• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речевого (фонематического) восприятия с детьми старшей группы с задержкой психического развития

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речевого (фонематического) восприятия с детьми старшей группы с задержкой психического развития

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речевого (фонематического) восприятия с детьми старшей группы с задержкой психического развития.

Тема: Тема: «Звуки [н], [нь]. Буква Н»











Составитель:

учитель-дефектолог Бочарова В.А.

Провела:

учитель-дефектолог

старшей Бочарова В.А.




Интеграция:

образовательная область «Познание» (продолжать знакомить детей со звуками [н], [нь], буквой Н);

образовательная область «Коммуникация» (упражнять в умении понимать и использовать в речи предлоги на, между, над, под, отвечать на вопросы полным предложением);

образовательная область «Музыка» (слушание музыки).

образовательная область «Физическая культура» (проведение пальчиковой гимнастики).

Цель: закрепить знания детей о звуках [н], [нь], букве Н.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей со звуками [т) [ть) с их характеристикой;

  • упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;

  • продолжать знакомить детей с буквой т;

  • упражнять в умении понимать и использовать в речи предлоги на, между, над, под;

  • закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

  • развивать фонематическое восприятие, конструктивный праксис, зрительное и тактильное восприятие, мелкую моторику, пространственную ориентировку, внимание, мышление, память;

  • воспитывать интерес к изучению букв и звуков.

Оборудование:

  • куклы;

  • магнитофонные записи с песнями

  • магнитофон;

  • доска;

  • изображение домика и картинки с изображением животных, предметов со звуками [т)и [Ть);

  • карточка с изображением буквы т ;

  • раздаточный материал на каждого ребенка:

- карточки синего и зеленого цвета;

Предварительная работа: чтение сказки « Три поросёнка»

Ход занятия:

- Дети, хотите отправиться в путешествие? А путешествовать мы будем на автобусе. (стулья воспитатель садится с детьми один ребёнок водитель у него руль)

- Тогда располагайтесь поудобнее, и мы начинаем наше путешествие.

Звучит музыка. Железнова « Автобус»

Автобус
(1)Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
1 - покачиваемся на стульях

2смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны
3 - «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони
4 - пожимаем плечами.
5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).
7 - «крутим руль» и бибикаем.
8- покачиваемся из стороны в сторону

Вот мы и приехали. А что мы видели с вами во время путешествия? Ответы детей

- Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали их? Выходят персонажи

в костюмах поросят. В центре группы стоит домик.

- Правильно, это три поросёнка.

. Давайте поздороваемся: похлопайте глазками, улыбнитесь друг другу.

- Молодцы, садитесь на стулья.

- Так как же зовут наших друзей? Дети повторяют.

А кто помнит, как зовут поросят?

- Правильно, Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Какой первый звук в именах Наф-наф и Нуф-нуф?

- Правильно, звук [н]. А какой он?

- Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

-А одинаково ли звучат первые звуки в именах Ниф-ниф и Наф-наф?

- Нет, в одном имени звук [нь], а в другом [н].

- А звук [нь] какой?

- Согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

А мне Наф - Наф сказал, что он хочет с вами поиграть.

«Топни ногой»:

Услышав в слове звук Н, топни ногой: ноты, маки, мост, носки, батон, дом, носорог, маяк, нога, мыло, бант»


«Повтори цепочку слогов»


НА - НУ - НЫ
НО - НО - НА
УН - НУ - УН
АН -ОН -НО
НЫ - НУ - НЫ


НЭ - НА - НЭ

- Наф-наф построил дом. И сегодня в него вселяются новые жильцы, но только те, в названии которых есть звуки [н] и [нь].

Они будут жить везде в домике где только можно.

А Наф - Наф никак не может понять как нужно вам рассказать об этом.

Давайте ему поможем. Поросёнок берёт игрушки и кладёт их в домик.

- Посмотрите, кто живет на первом этаже? Где живёт( на)

- А кто живет между слоном и котенком?

- Кто живет над кенгуру?

- А под обезьяной?

- Расскажите где живет конь?

- Молодцы, вы помогли Наф-нафу расселить жильцов в новый дом. Садитесь на стульчики.

А теперь Нуф-нуф хочет поиграть с вами в игру « Банька»

Пальчиковая гимнастика:

Над трубою дым поднимается,

Сложите ладони вместе и сделайте несколько волнообразных движений снизу вверх.

Да по небу дым расстилается.

Раскройте ладони и разведите руки в разные стороны.

Не хлебы пекут - банька топится,
А народ спешит к ней, торопится.

Соедините кончики пальцев своих рук, а ладони не соединяйте. Сами пальцы растопырьте.

Прибежала нянька:
"Ой, пустите в баньку!"
"Не стопилась банька,
Обожди-ка, нянька!"

Малыш пытается попасть своим большим пальцем между вашими большими и указательными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал Нафанька:
"Ой, пустите в баньку!"
"Не стопилась банька,
Обожди, Нафанька!"

Малыш пытается попасть своим указательным пальцем между вашими указательными и средними пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Анька:
"Ой, пустите в баньку!"
"Не стопилась банька,
Обожди-ка, Анька!"

Малыш пытается попасть своим средним пальцем между вашими средними и безымянными пальцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежала Манька:
"Ой, пустите в баньку!"
"Не стопилась банька,
Обожди-ка, Манька!"

Малыш пытается попасть своим безымянным пальцем между вашими безымянными пальцами и мизинцами. Сведите пальцы и не пускайте.

Прибежал наш Ванька:
"Ой, пустите в баньку!"
"Заходи-ка в баньку,
Мы помоем Ваньку!
Жарко-жарко-жарко!"

Малыш просовывает свой мизинчик между вашими ладонями. Попытайтесь его поймать. Если удалось, начинай-те тереть, приговаривая.

- Вы, наверное, уже догадались какая любимая буква у поросят?

И сейчас с нами поиграет Ниф - Ниф.

Почистили зубы Дети сидят на стульях лицом к персонажу. Ниф -Ниф показывает картинку. Он говорит «Посмотрите, как мальчик чистит зубы. Мы сейчас с вами тоже почистим зубы, только не щеткой, а языком. Посмотрите, как чищу зубы я (чистит языком верхние зубы с внутренней стороны.) А теперь все почистим верхние зубы, только с внутренней стороны. Лучше почистите зубы, чтобы они были еще чище. Вот какие чистые зубы стали у всех детей!». Вызывает по очереди детей, они показывают, как умеют чистить языком зубы. Методические указания. Чистить зубы языком надо при открытом рте. Следите, чтобы язык скользил по внутренней стороне верхних резцов вправо и влево, а нижняя челюсть и губы были неподвижны. Губы в улыбке, зубы видны.

- Ну, вот ребята, нам пора возвращаться в группу. Мы дружно сядем в автобус и поедем домой. Прощаются с поросятами и песня повторяется.

Подведение итога.

- Ребята, вам понравилось путешествие?

- А что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?












© 2010-2022