами символами, подсказками, что помогает нам нередко излечиться от болезней, справиться с трудностями и решить какие-то сложные вопросы. Эта теория вкупе с легкими играми в песке получили большую популярность среди педагогов, дефектологов, психологов и родителей всего мира.
Активно стала использоваться песочная терапия в детском саду. Обучиться ей несложно любому педагогу или штатному психологу, а удовольствия и пользы от такого занятия у детей будет масса.
Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они - как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог или педагог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а также и осознать, какие мысли вас тревожат.
У детей все еще проще: малыши открыты, они не удерживают в своей душе массу проблем. Обычно маленьких детей может мучить лишь одна проблема, и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Разобраться с ней обученному педагогу и психологу не составит труда.
Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) - в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.
Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.
Прекрасно помогает песочная терапия в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке. Так, обожают малыши лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью, так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой активности.
Язык желаний и чувств ближнего часто является для нас иностранным. А как быть маленькому человеку, незначительный словарный запас, которого не дает ему возможность рассказать взрослому о своих переживаниях? Бывает, что ребенок расстраивается и плачет от того, что не смог выразить то, что хотел. А в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующие ситуации с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и бессознательно находит для себя ответы, которые ему было сложно получить от взрослых. А мы, в свою очередь получаем уникальную возможность реально увидеть внутренний мир ребенка.
Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком? Для специалиста действуют три правила:
-Присоединение к ребенку.
Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины.
-Искренняя заинтересованность.
Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный, открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в этом мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.
-Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.
Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи ребенку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.
Как проходят занятия по песочной терапии
На занятиях по песочной терапии сначала даю возможность ребёнку познакомиться с материалом, вдоволь от души повеселиться. Это вступительный, игровой этап занятий. Далее я предлагаю ребёнку смоделировать сюжетную линию: либо сказочную (фантазийную), либо реальную (с использованием различных фигурок). Это основной этап занятий по песочной терапии. В этот момент внимательно наблюдаю и оцениваю поведение и реакции ребёнка.
Третий заключительный этап занятий - подведение итогов. Занятия могут длиться от 30 мин. до 1 часа. У этой методики нет ограничений по возрасту, полу и длительности.
Песочные игры бывают трех видов:
-Моделирование игр- сказок,
- Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук,
- Иры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучение чтению и письму.
Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки. Делать это нужно медленно, прислушиваясь к себе. После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещаются на одном из подносов с песком. Размещать их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее. Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами), «следы», сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять - все так, как захочется сделать ребенку.
Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, педагог сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.
У песочной терапии абсолютно нет противопоказаний! Разве что открытые ранки на руках ребёнка могут на время отсрочить занятия. Эта методика - прекрасный способ увлечь ребёнка, дать ему возможность познать себя и окружающий мир, развить навыки, научиться общаться. И сделать это не с помощью скучных упражнений, а в игровой форме. Многие родители отмечают, что дети после занятий по песочной терапии становятся открытыми, коммуникативными, доброжелательными и талантливыми
Песочная терапия, обучение которой доступно любому педагогу, может стать отличным помощником в организации воспитательного процесса. Причем она не требует какого-то дорогостоящего оборудования - только ящик для песка, маленькие игрушки и сам песок.
Песочница для песочной терапии может быть деревянной или пластиковой. Главное, чтобы у нее были довольно высокие бортики (чтобы песок не высыпался) и дно, окрашенное в голубой цвет. Оно будет символизировать небо или воду, что облегчает процесс игры и создания своей собственной картины. Изготовить такой ящик можно самостоятельно, а можно заказать в специализированном магазине.
Еще одна важная составляющая песочной терапии - собственно песок. Перед тем, как насыпать его в песочницу, песок следует промыть и просеять, а затем прокалить в духовке. Так он станет безопасным для детских игр.
Обязательны и игрушки для песочной терапии. Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных - домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.
Педагог не просто дает задание создать картину своего настроения, а перед занятием кратко объясняет детям, что обозначает каждая группа предметов. В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина - в зависимости от настроя группы и возраста детей.
Попробуйте-ка на досуге написать на песочном листе свою собственную историю. А вдруг именно там, среди миллионов крупиц песка, вы, сами того не ожидая, найдете единственно верные ответы. Ответы, которых искали всю свою жизнь?..
Песочная терапия: упражнения
Если малыш не знает с чего начать игру с песком или выразил желание иметь вас напарником в построении своего мира, можно предложить ему несколько вариантов развития событий.
Чтобы посредством игр в песке был достигнут терапевтический эффект, нужно, как выражаются психологи, сузить проблемное поле. Как это сделать? Предложите ребенку выбрать из подготовленной вами коллекции 16 фигурок (4 фигурки людей, 4 - животных, 4 строения и 4 любых других предмета, которые в данный момент для него актуальны). Далее порекомендуйте дать название создаваемому миру и придумать историю про него.
-
Прятки. Пусть ребенок подберет несколько фигур, которые ему хотелось бы спрятать. Отвернитесь. Когда малыш разрешит вам повернуться, поочередно находите спрятанные фигурки и просите кроху рассказать о них. Вы узнаете много о том, как относится он к тем или иным личностям в его окружении. А может, он боится кого-то или чего-то? Из его объяснений вы поймете, почему та или иная фигура «удостоилась чести» быть зарытой. Можно, также, играть в эту игру наоборот. Вы прячете фигурки, которые, на ваш взгляд, как-то связаны с переживаниями крохи, а он их находит и рассказывает о них.
-
Сказка. Порекомендуйте малышу выбрать фигуру, которая станет главным героем его сказки, и поместить ее в ящичке с песком. Далее пусть ребенок придумывает историю об этой фигурке, по ходу развития сюжета добавляя все новых персонажей, окружая их все новыми предметами. История заканчивается, когда все предметы в ней «поучаствуют». Возможен также вариант игры наоборот. Вы рассказываете поучительную историю или психологическую сказку, а ребенок выстраивает сюжет на песке. У детей очень хорошо развито образное мышление. Благодаря воссозданию истории «в ролях» кроха лучше усвоит ее суть и мораль.
-
Семья. Предложите малышу воссоздать на песке собственную семью. А потом такую семью, которую он хотел бы видеть. Довольно веселая игра получится. У кого-то в идеальной семье мама и папа совсем не ходят на работу. А кому-то разрешают сладости есть целыми ящиками. А кто-то спит с мамой, а не один в своей комнате. Сразу обрисовывается суть проблемы. Остается только найти пути ее решения.
Песочные игры по речевому развитию.
Артикуляционные упражнения.
«Лошадка»
Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.
«Индюки»
Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка или по воде.
«Качели»
Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку или по воде в том же направлении.
Автоматизация звуков.
«Сильный мотор»
Произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения - рисовать на песке или на воде букву Р , произнося одновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
«Слабый моторчик»
Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.
«Горочка»
Набрать в руку песок и произносить звук С , насыпая горку . Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук , засыпать ее.
Развитие фонематического слуха и восприятия.
«Спрячь ручки»
Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
«Слоговые дорожки»
Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
«Два города»
Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
Развитие фонематического восприятия.
Оборудование:
Песочница, фигурки и конструктор для постройки города.
Ход игры.
Воспитатель дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
«Строители» (2-3 занятия)
Цель.
Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:
· -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
· -приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;
· -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
Оборудование:
Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.
Ход игры.
Воспитатель предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости).
«Чего не стало»
Цель.
Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.
Оборудование:
Песочница с влажным песком.
Ход игры.
Воспитатель стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
Связная речь
«Дорисуй картинку и составь предложение»
Воспитатель рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка - дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
«Начни предложение»
Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, воспитатель (или другой ребенок) заканчивает фразу. (и наоборот)
«Друзья»
При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
Песочные познавательные игры.
ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Ход игры:
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая - в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Кроме того, обращаем внимание на животных, которые живут рядом с человеком.
Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ - город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
ГОСТИ В ОГОРОДЕ
Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Стимульный материал: Игрушечный домик, песочница, фигурки Вани, Козы, Петуха, Барана, Зайца, овощей, счетные палочки - заборчик.
Ход игры:
Взрослый рассказывает историю:
Нынче Ваня очень занят -
У него не счесть забот,
Грядки нынче полет Ваня,
Поливает огород.
Ох, трудна моя работа,
Ох, болит спина и бок,
Ох, устал я отчего - то,
Ох, пойду посплю часок.
Нынче много дел у Вани,
У него не счесть забот -
Только лег на лавку Ваня -
Гости входят в огород.
- Это я, Коза Козловна!
Ме-ме-е-е-е, хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что выберет Коза?)
- Это я, Петух Петрович!
Ку-ка-ре-ку-у-у-у - хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что заберет Петух?)
- Это я, Баран Бараныч,
Бе-е-е-е - хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что выберет Баран?)
- Это я, Косой Зайчишка!
Скок - поскок, хозяев нет?
Хорошо, когда на грядке
Для тебя готов обед!
(что выбрал Заяц?)
Нынче много дел у Вани,
У него не счесть забот,
Только встал с скамейки Ваня -
Гости мигом из ворот.
- Где морковь, а где капуста?
Лук исчез, пропал салат...
Ох, беда, на грядке пусто -
Кто же в этом виноват?!
-Ты один и виноват!
По окончании истории взрослый предлагает огородить грядки - помочь Ване сделать забор из цветных палочек.