Проект В детский сад с радостью!

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»



ПРОЕКТ

«В детский сад

с радостью!»




педагог-психолог

Дружинина Д.А.






г.Очер, 2015 г.

Данный проект является краткосрочным.

Продолжительностью с 01.09.2015 г. по 01.10.2015 г.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье».

Актуальность выражена в следующем: одной из причин ухудшения здоровья детей врачи считают их адаптацию к детскому саду. Вместе с тем научные исследования показали, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья при адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.

Цель: организовать психолого-педагогическую деятельность по созданию оптимальных условий для ребенка раннего возраста (3-4 года) в период адаптации к условиям ДОУ.

Задачи:

  1. Расширить знания педагогов по организации деятельности детей в период адаптации к ДОУ.

  2. проверить знания по данной проблеме.

  3. повышение психолого-педагогической компетентности родителей по подготовке ребенка к детскому саду.

  4. Еженедельно педагог-психолог совместно с воспитателем заполняют карты психологического фона группы.

  5. Ежемесячная фиксация результатов анализа и сравнения карт психологического фона группы и карт наблюдения за ребенком педагога-психолога совместно с медицинским работником.

Предполагаемый результат: уменьшение числа детей с трудной адаптацией к условиям ДОУ; формирование психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.

В предварительной работе нужно донести информацию до педагогов и родителей для улучшения адаптированности детей к ДОУ, так же обсудить дальнейшее взаимодействие в предстоящей работе проекта с медицинским работником.

Продуктом проектной деятельности будет организация выставки коллажей на тему «Мой ребенок ходит в детский сад». Ребенок и Взрослый выполняют коллаж дома.


Проектная часть


Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок исполнения

Промежуточный результат

1. Расширять знания педагогов организации деятельности детей в период адаптации к ДОУ

Ознакомить педагогов с информацией по данной проблеме. Выдать памятку «Организация игровой деятельности детей в период адаптации к ДОУ»

01.09.2015 г.

Педагоги ознакомились с информацией. Благодаря красивой форме изложения памятка вызвала интерес.

2. Проверить знания по данной проблеме

Провести тест для проверки знаний

с 01.09.2015 г.

по 04.09.2015 г.

Из 10 вопросов педагог ответил на 6 правильных

3.Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по подготовке ребенка к ДОУ

  • Провести анкету с родителями «Мы рады Вам»


  • Выдать родителям памятка «Адаптация ребенка к условиям ДОУ»

(первая неделя ходьбы ребенка в ДОУ)

Создание благоприятных для ребенка условий в ДОУ с учетом его психологических особенностей

Родители стали более компетентны в данной проблеме

4.Еженедельно педагог-психолог совместно с воспитателем заполняют карты психологического фона группы

В конце каждой недели педагог- психолог и воспитатель обсуждают степень адаптации каждого ребенка и заносят результаты в карту

Каждую неделю до 01.10.2015 г.

Выводятся результаты адаптации группы за месяц. воспитатель подбирает определенный подход к плохо адаптированным детям.

5. Ежемесячная фиксация результатов анализа и сравнения карт психологического фона группы и карт наблюдения за ребенком педагога-психолога совместно с медицинским работником.

  • Заполнение карт педагогом-психологом и воспитателем

  • Анализ психологических карт педагогом-психологом совместно с воспитателем

  • Вывод по истечению наблюдения за месяц

  • Сравнение психологических карт и карт медицинского работника. Написание заключения

В конце каждой недели

В конце каждой недели


По истечению месяца

По истечению месяца

Педагог-психолог дает психологические рекомендации на каждого ребенка, на группу в целом.

Отслеживается уровень адаптации документально.






Приложение 1

Анкета для родителей «Мы рады вам!

1. Нас зовут (родители)

2. Как тебя зовут, малыш?

3. Как зовете ребенка дома, как зовете ласково?

4. Что ребенок любит кушать?

5. Что ест без удовольствия?

6. С какими игрушками любит играть?

7. В какие игры вы играете вместе с ребенком?

8. Какие меры поощрения вы применяете, какая мера наиболее действенна?

9. Как ребенок относится к наказаниям взрослых, какое самое «страшное» наказание для него?

10. Знает ли цвета?

11. Есть ли любимая книга, сказка?

12. Знает ли стихи? Как вы их учите

13. Есть ли дома животные, как относится к ним?

14. Состав семьи, в которой проживает ребенок

15. Чем любит заниматься ваш ребенок дома?

16. Выполняется ли дома режим?

17. К кому из членов семьи ребенок больше «привязан»?

18. Что вас беспокоит в вашем ребенке?

19. Часто ли болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес?

20. Особенности поведения (нужное отметить):

□ почти всегда бывает послушным;

□ чаще бывает непослушным;

□ в равной мере бывает послушным и непослушным;

□ агрессивен;

□ часто обижает детей.
















Приложение 2

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Просим ответить на вопросы данной анкеты. Ваши ответы помогут организовать успешную адаптацию малышей, поступающих в наш детский сад, что-то изменить, на что-то посмотреть другими глазами.

1. Как прошла адаптация ребенка к детскому саду:

а) ребенок адаптировался полностью;

б) ребенок утром не хочет идти в детский сад;

в) ребенок иногда не хочет идти в детский сад;

г) ребенок вечером изъявляет желание еще поиграть в детском саду

2. Как протекала адаптация Вашего ребенка к детскому саду? Малыш шел в детский сад:

а) с плачем;

б) с уговорами;

в) без эмоций;

г) с удовольствием

3. Что, по Вашему мнению, повлияло на успешную адаптацию:

а) действия всех сотрудников детского сада;

б) совместные действия сотрудников и родителей;

в) действия родителей

4. Каким было поведение Вашего ребенка после первых дней посещения детского сада:

а) обычным;

б) отказывался от еды;

в) плохо засыпал;

г) был сильно угнетен;

д) полон впечатлений;

е) все перечисленные выше факторы имели место

5. Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?

Ваши пожелания_________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________


Благодарим за ответы!









Приложение 3

Уважаемые педагоги!

Предлагаем вам ответить на приведенные ниже вопросы, выбрав один из вариантов ответа.

1. Ранний возраст - это период:

а) от рождения до 1 года;

б) от 1 года до 3 лет;

в) от 2 до 3 лет;

г) от рождения до 2 лет

2. Кто из ученых считается основоположником науки о раннем возрасте:

а) Т.В. Лаврентьева;

б) Д.Б. Эльконин;

в) Н.В. Алешина;

г) Н.М. Аксарина

3. Укажите ведущий вид деятельности в раннем возрасте:

а) предметная;

б) общение;

в) игра;

г) учение

4. Вид мышления, являющийся преобладающим в раннем возрасте:

а) вербальное;

б) наглядно-образное;

в) наглядно-действенное;

г) словесно-логическое

5. Ведущая характеристика внимания и памяти ребенка раннего возраста:

а) опосредованность;

б) осмысленность;

в) произвольность;

г) непроизвольность

6. При средней степени адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется:

а) в течение 30-35 дней;

б) в течение месяца;

в) за 10-15 дней;

г) от 2 до 6 месяцев

7. Мотивы ребенка, связанные с интересом к миру взрослых, реализуются в деятельности:

а) учебной;

б) игровой;

в) трудовой;

г) продуктивной

8. Укажите, на что необходимо обращать первостепенное внимание в семье и детском саду в период адаптации ребенка?

а) полноценный сон;

б) здоровая гигиеническая среда;

в) соблюдение режима дня;

г) рациональное и калорийное питание

9. Укажите метод, который не используется для непосредственного изучения психики ребенка:

а) анкетирование;

б) наблюдение;

в) беседа;

г) тестирование;

10. В каком возрасте возникает личностное новообразование «Система Я»:

а) на 1-м году жизни;

б) на 2-м году;

в) на 3-м году;

г) на 4-м году


Приложение 4

Карта психологического фона группы

Воспитатели_____________________________________________________________________________________________

Диагност __________________________________________________________________________Ф.И.О./педагог психолог

Фамилия, имя ребенка

Психологические критерии адаптированности ребенка к дошкольному учреждению

Наблюдение за ребенком

Общий эмоциональный фон поведения

Познавательная и игровая деятельность

Взаимоотношения со взрослыми

Взаимоотношения с детьми

Сон

Аппетит

Реакция на изменение привычной ситуации

заболевания

Положительный

Неустойчивый

Отрицательный

Активен

Активен при поддержке взрослого

Пассивен/ реакция протеста

Инициативен

Принимает инициативу взрослого

Уход от взаимоотношений, реакция протеста

Инициативен

Вступает в контакт при поддержке взрослого

Пассивен/ реакция протеста

Спокойный

Беспокойный

Засыпает с трудом

Хорошо ест

Разборчив в еде

Легко возникает рвота, отсутствие аппетита

Принятие

Тревожность

Непринятие

Не болеет

Не больше 10 дней в месяц

часто







































Приложение 4

Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н.М. Аксарина, говоря о данной проблеме, часто приводила один и тот же пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей - но, несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется. А теперь обратимся к детям. Проверить, как ребенок адаптируется к детскому саду, можно по показателям, представленным в таблице.

Определение степени адаптации ребенка к условиям ДОУ

Степень адаптации / показатели

легкая

средняя

тяжелая

1. К 20-му дню пребывания в детском саду у ребенка нормализуется сон, аппетит

1. Нарушения в общем состоянии выражены ярко и длительны. Аппетит и сон восстанавливаются через 20-40 дней, качество сна страдает

1. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, прерывистый, малыш вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается

2. Настроение бодрое, заинтересованное в сочетании с утренним плачем

2. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость может наблюдаться в течение всего дня

2. Настроение сниженное, малыш много плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду

3. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок выполняет ритуалы прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые

3. Отношение к близким взрослым - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к взрослым избирательное

3. Отношение к близким взрослым - эмоционально-возбужденное

4. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным

4. Отношение к детям избирательное

4. Отношение к детям - избегает, сторонится их или проявляет агрессию

5. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель

5. Интерес к окружающему восстанавливается долго

5. Отказ от участия в деятельности

6. Заболеваемость не более 1 раза, длительностью не более 10 дней

6. Заболеваемость до 2 раз, длительностью не более 10 дней, без осложнений

6. Респираторные заболевания более 3 раз, длительностью более 10 дней


Чтобы облегчить адаптационный период своему ребенку, дома необходимо выполнить следующие рекомендации:

1) Соблюдать режим дня - ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время, спать днем, гулять. Разнообразить меню. Без необходимости не ходить в гости -это лишняя нагрузка на нервную систему малыша.

2) Не допускать длительного просмотра телевизора. Внимание! До 2-3 лет это вообще противопоказано!

3) При общении с ребенком использовать элементы телесной терапии (объятия, поглаживания, игры с прикосновениями),

а также игры с водой с успокаивающим эффектом, например: пусть малыш перед сном наливает и переливает теплую воду из одних пластмассовых сосудов в другие.

4) Давать выход эмоциональному напряжению (бросать шарики в корзину, рвать газету).

5) Как можно больше гулять с малышом на свежем воздухе.

6) Пораньше забирать из детского сада.

7) Способствовать формированию у ребенка навыков общения со взрослыми, детьми, игровых навыков - ребенку легче будет занять себя, отвлечься.

8) Рассказывать о детском саде, воспитателях, детях - обязательно в радостных и положительных тонах.

9) Если ребенок возбудимый, то подвешивать над его кроваткой мешочки с успокаивающими сборами трав, но прежде проконсультироваться с врачом.

Следует помнить: не бывает одинаковых детей, у всех адаптация проходит по-разному. У каждого ребенка свой темп привыкания, не надо его форсировать и ускорять и уж тем более не следует сравнивать ребенка с другими детьми.

Необходимо набраться терпения, настроить себя на спокойный лад - ведь ребенок чувствует и ваше настроение, и ваши переживания.

Проект В детский сад с радостью!







Спасибо за внимание!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка»

Памятка

для родителей


Проект В детский сад с радостью!

Проект В детский сад с радостью!

Проект В детский сад с радостью!


Дома предлагается создать коллаж на тему

«Мой ребенок ходит в детский сад» из подручных средств (журналов, открыток, цветной бумаги и т.д.). Выставка будет организованна в группе.


Педагог-психолог

© 2010-2022