- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Доклад Татарская литература, как средство нравственного воспитания
Доклад Татарская литература, как средство нравственного воспитания
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нуриева Л.М. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Татарская гимназия №2 им. Ш. Марджани при КФУ
Московского района г.Казани
ДОКЛАД
«Татарская литература,
как средство нравственного воспитания»
Выполнила: воспитатель Нуриева Л.М.
Казань 2016г
«Вне национальности нет искусства»
(И.С.Тургенев)
Советская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Дошкольный возраст- это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка, как показатель уровня его нравственного развития.
Выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская и А.С.Макаренко неоднократно подчеркивали, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка, многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждает, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности.
К 6-7 годам у ребенка могут быть воспитаны довольно устойчивые формы нравственного поведения, стремление относиться к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
Основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста заключается в следующем:
1. Качества, необходимые для успешной учебы в школе: ответственность, организованность, самостоятельность, активность, творческая инициатива.
2. Качества, обличающие ребенка вхождение в школьный коллектив: дружеские взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, доброжелательность, отзывчивость, организаторские умения соблюдать нормы поведения в коллективе
3. Качества гражданственности и патриотизма: бережное активно действенное отношение к природе, уважения к людям труда и результатам их деятельности, к защитникам Родины, любовь к родному краю.
Общительность, сердечность, отзывчивость, готовность помочь товарищам в беде - все эти качества заложить в ребенке - обязанность нас воспитателей, и родителей. Начинать это надо как можно раньше. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Подлинно человеческое утверждается в духе, одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств. Быть добрым - счастье. Человек с добрым сердцем непременно окружен людьми, у него всегда найдется друг, готовый поддержать его в трудную минуту».
В развитии познавательных интересов и потребностей большую роль играет чтение книг. Книга является средством воспитания чувств, поведения формирования нравственного облика ребенка. Наряду с этим книга дает детям знания о мире, учит внимательнее всматриваться в жизнь и размышлять над увиденным. Учит детей понимать и любить книгу. Значит - учить мыслить и чувствовать. Чтобы постичь сущность произведения, требуется активная деятельность сознания.
Знакомство с текстом - лишь начальная ступень работы с книгой. Вслед за этим нужно учить детей размышлять, думать над произведением. Поэтому мы каждый раз выбирали такой способ преподнесения произведения, как русских писателей и поэтов который обеспечивал наиболее полное его понимание. Выбор способа зависит от содержания и формы произведения, от идейного замысла, от возраста детей, от запаса их знаний.
Сначала вызывали интерес к содержанию произведения, собирали их внимания. С этой целью широко применяли наглядные приемы: рассматривание игрушек перед чтением стихотворения, знакомили с портретами писателя, чье произведение будет прочитано, рассматривали обложки книг.
Наряду с наглядными приемами использовали и словесные: краткая вступительная беседа. Мы знакомили детей с произведениями Маяковского, Маршака, Чуйковского, Осеевой и др. Знакомим детей с татарскими поэтами: Г.Тукая и М.Джалиля. Мы воспитывали интерес и любовь к татарской поэзии, старались довести до сознания их смысл и содержание, обращали внимание детей на красоту заучивания стиха:
-Ветерок их приласкал,
Лепестки заколыхал.
Их заря умыла чистой,
Свежею росой душистой.
Но прежде, чем знакомить детей с произведениями татарских поэтов Г.Тукая и М.Джалиля, мы сами тщательно изучили их биографии и познакомили детей на занятиях.
Провели занятие на такую тему «Русская беседа» «Что мы знаем о поэте Г.Тукае». Цель занятия была: воспитывать любовь и уважение к поэту, к его произведениям, татарскому народу. На этом занятии мы и познакомили детей с детством поэта, с его произведениями для детей. Такие как «Шурале», «Водная ведьма», «Сказка о козе и баране», «Киска», «Ласточка», «Забавный ученик».
Произведения написанные Тукаем, выражают общие для всего его творчества идеи: любовь к Родине, к ее природе, к родному языку, к труду и т.д.
«Родной язык, святой язык,
Отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Для меня
Огромный мир в тебе возник,
Качая колыбель, тебя мне
В песне открывала мать
А сказки бабушки потом
Я научился понимать
Родной язык, родной язык
С тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою
Ты просветил мою печаль»
Писал Тукай в стихотворении «Родной язык». Это стихотворение дети читали наизусть, понимая его смысл. Знакомил детей с такими стихотворениями в которых поэт стремиться привить детям любовь к наукам, образованию:
«Счастлив тот малыш,
Который прилежно готовит свой урок,
Чтит учителя и помнит все,
Что на дом задал он.
К людям добр, дорогу старшим
Уступает в свой черед.
Не смеется над несчастным
Слабым руку подает».
Пишет Г.Тукай в своем стихотворении «Счастливый ребенок» . Так же мы знакомили детей с поэтами Г.Тукая в которых знакомят детей с замечательными произведениями народного творчества, обогащают их фантазию и показывают торжество разума человека над злыми силами. Так в поэме «Японская сказка», которая полюбилась нашими детьми. Тукай показал победу человека над силами природы. Ту же идею проводит он и в замечательной поэме «Шурале» в незабываемых картинах он сумел показать и красоту родной природы, образ веселого, но страшного для человека. Шурале и находчивость, силу человека- джигита, прищемив тело этого страшного по виду, но бессильного по уму «Лесного барана»
Раз в прекрасный лунный вечер,
Из села один джигит
В бор поехал, чтобы за ночь
Дров побольше нарубить.
Задаем вопросы детям: Кто расскажет содержание этой сказки? И дети передают содержание: «Джигит, занятый рубкой не заметил, как к нему подошел страшный Шурале. Этот страшный лесной урод, обрадованный встречой с джигитом, предлагает ему поиграть в «кети - кети» - «пощекотать». Но джигит не теряется, он принимает предложение Шурале, но при условии, что тот поможет бревно на телегу положить.
На конце бревна увидишь щель большую перед собою, за нее ты ухватился и держись, баран лесной,- советует ему джигит. Не догадывается Шурале о человеческой хитрости, с радостью исполняет просьбу человека надеясь на игру в «кети-кети».
На вопрос: «Почему джигит победил»,-дети отвечают: Джигит отомстил Шурале за то, что он был злой, скверный, нападал на людей, джигит был сильным, мужественным и победил.
Главное довести до людей основную мысль сказки- воспитывать в человек человечность, смелость, мужество, честность- такова была у нас цель данного занятия.
Мы старались довести до знания детей, что Г.Тукаю дорого все, что дорого и близко и привычно трудовому люду: ему близка соха, борона или платье из грубого полотна, стога. Что для Тукая родная страна прекрасна не только тем, что она просторна, богата и имеет хорошую природу, он любит ее главным образом, за прекрасных людей, которые своим трудом, воздействием на природу, своей борьбой украшают землю. Вот эту-то землю он любит. Он не обменяет ее ни на какие блага. Прекрасна родина Тукая, прекрасны люди, населяющие ее. Не любить эту родину и этих людей невозможно. В стихотворении «К народу» Г.Тукай писал:
«Днем и ночью, в горе, в счастье
Я с тобой родной народ
Я здоров твоим здоровьем,
Твой недуг меня гнетет.
Ты венец всего земного
Ты священен для меня
Не продал за блага мира
Свой народ язык и род
Всей душой люблю народность.
Близок мне народный дух
Я поведал жарким сердцем.
Как народ я свой люблю.
И меня я твердо знаю,
Верным другом назовет».
Чтение художественного произведения требует от нас, воспитателей, большого умения и педагогического мастерства. Основная задача педагога заключается в том, чтобы ярко, доходчиво донести до детей содержание произведения, стихотворения, помочь понять ее основную идею. Творение Тукая для детей является образцами художественной дидактической поэзии, непревзойденной в татарской литературе и до сих пор. Большая эмоциональность и чистота языка, реализм идей и ясность образов высокохудожественная отделка стиха - вот качества какими обладают стихи Тукая для детей. Неслучайно поэтому, что и по сей день, они являются любимыми произведениями детворы.
Как на последующих занятиях и вне занятий мы продолжали знакомить детей с произведениями Тукая, так полюбившие нашими детьми. Он был мужественным, сильным он боролся с помещиками, богачами, чтобы нам жилось хорошо и счастливо. Он боролся за дружбу татарского народа с русским. Изучал русский язык, знал много произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева и др. -так рассказывают дети на занятии беседы «Г.Тукай - как поэт».
Высоко оценивал великого поэта А.С.Пушкина и показывал его «моим Пушкиным». Его тянули к Пушкину и Лермонтову глубокая народность их поэзии, прелесть, могучая сила художественного мастерства. Прогрессивность творчества Тукая, общественный подвиг его заключается в том, что он звал к дружбе с великим русским народом. И любовь Г.Тукая к русской литературе, к русским писателям была вызвана его любовью к своей родине, любовью к своему народу.
Далее мы знакомили детей с произведениями татарского поэта Муса Джалиля. В стихах Джалиль призывал народ к борьбе, чтобы жить свободно и счастливо.Он очень любил детей и называл их красивыми цветами. Дети, а кто прочтет стихотворение «Красная ромашка», «Кукушка». Чтение детьми этих стихотворений, М.Джалиль очень любил свою дочь Чулпан, он много писал письма для своей дочери из тюрьмы. Мы познакомили детей с этими письмами. Обращали внимание на красоту описываемой природы, на образные выражения, которыми пользовался автор, учил тонко чувствовать красоту родной природы:
Как по долине льющийся родник,
В дороге пел я песни то и дело
И все казалось сердцу, что от них
Земля вокруг цвела и молодела.
(«Родник»).
Произведения Муса Джалиля помогали воспитывать детей, эстетически радоваться образному слову, плавности речи, хорошо воспринимать содержание, тонко чувствовать стихи.
«Растет за домом ива,
Шумит она листвой,
И мне всегда при встрече
Кивает головой
Придя с работы, тотчас
Я в тень ее спешу».
(«Ива»).
Его стихи оказывали влияние на формирование нравственных чувств - патриотизм, гордость за подвиги, любовь к Родине.
В последующих занятиях мы знакомили детей с произведениями, написанные во время Великой Отечественной Войны и Джалиль ушел на фронт. Его стихи, сложенные в перерывах между боями, проникнуты любовью к родине, к борющемуся народу, яростным гневом и жгучей ненавистью к фашистским захватчикам.
М.Джалиль жаждал победы, всей душой верил в могучие силы советского народа, верил, что ненавистному врачу недолго осталось топтать советскую землю, что фашисты непременно будут изгнаны. Поэт - герой презирал врагов:
«Не преклонно колен, палач, перед тобой,
Хотя я узник твой, я раб в тюрьме своей.
Придет мой час - умру. Но знай, умру я стоя.
Хотя ты голову отрубишь мне злодей».
(«Палачу»).
Стихи М.Джалиля, написанные в Моабитской тюрьме, наполнены жаждой свободы и страстным призывом к борьбе, к разоблачению фашизма. Он знал, что дни уже сочтены, он предвидел приближение трагического конца, поэтому он стремился успеть сказать, как можно больше и сказать полнозвучным поэтическим голосом. Его стихи необыкновенной душевной теплотой согреты, воспевающие родину и народ.
На стихи «Колыбельная», «Родник», «Петушок», «Кукушка» композиторы написали музыку.
При беседе задаю вопросы детям:
1. Что писал Муса Джалиль?
2. О чем пишет он в стихотворении?
3. Как назвал детей он?
4. Какие дети знаете стихи?
5. Чему учат детей стихи Джалиля?
Таким образом, мы учили детей рассказывать, мыслить, чувствовать, последовательно выражать свои мысли. Родина и народ высоко ценят, любят Муса Джалиля и Габдулла Тукая.
6