Реферат на тему Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Введение

Национальность…Она есть у каждого из нас с момента рождения .И это здорово .Потому что дает возможность быть разными и в тоже время в чем-то схожими, слышать иную речь ,учить других своему языку ,удивляться обычаям и традициям друг друга ,поражаться красоте и гармоничности народных костюмов .А еще бывает, что люди разных национальностей создают семьи .Только, к сожалению ,национальность порой становится причиной неприязни и розни , непонимания и жестокости ,конфликтов и даже войн. Правда ,все это , как правило , возникает там, где речь заходит о политике ,власти. А значит , вряд ли должно проявляться на детсадовском уровне .И все же …Надо ли воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантность к представителям другой национальности?

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России , стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур

Воспитание у детей таких важных и в то же время сложных качеств как толерантность, доброжелательность, по отношению к людям не зависимо от их расовой и национальной принадлежности - одна из наиболее сложных и дискуссионных проблем и в отечественной дошкольной педагогике. Формирование любви к родине, начал гражданственности и толерантности тесно взаимосвязано. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности

Необходимо согласиться с мнением Э.К. Сусловой, которая считает, что очень важно, чтобы все педагоги осознали: ребенок не родится интернационалистом. Одна из причин необходимости воспитания этики межнационального общения и толерантности как раз и заключается в том, что в дошкольном возрасте наряду, в основном с доброжелательным встречается недоброжелательное отношение к представителям разных рас и национальностей

Современный мир жесток, жестокими стали и дети. Нормой жизни каждого человека - взрослого и ребенка - должна стать толерантность. Именно поэтому мировая общественность в качестве всеобъемлющего средства борьбы за выживание выбрала толерантность как основополагающий принцип морали. Реальное положение в стране, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развития умения и навыков толерантного поведения актуальной

1.Понятие о толерантности

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других..

Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты.

В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения "tolerantia" - терпение - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам .

Слово "толерантность" имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском - готовность быть терпимым; во французском - отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском - быть по отношению к другим великолепным; в арабском - милосердие, терпение, сострадание; в русском - умение принять другого таким, какой он есть.

Впервые поднял вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений академик, директор Института этнографии и антропологии РАН В.А. Тишков, говоря о необходимости "межэтнической толерантности". По его определению "толерантность - это личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда - многомерны и, следовательно, взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию .

. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозгласила 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности

В России проблема толерантности еще мало изучена . Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так С.Д. Щеколдина опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов .

Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» .

Человек с высоким уровнем межэтнической толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Он приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.

Итак, основные черты толерантной личности это: расположенность к другим людям; снисходительность; терпение; чувство юмора; чуткость; доверие; альтруизм; терпимость к различиям; умение владеть собой; доброжелательность; умение не осуждать других; гуманизм; умение слушать собеседника; любознательность; способность к сопереживанию.

Большую роль в разработке проблем интернационального, национального, а на сегодня мы рассматриваем, как проблему толерантного воспитания , сыграли Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно-воспитательных учреждениях детей приобщают к азам толерантности как системе определенных ценностей. Большими возможностями в этом отношении обладает программа «Детский сад 2100»,по которой работают воспитатели нашего детского сада. Это современная личностно-ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до общеобразовательной школы. Основным достоинством воспитания по данной программе, на мой взгляд, нужно считать не столько создание условий для овладения родным языком и приобщение ребенка к культуре своего народа, сколько формирование таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, взаимопонимание, терпимость, открытость и дружелюбие, что подтверждается опытом.Содержание программы «Школа 2100» включает:

-воспитание у ребенка уважения к другим народам, живущим в России.

-развитие представлений о людях, живущих на нашей планете, с целью формирования планетарного мышления.

-общение воспитанников.

-организацию повседневной совместной творческой деятельности детей и взрослых.

-развитие эмоциональной сферы.

Значительный вклад в разработку методики и теории толерантного воспитания внесла М.И.Богомолова. Она считала, что при планировании работы по толерантному воспитанию дошкольников необходимо решать ряд задач: определить объем знаний и представлений, расположить его по возрастным группам, отобрать эффективные средства и методы, с помощью которых должна осуществляться воспитательная работа . Исследования в этой области выявили необходимость сообщения знаний детям шестого года жизни в такой последовательности: знания о своем народе, о соседних национальностях и переходе постепенного расширения знаний о народах на седьмом году жизни. М.И.Богомолова указывает, что при выборе соседних республик, национальностей, с которыми воспитатель будет знакомить детей, необходимо учитывать следующее: возможность эпизодического общения с людьми данной национальности, а так же сходство труда и быта, национальной культуры этого народа. Я полностью согласна с этим утверждением. Например , у нас в Кестыме рука об руку проживают татары ,удмурты, русские .Изучить культуры близких нам народов, воспитать культуру доброжелательного общения -одна из главных задач детского сада.

Восполнить пробел в формировании толерантности помогает программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,которую разработали О.Л.Князева и М.Д.Миханева. Теоретическую основу программы составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям, а так же идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного и патриотического развития человека.

2.Формирование межэтнической толерантности старших детей

Формирование межэтнической толерантности - длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов. Необходимо так строить педагогический процесс, чтобы дети увидели все разнообразие существующего мира, стали принимать его многогранность и не боялись быть отличными от других.

В нашем детском саду национально-региональный компонент пронизывает все формы и направления воспитательно-образовательного процесса. Дети знакомятся со своей национальной культурой , искусством ,детской художественной литературой .Ознакомление с национальной татарской культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника:игровую,образовательную,изобразительную,музыкальную,речевую, двигательную. Про свой народ и его культуру дети говорят с гордостью. Это результат многолетней и кропотливой работы в этом направлении. Однако, в нашем детском саду, как и во многих других, вместе воспитываются дети разных национальностей. Из 14 детей в моей группе у семерых- родители или русские ,или удмурты .Мне стало интересно , а что знают дети про культуру своих родителей? Какие традиции и обычаи существуют в их семьях?

Поэтому в начале учебного года я провела мониторинг по адаптивной методике Е.И.Николаевой , М.Л.Поведенок. Мониторинг показал ,что дети имеют довольно формализованные представления о необходимости уважительного и доброжелательного отношения к людям другой нации. Представления о расовых , национальных и культурных особенностях людей мира практически отсутствовало . Представления о национальном составе жителей России были отрывочны и бессистемны.(приложение№1) А ведь

именно в дошкольном возрасте у ребенка ярко проявляется эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этнических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. Именно социальная потребность и пробелы в работе в данной области , побудили меня начать работу в этом направлении.

Работа была начата с анализа состояния работы группы по толерантному воспитанию.

В ходе анализа деятельности , были выявлены следующие проблемы:

1.Недостаточная компетентность по данной проблеме.

Поэтому в этом учебном году по моей инициативе наш педагогический коллектив начал работу в методическом объединении детского сада по теме «Воспитание социокультурной толерантности в детском саду». Целью методического объединения стало создание поликультурного пространства, как среды становления социокультурной толерантности в детско-взрослом обществе.

Задачи, которые мы поставили перед собой:

1.Разработать и внедрить содержание поликультурного образования на основе интеграции различных культур (традиции и обычаев, художественных образов и языков народов Удмуртии).

2.Приобщать к гуманистическим и общекультурным ценностям(доброта, красота, равенство).

Члены методического объединения повышают свои самообразования по темам:

- «Знакомство с семейными традициями, как средство формирования толерантности»-Касимова Л.Ш.

-«Ознакомление с традициями удмуртов»-Касимова И.Г.

-«Сказки народов Удмуртии»-Касимова Э.Т.

-«Воспитание толерантности средствами музыки»-Касимова А.Н.

На заседаниях методического объединения воспитатели узнали , как строить работу по воспитанию этнической толерантности ,какие методы и приемы будут наиболее эффективны. Познакомились с традициями татар и удмуртов. О том, как влияют на воспитание детей семейные традиции.

Традиции по своей природе наделены огромной устойчивостью, объективно сделавшей их «своего рода хранителями достижений прошлого». Традиции - это своеобразный способ накопления социального опыта людей, а также условие развития человеческой культуры. Традиции не переходят автоматически от одного поколения к другому, их необходимо поддерживать, соотносить с действительностью, только тогда они превращаются в эффективное средство формирования личности. Они складываются на основе только тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную и личностную значимость.

. Привитие детям прогрессивных, позитивных традиций не только своей, но и другой национальности непременно сказывается на восприятии родной культуры, осознанного отношения к своим истокам. По своей сущности традиции, а следовательно, и подлинно национальные идеи носят интернациональный характер. Чем лучше человек знаком с духовным наследием различных народов, тем проще ему воспринять иную культуру, а значит, и быть терпимее, толерантнее. Знакомство с традициями шло через оформление папки-передвижки .Методическая копилка пополнилась тремя папками-передвижками по теме «Традиция приема гостей» татар ,удмуртов ,русских. Так же через деловую игру воспитатели смогли определить: а на сколько сами толерантны?

2.Недостаточная компетентность в области применения методов и средств воспитания толерантности.

Изучая методическую литературу ,опыт работы педагогов ,работающих по данной проблеме, я сделала вывод, что формирование межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста возможно посредством различных средств. К средствам формирования межэтнической толерантности я отнесла:

-общение;

- художественную литературау

- сказки;

- пословицы и поговорки;

- национальные куклы;

- подвижные игры, с использование национальных атрибутов;

- произведения искусства и др.

Итак, важным средством формирования межэтнической толерантности является общение. Ребенок испытывает потребность в общении с людьми. В общении с окружающими у детей складываются определенные отношения.

В детских садах в основном используются два вида общения детей с людьми другой национальности.

В первом случае происходит систематическое этнотолерантное воспитание детей. На сближение детей разных национальностей в этом случае оказывают влияние общие игры, прогулки, участие в общественно полезной работе. При таком объединении детей необходимо продуманное, целенаправленное руководство всем педагогическим процессом. Большие требования здесь предъявляются к педагогу. Он должен располагать значительным запасом знаний в области толерантного воспитания, проявлять такт и чуткость по отношению к детям любой национальности.

В нашей группе воспитываются дети трех национальностей .

Мое равное отношение к детям не остается не замеченным детьми.

Подражая мне, дети проявляют заботу, чуткость, внимание, ласку по отношению к сверстникам другой национальности. Это подражание перешло в привычку, стало нормой поведения.

Другой путь в толерантном формировании - практическое участие в жизни другого человека. Как утверждает Богомолова М.И., наилучшее воздействие на формирование дружеских чувств к детям других национальностей оказывает общение с ними в быту и детском саду .Поэтому в беседах с родителями я рекомендую общаться с детьми на всех языках, какими они владеют. Большую помощь здесь оказывают бабушки. Ведь в Кестыме старшее поколение свободно говорит на трех языках.

На одно из занятий ,посвященных ознакомлению удмуртской культурой. пригласили на занятие бабушку- удмуртку. А на праздник Толерантности , который мы провели 16 ноября ,пришли бабушка-татарочка и удмуртская девушка. А после праздника дети с удовольствием ели национальные кушанья, приготовленные родителями разных наций.

Сила воздействия литературного произведения на развитие личности ребенка чрезвычайно велика

Художественные произведения в образной форме знакомят детей с жизнью общества, помогают ему познать внутренний мир человека, его чувства, поступки, отношения к другим людям. Но сегодня, я считаю, нужна специальная хрестоматия, которая более основательно, полней знакомила бы с художественной многонациональной литературой, лучшими произведениями, подобранными через призму тех нравственных общечеловеческих ценностей, которые с одной стороны, вызывают симпатию, интерес и уважение к людям различных национальностей, а с другой - закладывают основу человеческой духовности.

Используя художественную литературу, как русскую, так и национальную Н.К. Крупская советовала обращать внимание дошкольников на положительные особенности в характере тех или иных национальностей. Она писала: «Прежде всего, детская книжка должна освещать вопросы современной общественной жизни в ярких и живых образах» .Для воспитания дружеских чувств к людям и детям другой национальности важно отобрать рассказы авторов, обладающих способностью писать интересно и содержательно. Такие книги вызывают большой интерес у старших дошкольников, способствуют их умственному развитию..

Подбирать литературу необходимо по таким направлениям как:

-познавательные рассказы о республиках;

- рассказы о труде и быте людей других национальностей ;

- рассказы, знакомящие детей с национальной культурой народов;

- рассказы о жизни детей разных национальностей.

Знакомя детей с художественной литературой, я сделала вывод , что высокий нравственный эффект достигается в том случае, если в работе с детьми (в беседах, при рассматривании картинок, решении речевых логических задач) использовать ситуации из художественных произведений, где действующими лицами являются сами дети . Если гуманные нравственные чувства, трудолюбие свойственны героям разных национальностей, у детей начинает формироваться первоначальное представление об их общечеловеческом характере.

В связи с этим при подборе художественных произведений национальных авторов я ориентируюсь на следующее: симпатичные герои (дети), любящие своих самых близких (маму и бабушку, папу и дедушку) и родную природу, умеющие дорожить дружбой, обладают «набором» тех или иных гуманных качеств. Доброта, заботливость, желание быть полезным или доставить радость должны проявляться в добрых делах и поступках, требующих трудолюбия .Важно, чтобы и в домашнем чтении не было стихийности, случайности. Поэтому в помощь семье в уголках детского сада вывешиваю список литературы, рекомендуемой для чтения.

Кроме художественных произведений в своей работе я постоянно использую и художественное слово: стихи поэтов Удмуртии. В октябре в детском саду провели конкурс чтецов .Дети в присутствии родителей и жюри читали стихи поэтов не только Удмуртии, но и Балезинских самодеятельных поэтов. Айнур Касимов со стихотворением Эвелины Цигельник(Глазовской поэтессы) «Гырын быдтон» занял 1 место.А в ноябре дети читали стихи татарских поэтов на районном конкурсе чтецов, где 1 место заняла Хамида Касимова со стихом М.Джалиля «Куян».

Большую роль в формировании межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста оказывают пословицы и поговорки. Несмотря на их краткость, в них четко прослеживаются довольно полные рекомендации к поведению в кругу «чужих». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту . Например « Не стучи в чужие ворота, и в твои стучаться не будут» (татарская). Постоянное обращение к национальному фольклору делает речь детей богаче, образнее. Через знакомство с фольклором дети видят разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не боятся быть отличными от других.

А чтобы дети лучше запомнили и использовали в речи пословицы и поговорки ,я сделала дидактическую игру из разрезных открыток, где пословица делится на две части. Соединяя части ,дети читают пословицу и запоминают ее.(подготовишки умеют читать).

М.И. Богомолова считает, что формированию толерантных чувств способствует национальная кукла. Ее ценность заключается в том, что с ее помощью можно в доступной форме ознакомить детей с бытом народов, природными особенностями национальных республик, пробудить в детских сердцах искреннюю дружбу и любовь к людям всех национальностей. Естественно, что к национальной кукле предъявляются высокие требования:

  1. В ее облике должны быть представлены черты, свойственные представителям определенной национальности;

  2. Выражение лица, одежда и другие особенности куклы должны вызывать симпатию.

Национальная кукла служит средством эмоционального воздействия на детей, развивает их любознательность. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы, ласки. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр .Но нередко кукла вносится в группу лишь для пополнения игрового хозяйства, часто находится в виде сувенира, служит украшением. И поэтому зачастую дети не знают имен этих кукол, в какие национальные костюмы они одеты, какую национальность представляют. Я считаю, что национальная кукла становится средством национального, а значит и толерантного воспитания лишь в том случае, если она оказывается наделенной определенными чертами характера. Обычно особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают. Куклы несут радость детям. И на мой взгляд нет ребенка, который бы равнодушно отнесся к кукле в национальном костюме. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр, с использование национальных атрибутов.

В своих играх дети отражают все, что их волнует в окружающей, общественной жизни. Игра больше, чем какой-либо другой вид деятельности, дает возможность насыщать ее социальным содержанием, поэтому она и является важным средством воспитания.

Воспитательное воздействие игры зависит от ее содержания, она может стать средством воспитания дружеских чувств к людям других национальностей лишь в том случае, когда она является средством познания, когда дети овладевают знаниями о национальностях, одновременно проявляя положительное отношение к их представителям..

При проведении подвижных игр особое внимание я обращаю на детские взаимоотношения: проявление дружеского расположения, умение проявить внимание, заботу, умение считаться с интересами товарищей.

Любимыми играми детей моей группы стали татарские игры «Продаем горшки», «Серый волк» , «Малика»и др. Удмуртские игры «Горелки»,»= «Вумурт», соревновательные игры с яйцами и др.(Приложение2) Дети

с интересом стали отмечать ,что несмотря на разные названия , правила и содержания игр одни и те же. И это вызывает у детей положительные отношения к людям других национальностей.

С большим желанием дети моей группы включаются в игротерапию

Это игры и игровые упражнения ,направленные на развитие толерантности

(приложение №3).С удовольствием провожу психогимнастику на снятие напряжения и развитие эмоционально-личностной сферы(Игры «Веселый-грустный» , «Мое настроение»),этюды на воспитание уважения к людям разных национальностей и рас( «Спиной друг к другу»),упражнения на воспитание гуманных и доброжелательных отношений( «Подарок»).

Большое влияние на толерантное воспитание детей оказывают произведения искусства, в частности изобразительного: картины, иллюстрации.

Рассматривание иллюстраций, отражающих содержание о людях различных национальностей, развивают мышление, речь ребенка .У детей обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждается творческая активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры.

Большой интерес у моих детей вызвало знакомство с картинами народного художника Удмуртии Д.В.Ходырева «Провинилась», «Мамины помощники». Дети придумывали очень интересные рассказы по этим картинам. А иллюстрации известного художника М .Г. Гарипова к книге «Мифы, легенды, сказки удмуртского народа»вызывают добрую улыбку и любознательное отношение моих детей к окружающему миру.

Тихий час в моей группе начинается с рассказывания легенд из этой книги..

Эффективным средством формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста , я считаю , сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени соотносимые мировоззрением этносов.

Я уверена, что через знакомство с фольклором разных национальностей, через познание внутреннего мира различных народов происходит постепенное сближение, основанное на терпимости. И очень важно, что бы дети почувствовали, что дружеский настрой к другому народу, партнерские отношения делают собственный мир богаче, а жизнь полнее и интереснее.

А ко Дню татарского театра дети нашей группы показали в начальной школе спектакль- русскую народную сказку «Репка» на татарском языке.

Таким образом, при формировании межэтнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста я успешно использую различные средства : общение детей разных национальностей ,общение через организацию встреч детей с людьми другой национальности, организацию совместных праздников, чтение детской литературы, беседы по рассматриванию картин, знакомства с художественной многонациональной литературой. В воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам использую также разные виды игр, в том числе и подвижные игр, с использование национальных атрибутов.

3.Низкое самосознание родителей.

Результаты опроса родителей показали низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания формированию мировоззрения детей, воспитанию нравственности, толерантной культуры.

Родители являются первыми и основными воспитателями детей .Невозможно сформировать толерантность у ребенка , как и любое другое качество, если они не являются союзниками воспитателя в решении этой проблемы Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия воспитателя и родителей , я считаю, лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг другу.

Свою работу с родителями по формированию толерантности я строю с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений. Работу строю в двух направлениях:

1.Работа непосредственно с родителями:

- оформлены стенды «Родителям о толерантности»

«Кто мы-Нукратские татары»

«Родной свой край люби и знай»

-оформлены три папки-передвижки «Принимаем гостей»

-консультации «Удмуртские сказки» , «удмуртский фольклор»

-фотовыставки «Праздник Толерантности» , «Наши ледяные постройки»

- проведена неделя удмуртской культуры

-родительское собрание в виде развлекательной игры «Что? Где? Когда?» (с темой толерантности)

2.Работа родителей с детьми.

-вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

(приглашение гостей других национальностей в группу.)

-совместное изготовление поделок(костюмы для национальных кукол)

-совместный праздник «День Толерантности»,где родители накрыли национальные столы для детей.

-родительские уроки- обучение детей рисованию национальных узоров своего народа

-Национальные игры бабушек и дедушек.

Я очень рада , что теперь родители с готовностью откликаются на помощь по созданию толерантного пространства в детском саду






Заключение

Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста - актуальная задача наших дней. Эту деятельность следует рассматривать, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности.

В процессе воспитания в детском саду ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения. Я убеждена, что культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению.. Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах толерантности, обогащается опыт общения с людьми разных национальностей. Дошкольника характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Эффективность работы по формированию межэтнической толерантности дошкольников возрастает во много раз ,если семья и педагоги работают в тесном контакте. Открытость дошкольного учреждения для родителей ,сотрудничество и взаимопонимание-путь к успешному развитию детей.

Чувства толерантности, симпатии к людям ближайшего национального окружения ,заложенные в детском саду, в школе перерастут в понимание и принятие культурных различий народов мира. Непрерывная образовательная программа «Школа 2100»,по которой мы работаем -залог успешности в этой области

.Пока что не очень большой опыт работы, накопленный мной и проводимая в дальнейшем будущем, позволяет детям с дошкольного возраста впитать народные традиции, народный дух. Все ,что достигнуто, далось нелегко. Но этот труд оправдан, так как проводимая работа стала предпосылкой воспитания у детей интереса к культуре других наций, пониманию ценностей других народов и формированию чувства симпатий к ним Проведенный повторно в январе мониторинг подтвердил правильность моих выводов.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной проблеме. Нужно систематизировать и оформить подборку материалов и диагностик, картотеки по играм ,праздникам, альбомам, видеотеку наших мероприятий,

подобрать соответствующую художественную литературу, а так же

организовать показ национальных сказок силами детей и родителей .

Продолжить работу по развитию толерантности и в другой группе .









Список литературы

  1. Декларация принципов толерантности .Юнеско,1995.

  2. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»//Век толерантности. 2001 №2 С11-25.

  3. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа//Толерантность и общественное сознание в России. - М.: 1998.

  4. Богомолова М.И. «Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей». Москва. Изд-во «Научная школа» . 2003.

  5. Князева О.Л. ,Михнаева М.Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры»

  6. О смыслах понятия «толерантность»//Век толерантности. 2001. №1. С. 5-6

  7. Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой - М.: Смысл, 2008. - 172с.

  8. Суслова Э.К. «Интернациональное воспитание детей шести лет посредством сказки»-Москва :Педагогика,1983.

  9. Щеколдина С.Д. «Тренинг толерантности» Изд-во «Ось-89»,2004 г.

  10. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч. - метод. Ст. - 2 изд., стереотип. - М.: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 368с.

18

© 2010-2022