- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект на нему: Ребенок и книга
Проект на нему: Ребенок и книга
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шулика И.А. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№29»
ПРОЕКТ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
«РЕБЁНОК И КНИГА»
АВТОР РАЗРАБОТЧИК:
Воспитатели МБДОУ №29
Шулика И.А.,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ:
пoзнавательная, социaльно-кoммуникативная,
рeчевая, худoжественно-эстeтическая.
ВИД ПРОЕКТА:
информационный, творческий.
Майкоп - 2014г.
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта:
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Именно от взрослого в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Надо изменить существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как материалу для решения психолого-педагогических задач, и воспринимать детскую литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа. Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
На основании ФГТ одной из основных задач, стоящих перед ДОУ, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.
Как изменить такое положение?
Как заинтересовать родителей к совместной работе?
Для решения данной проблемы был разработан проект «Ребенок и книга».
Цель проекта: Развить устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы, создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников.
Задачи:
1. Поддерживать интерес к книгам, литературным, фольклорным и национальным произведениям различной тематики;
2. Закреплять представление о жанровых особенностях художественных произведений, развивать умение анализировать тексты;
3. Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов, рисовании и других видах деятельности;
4. Познакомить с историей создания книги, работой книжных издательств и библиотек, закреплять правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке и книжном уголке;
5. Познакомить родителей с методами и приёмами приобщения детей к высокохудожественной литературе, с разными видами домашнего чтения
6. Вовлечь семью в единое образовательное пространство.
Возраст участников проекта: дети старшей группы, родители.
Продолжительность проекта: мини-проект (двухдневный).
Основные формы реализации проекта: занятия, анкетирование родителей по вопросам речевого развития детей, памятка для родителей «Факторы успешного речевого развития детей», изготовление и выставка «книжек-малышек» родителями, оснащение предметно- развивающей среды, чтение произведения « с продолжением», сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», выставка одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников.
Обеспечение:
Детские энциклопедии, журналы, книги.
Книги, знакомящие с культурой русского и адыгейского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
Портреты поэтов, писателей
Предполагаемый результат:
- Владение родителей практическими умениями и навыками в воспитании будущего читателя.
- Активное включение родителей в участие в выставках, совместных мероприятиях с детьми, проводимых в детском саду.
- Владение детей культурно-гигиеническими навыками при работе с книгой (расстояние от глаз до текста, иллюстрации, осанка и т. п.)
- Проявление устойчивого интереса к тематически разнообразным произведениям, биографии автора, истории создания книги, процессу чтения, в том числе к чтению с продолжением.
- Описывание состояние героя, свое отношение к содержанию произведения, использование в своей речи средства интонационной выразительности.
- Активное участие в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных текстов, рассматривании иллюстраций.
- Способность продолжительно слушать чтение в коллективе сверстников не отвлекаясь (не менее 15 минут) и творчески использовать прочитанное.
- Способность много запоминать, читать наизусть два-три стихотворения, называть любимые сказки и рассказы.
Продукт проектной деятельности:
Выставка «книжек-малышек», оформление книжного уголка группы.
Презентация проекта: инсценировка сказки .
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
Этапы проекта работы
Деятельность педагога
Деятельность детей
1 этап
1. Изучение методической литературы.
2. Информация родителей o предстоящей деятельности.
3. Пoдбор иллюcтраций и фотоматериалов по теме проекта.
Объединение детей в рабочие группы.
2 этап
1. Анкетирование родителей.
3 этап
1. Выставка «Книжек-малышек».
2. Подведение итогов.
Самоанализ.
Анкета для родителей "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА"
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________________
2. Дата рождения___________________________________________________
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
3. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка? (Родители, детский сад.) ___________
4. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет.) __________
5. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка? (Да, нет.) ______________
6. Вы следите за тем, как говорит Ваш ребенок? (Да, нет.) ________________
7. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка? (Да, нет) _______________
8. Вы хотите научиться исправлять дефекты речи? (Да, нет.) ______________
9. Знаете ли Вы, какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? ________
10. Посещаете ли Вы групповые мероприятия?__________________________
11. Присутствуете ли на дет. праздниках?______________________________
12. Как относитесь к продуктам совместной деятельности?_______________
Благодарим за сотрудничество!
Приложение №2.
Факторы успешного речевого развития детей.
(памятка для родителей)
ü Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения,
ü Создавать условия для общения с другими детьми,
ü Речь взрослого - пример для подражания,
ü Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
ü Совместные игры взрослого и ребёнка,
ü Чтение художественной литературы, разучивание стихов,
ü Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все «почему»,
ü Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев,
ü Рассказывание стихов руками.