Проект на нему: Ребенок и книга

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№29»











ПРОЕКТ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

«РЕБЁНОК И КНИГА»



АВТОР РАЗРАБОТЧИК:

Воспитатели МБДОУ №29

Шулика И.А.,



ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:

пoзнавательная, социaльно-кoммуникативная,

рeчевая, худoжественно-эстeтическая.



ВИД ПРОЕКТА:

информационный, творческий.

Майкоп - 2014г.

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В. А. Сухомлинский

Актуальность проекта:

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Именно от взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

На основании ФГТ одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей к совместной работе?

Для решения данной проблемы был разработан проект «Ребенок и книга».

Цель проекта: Развить устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы, создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.

Задачи:

1. Поддерживать интерес к книгам, литературным, фольклорным и национальным произведениям различной тематики;

2. Закреплять представление о жанровых особенностях художественных произведений, развивать умение анализировать тексты;

3. Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности;

4. Познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закреплять правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке и книжном уголке;

5. Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения

6. Вовлечь семью в единое образовательное пространство.

Возраст участников проекта: дети старшей группы, родители.

Продолжительность проекта: мини-проект (двухдневный).

Основные формы реализации проекта: занятия, анкетирование родителей по вопросам речевого развития детей, памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей», изготовление и выставка «книжек-малышек» родителями, оснащение предметно- развивающей среды, чтение произведения « с продолжением», сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», выставка одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников.

Обеспечение:

Детские энциклопедии, журналы, книги.

Книги, знакомящие с культурой русского и адыгейского народа: сказки, загадки, потешки, игры.

Портреты поэтов, писателей

Предполагаемый результат:

- Владение родителей практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя.

- Активное включение родителей в участие в выставках, совместных мероприятиях с детьми, проводимых в детском саду.

- Владение детей культурно-гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, осанка и т. п.)

- Проявление устойчивого интереса к тематически разнообразным произведениям, биографии автора, истории создания книги, процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением.

- Описывание состояние героя, свое отношение к содержанию произведения, использование в своей речи средства интонационной выразительности.

- Активное участие в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривании иллюстраций.

- Способность продолжительно слушать чтение в коллективе сверстников не отвлекаясь (не менее 15 минут) и творчески использовать прочитанное.

- Способность много запоминать, читать наизусть два-три стихотворения, называть любимые сказки и рассказы.

Продукт проектной деятельности:

Выставка «книжек-малышек», оформление книжного уголка группы.

Презентация проекта: инсценировка сказки .



ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:

Этапы проекта работы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Изучение методической литературы.

2. Информация родителей o предстоящей деятельности.

3. Пoдбор иллюcтраций и фотоматериалов по теме проекта.

Объединение детей в рабочие группы.

2 этап

1. Анкетирование родителей.

3 этап

1. Выставка «Книжек-малышек».

2. Подведение итогов.

Самоанализ.



Анкета для родителей "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"

1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________

Благодарим за сотрудничество!

Приложение №2.

Факторы успешного речевого развития детей.

(памятка для родителей)

ü Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения,
ü Создавать условия для общения с другими детьми,
ü Речь взрослого - пример для подражания,
ü Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
ü Совместные игры взрослого и ребёнка,
ü Чтение художественной литературы, разучивание стихов,
ü Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему»,
ü Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев,
ü Рассказывание стихов руками.



© 2010-2022