Семинар для педагогов Развитие игровых умений у детей с диагнозом ЗПР

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар для педагогов

Развитие игровых умений у детей с диагнозом ЗПР

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире

В.А. Сухомлинский

Составитель: Давидян Э.М.
воспитатель I кв. категории

Известно, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения игра занимает ведущее место. Использование многообразия игр в педагогическом процессе создают условия для всестороннего развития детей:

  • сюжетно-ролевые,

  • режиссерские,

  • театрализованные,

  • строительно-конструктивные,

  • игры-экспериментирования,

  • игры-фантазии,

  • дидактические,

  • развивающие,

  • подвижные,

  • спортивные.

Необходимые условия развития игры детей:

  1. Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями, которые могут быть реализованы в игре через разные источники информации: экскурсии, посещение музеев и театров, встречи с интересными людьми, художественное слово, прогулки, наблюдения, художественно-творческая деятельность, беседы, обсуждения событий и другое.

  2. Особое значение имеет построение развивающего пространства для содействия развитию детской игр необходимыми и достаточными компонентами этого пространства являются следующие:

  • организация непересекающихся сфер самостоятельной детской активности внутри игровой зоны: творческие, сюжетно-ролевые, театрально-игровые, строительно-конструктивные, интеллектуальные игры и игры, предусматривающие двигательную активность, что позволяет всем детям, не мешая друг другу, одновременно организовывать игры в соответствии со своими интересами и замыслами.

  1. Создание условий для индивидуальных подгрупповых и коллективных игр, с тем чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место в зависимости от своего эмоционального состояния.

  2. Обеспечение условной изолированности («вижу, но не мешаю») между элементами игровой зоны с одновременным учетом того, что среда, окружающая ребенка в группе, должна быть безопасной для его жизни и здоровья.

  3. Своевременное изменение предметно-игровой среды внесение атрибутов, игр, игрушек, игрового оборудования в соответствии с новым содержанием игр и усложняющимся уровнем игровых умений детей.

  4. Оптимальный отбор игр, игрушек, игрового оборудования по количеству и качеству (т.е. содержанию): недостаточное количество или не соответствие содержания игр актуальному уровню развития детской игры тормозит выражение игровой инициативы, и ограничивают развитие ребенка.

  5. Предоставление детям возможности самостоятельно менять игровую среду - в соответствии с их настроением, игровыми замыслами, интересами.

  6. Учет половых различий детей при организации предметно-игровой среды: ее содержание должно отражать в равной степени интересы, как девочек, так и мальчиков.

Для отслеживания качества педагогического сопровождения игровой деятельности детей мне, как воспитателю, интересны исследования и рекомендации Михайленко Н.Я., Коротковой Н.А., Кравцовой Е.Е., которые показывают, что игры развиваются в следующей последовательности:

младший
дошкольный возраст

Режиссерская игра, игра-манипуляция, предметами

средний
дошкольный возраст

Ролевая игра, игра-диалог

старший
дошкольный возраст

Игра с правилами, режиссерская игра
(игра-фантазия, сюжето-сложение)

В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое игровое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают опорные, сигнальные игрушки и предметы (необходимости в большом количестве атрибутов нет).

Дети старшего дошкольного возраста проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для нее среду, изменяя ее в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, лодочки, куколки и пр.) но и разнообразные предметы (кусочек меха, ткань, бруски, шарики и пр.), а так же умение детей рисовать, фантазировать, создавать для игры поделку-игрушку.

Развитие замысла сюжетно-игровой игры теснейшим образом связано с общим умственным развитием ребенка. Выгодский Л.С. соотносил появление замысла игр с переходом дошкольников к творческой деятельности. В связи с тем, что у старших дошкольников с ЗПР мотивационно-целевой этап, включающий создание замысла игры и путей его реализации, - одно из самых слабых звеньев игровой деятельности, этому вопросу педагогу следует уделять особое внимание.

Организация игрового пространства отражает типичные черты игры-имитации, режиссерской, конструктивных и подвижных игр, ручного труда, изодеятельности (самостоятельное изготовление атрибутов). Немаловажным составляющим компонентом развития игровой деятельности является развитие коммуникативных умений, чему способствуют этические беседы, театрализованные игры, игры-инсценировки, викторины «Угадай, расскажи, докажи» др.

Поскольку у всех детей с ЗПР в той или иной степени снижена потребность в игре, перед нами стояла задача формирования положительного эмоционального отношения, интереса к сюжетной игре. Игровые действия с понравившейся игрушкой ребенка поощрялись, одобрялись взрослым, эмоционально подкреплялись. Особое значение имела демонстрация детям эмоционального отношения к персонажам игры, к событиям, которые могут в ней разворачиваться. Для повышения интереса детей мы привлекали их к подбору игрушек и оформлению игрового уголка. Подводя итоги дня, необходимо было заинтересовано побеседовать с детьми о том, кто какой игрушкой, и в какую игру играл.

Формирование умения формулировать план-замысел сюжетной игры и осуществлять его реализацию у наших детей должно включать выработку умения строить алгоритмы различных видов деятельности. На занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром и явлениями общественной жизни педагог расширяет жизненный опыт детей, актуализирует его, на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности наглядность облегчает процесс формирования алгоритма деятельности, позволяет сделать акцент на предварительной организации деятельности.

Таким образом, для развития игровых умений у детей с диагнозом ЗПР необходимо уделять внимание следующим основным аспектам:

  1. Формирование основания для развития детской игры (мотивационный компонент) - беседы, диалоги, чтение художественной литературы, экскурсии, использование технических средств, наблюдение за играми других детей, использование музыкального репертуара, книг по теме игры и т.д.

  2. Содействие становлению игрового опыта ребенка (операционный компонент) - восполнение дефицита знаний и представлений об окружающем, знакомство с атрибутами, предметами-заместителями и способами их использования, разучивание считалок, помощь в организации игрового пространства и пр.

  3. Формирование и поэтапное развитие самоконтроля (регуляционный компонент) - повторение задания и правил игры, проверка действий партнера и своих действий в соответствии с правилами в течении и в финале игры.

Роль взрослого в игровой деятельности детей по мере их взросления меняется. Сначала педагог выступает как носитель игровых умений, затем как партнер в игре детей. Далее он становится помощником детей в организации игровой деятельности и регуляции игрового общения и, наконец, выступает как наблюдатель за самостоятельной игровой деятельностью детей, помогая при необходимости советом в освоении, построении игрового пространства, в развитии и обогащении игрового сюжета, в соблюдении правил.

Вывод: процесс самораскрытия ребенка в игре, ориентация на его индивидуальные особенности являются основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.

3

© 2010-2022