Сценарий НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Жизнь растений и животных леса и луга

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лес и луг.

Цель: 1. Формировать умение сравнивать условия жизни в лесу и на лугу, зависимость растений и животных от среды обитания, путем использования и построения модели.

2. Закреплять и активизировать знания о лесе и луге.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы к занятию:

Демонстрационный-

Картинки животных:

леса (медведь, лось, лиса, волк, дятел, кукушка)

луга (мышь, пчела, бабочка, жаворонок, перепелка )

Картинки растений:

леса (береза, сосна, ель, малина, черемуха)

луга (ромашка, клевер, одуванчик, колокольчик, подорожник, василек)

Условные обозначения леса, луга, условий жизни: света, почвы. Двусторонние стрелки; пейзажи леса и луга летом.

Раздаточный - бейджики; условные обозначения: свет, почва, растения, животные, лес, луг, стрелки двусторонние; изображения домиков животных.

Оборудование: два мольберта, интерактивная доска.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дети стоят полукругом.

- Ребята отгадывйте загадки.

Мы по ковру идем с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
И желт, и синь и ал! (Луг) (Слайд 1)

- А кто же хозяин этого дома? (Луговик)

- Послушайте следующую загадку.

Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем (Лес) (Слайд 2)

- А кто же хозяин этого дома? (Лесовик)

- Ребята, к нам пришло звуковое письмо. Давайте послушаем, что за письмо. (Слайд 3)

- Посмотрите, у Лесовика и Луговика возник спор, (Слайд 4) они не могут выяснить, где лучше живется в лесу или на лугу. Они просят, чтобы мы им помогли. Разрешили их спор.

-Хотите помочь им?

-Сможете?

2. Актуализация знаний

-Для этого нужно поделиться на две команды. Посмотрите на свои бейджики. (на бейджике нарисована схема леса и луга). Одна команда помогает Лесовику, а другая команда - Луговику. Дети садятся за стол.

-Лесовик и Луговик приготовили вам загадки. Отгадаем?

Лекарь вырос у дороги,

Он больные лечит ноги. (подорожник)

Есть один такой цветок,

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка:

Был цветок - и нет цветка. ( одуванчик)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год .(елка)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

свесив сережки. (береза)

  • Как можно назвать одним словом? ( растения)


Игра "Что, где растет"

(перед каждой командой лежат картинки с изображениями растений луга и леса)

  • Все растения леса и луга перепутались, вам нужно отобрать те, которые подходят вашей команде, и поселить их в лес и на луг (изображения леса и луга на мольберте).

Дети рассматривают картинки с изображениями растений леса и луга и отбирают те, которые подходят их командам и прикрепляют на мольберт.

- Ребята, какие растения живут на лугу? (Дети называют растения, цветы.) (Слайд 5)

- Ребята, а у вас какие растения живут в лесу? (Дети называют растения.) (Слайд 6)

-Ребята, а на лугу, и в лесу кроме растений еще кто-нибудь живет. Как вы думаете? (Животные, насекомые)

Игра "Кто, где живет?"

Посмотрите на Лес и Луг. Ни одного животного там нет. Давайте заселим животных. Команда Луговичка возвращает домой животных луга. Лесовичка - животных леса.

(Дети по командам заселяют животных в лес и луг)

- Ребята, какие животные живут на лугу? (Дети называют)(Слайд 7)

- Ребята, а каких животных вы поместили в лес? (Дети называют) (Слайд 8)

3. Затруднение в ситуации.

-Где животным и растениям лучше живется, в лесу или на лугу? (ответы детей, обычно расходятся)

-Смогли разрешить спор Лесовичка и Луговичка? (нет)

-Почему не смогли? (мы не знаем почему лесные растения и животные не могут жить на лугу и наоборот)

4. «Открытие» нового знания (способа действия).

-Как помочь Лесовику и Луговику? (сравнить растения и животных леса и луга их условия жизни)

-Давайте сравним.

-Чем отличаются растения леса и луга? (растения луга низкие, а леса высокие, корни мощные)

- Почему эти растения (показ. на растения луга) растут на лугу? (Этим растениям и цветам нужно много света, они не загораживают друг другу свет, и низким травам хорошо расти)

- А почему эти растения (показ. на растения леса) поместили в лес? (В лесу очень хорошая, плодородная земля, поэтому на ней растет много растений, растут высокие деревья с большими корнями, они закрывают свет, его травам почти не достается)

- А почему земля плодородная? (Когда травы увядают, у деревьев и кустарников опадают листья, они перегнивают и от этого почва становиться еще плодородней).

- Ребята, что важно для растений на лугу. (Свет)

- А для растений леса. (Почва)

Предлагаю детям выставить схемы

- А почему насекомые живут на лугу? ( На лугу много цветов, насекомые питаются пыльцой и нектаром растений, опыляют цветы).

- А мелкие животные? (Животные живут в норках и им легче найти пищу: корешки растений, зернышки, рыхлят землю).

- А почему эти птицы живут на лугу? (Птицы вьют гнезда в траве, едят насекомых) т.е животные помогают растениям луга.

А почему сюда не поместили больших животных? (Большим животным трудно найти убежище и пищу на лугу).

- Ребята, а каких животных вы поместили в лес? (Дети называют) (Слайд 8)

- А почему? (В лесу растут высокие деревья, и крупным животным, легче спрятаться, найти себе пищу)

- Почему птиц поместили? (Птицы живут на деревьях и вьют гнезда, спасаются от врагов, питаются семенами).

- Как животные помогают лесу? (Распространяют семена, уничтожают вредных насекомых, удобряют почву).

- Ребята, может луг прожить без растений?

- А растения без животных?

- Лес без животных?

- Животные без леса?

Вывод: - Ребята, что мы ответим, (Слайд 9) где же лучше жить в лесу или на лугу? (Везде по-своему хорошо. Для разных животных и растений нужны разные условия).

- А чтобы не было больше споров, мы построим схемы, которые будут напоминать Лесовику и Луговику, что самое главное для растений в лесу - богатая почва, для луга - много света. ( дети выкладывают схему каждый индивидуально, затем сравнивают с образцом на доске)

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний.

А теперь поиграем на лугу. (дети выходят на ковер)

Динамическая пауза «На лугу поутру»

На лугу поутру

Мы затеяли игру (Дети сидят)

Ты - ромашка, я - вьюнок.

Становитесь в наш венок (Взялись за руки построились в круг)

Раз, два, три, четыре.

Раздвигайте круг пошире (Ходьба по кругу)

А теперь мы - ручейки,

Побежим вперегонки (Бег по кругу)

Прямо к озеру спешим, (Смыкание в круг)

Станет озеро большим (Делаем большой круг)

Как прекрасны все цветы!

А со мной согласны вы?

Вся природа дивным цветом

Расцвела. Спасибо, матушка земля!!! (Дети кланяются)



Игра «Назови луговой цветок»

(прикреплены цветы на доску)

-Посмотрите вокруг сколько цветов!

-Кто знает, как они называются? (Дети подходят к доске и называют цветы)

-Почему они растут на луг, а не в лесу? (потому что им нужно много света)

-Ребята, какую пользу приносят людям растения луга?

Луг - это огромная аптека, в которой собраны лекарства от всех болезней. (Василек - от горла, клевер - кашля, подорожник - от нарывов, ссадин и т.д)


Игра «Какие деревья растут в лесу?

(дети возле интерактивной доски)

В лесу растет много деревьев, а вот какие растут здесь деревья, мы узнаем, отгадав загадки.

Не загадка это даже,

Сразу назовем,

Если только кто-то скажет -

Желуди на нём!(Дуб, слайд)

Что же за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год?(Елка, слайд )

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.(Береза, слайд)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки - только на макушке.(Сосна, слайд)

-Молодцы, ребята, вы хорошо знаете деревья.

-Деревья могут расти на лугу? (нет)

-Почему? (деревьям нужна богатая почва)

- Скажите, а как человек использует дерево? (делают мебель, игрушки, карандаши, декоративную посуду)

Игра «Кто, где живет?» (дети за столами)

-Ребята, на лугу и в лесу много животных. А вы знаете, в каких домиках они живут?

-Я раздаю вам домики животных, потом сама показываю животное, а вы должны узнать хозяина своего домика.

-Чтобы не навредить животным, сохранить красоту природы, как люди должны вести себя в лесу и на лугу? (ответы детей)

Игра «Да, нет»

- Молодцы. А сейчас игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо говорите: «Да!», если плохо - говорите: «Нет!». Слушайте внимательно:

Я пойду сейчас в лесок

И сорву ромашку. (Нет!)

Съем я вкусный пирожок

И выброшу бумажку. (Нет!)

Лишний хлебушка кусок

На пеньке оставлю. (Да!)

Ветку ели подвяжу,

Колышек поставлю. (Да!)

Разведу большой костёр

И тушить не буду. (Нет!)

Сильно-сильно насорю

И убрать забуду. (Нет!)

Мусор весь я уберу,

Банку закопаю. (Да!)

Я люблю свой край родной,

Природу оберегаю! (Да!)

-Сейчас мы ваши схемы отправим Лесовичку и Луговичку. Спасибо за помощь!

6. Осмысление.

-Кому помогали?

-О чем они спорили?

-Удалось вам помочь Лесовичку и Луговичку?

-Вам удалось помочь Лесовичку и Луговичку, потому что вы выполнили все задания, и знаете что самое главное для леса и луга.



© 2010-2022