- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Выступление на методическом совете Проектная деятельность в детском саду
Выступление на методическом совете Проектная деятельность в детском саду
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кабирова Л.М. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность в детском саду.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исcледовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
-
Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
-
Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
-
Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
-
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
-
комплексные блочно-тематические занятия;
-
интеграция:
−частичная интеграция;
−полная интеграция; -
метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
-
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
-
Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
-
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
-
Составление плана-схемы проекта.
-
Сбор, накопление материала.
-
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
-
Домашние задания для сам. выполнения.
-
Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
-
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
-
в каких источниках можно найти информацию;
-
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
-
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
-
по составу участников;
-
по целевой установке;
-
по тематике;
-
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
-
исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
-
ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-
информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
-
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
-
комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
-
межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
-
творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы»;
-
групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия»;
-
индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо»;
-
исследовательские: «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные .
Основной целью проектного метода в д/у является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
-
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
-
развитие познавательных способностей;
-
развитие творческого воображения;
-
развитие творческого мышления;
-
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте - это:
-
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте - это:
-
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
-
пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
-
приобщать детей к процессу познания;
-
формировать различные представления;
-
привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
-
побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
-
формирование эмоциональной заинтересованности;
-
знакомство с предметами и действиями с ними;
-
развитие мышления и воображения;
-
речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
-
осознание поставленной цели;
-
овладение различными способами решения поставленных задач;
-
способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
-
поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности.
Физическое развитие:
-
стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
-
формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролево-игровой проект «Азбука здоровья»);
социальное развитие:
-
формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеололгическое древо»);
познавательное развитие:
-
обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
-
расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
-
сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);
эстетическое развитие:
-
развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
-
овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», ролево-игровые проекты «Любимые игрушки»).
Старший дошкольный возраст.
Задачи обучения:
-
развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
-
развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
-
формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
-
развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
-
произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
-
потребности в создании собственной картины мира;
-
навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
-
выявить проблему;
-
самостоятельно искать нужное решение;
-
выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
-
самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности.
Социальное развитие:
-
развитие самопознания и положительной самооценки;
-
овладение способами внеситуативно-личностного общения;
-
высокий уровень коммуникативной компетентности;
-
осознание функций речи (индивидуальный проект «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», проект «Сказки о любви», групповые проекты «Познай себя»);
Физическое развитие:
-
развитие осознанного отношения к своему здоровью;
-
формирование потребности в здоровом образе жизни;
-
совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств (ролево-игровые проекты «Азбука здоровья».
Познавательное развитие:
-
систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
-
развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (клуб любителей книги «Волшебная страна», групповые проекты , «Подводный мир», «Весёлая астрономия», межгрупповой проект «Времена года», комплексные проекты «Здравствуй, Пушкин!».
Эстетическое развитие:
-
углублённое приобщение к искусству, многообразию худ.образов;
-
овладение различными видами худ. деятельности;
-
развитие способностей к эстетической оценке (ролево-игровой проект «В гостях у сказки», комплексные проекты , «Книжкина неделя», «Мир театра»).