Отчет по теме: «Образ русской природы через знакомство с произведениями литературного творчества»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Отчет по теме: «Образ русской природы через знакомство с произведениями литературного творчества».















Воспитатель старшей группы

Горбатова Светлана Владимировна











Москва, 2014.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Формирование высокоразвитого человека трудно даже представить без воспитания у него любви к природе, умения тонко и глубоко понимать и чувствовать её красоту и обаяние. Эстетическое восприятие природы развивает и обогащает способность к духовному переживанию, облагораживает человека, прививает ему любовь ко всему истинно прекрасному, к Родине.

Если изобразительное искусство помогает детям увидеть красоту окружающего мира, то литература помогает выразить ощущения этой красоты. Ценно то, что детям оказывается понятным родство литературы и живописи. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатаны живые, неповторимые явления природы. Эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у дошкольников пробуждает литература. Тонко подмеченная, искусно воспетая в стихах образность природы помогает ребёнку увидеть волнующую прелесть белоствольных берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, еловых хороводов и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром, пробуждает желание выразить свои чувства и переживания в рисунке. Сопоставляя жизненные явления с их воспроизведением в литературе, дошкольник опирается, прежде всего, на собственный опыт. Он воспринимает природу не только созерцательно, но и действительно, оказывая предпочтение одним объектам и явлениям перед другими. При этом ребёнок очень активен: всё увиденное стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон и, конечно, по-своему ярко и образно охарактеризовать.

Духовное восприятие природы вызывает у детей чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними. Примеры чуткого понимания природы и гуманного отношения к ней дают писатели в своих произведениях, с которыми я знакомлю детей. Чем больше ребёнок накапливает знаний о природе, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого немыслима творческая деятельность. А литературное слово помогает ребёнку обобщить впечатления от наблюдений. В результате многократных повторений образов дети начинают представлять такие признаки предметов и явлений, которые ими ранее не воспринимались, т.е. литературная речь, которая отражает «понятную» сущность вещей, помогает узнать знакомый образ в новых вариациях.

На шестом году жизни дошкольник уже имеет некоторый опыт восприятия образов живой природы, ему понятны простые иллюстрации к стихам и рассказам, несложные репродукции. Детям этого возраста я старалась подбирать произведения с описанием одного конкретного образа в конкретной ситуации или несложного явления природы. Восприятие произведения должно опираться на непосредственное наблюдение этих объектов или явлений в природе. С детьми старшего возраста работа по развитию эстетического понимания пейзажной лирики усложняется. Я продолжаю опираться на опыт ребёнка, который значительно обогащается к шестому году жизни, и на новые впечатления, получаемые в результате активных наблюдений за природой. Дети уже могут представлять содержание произведения, отмечать сходство и различие в описании явлений и образов природы, давать им точную характеристику.

Продолжая знакомить детей с пейзажными произведениями, я нацеливаю их на восприятие и изображение целостной картины природы, в которой органически связываются представления о нескольких её образах. Этому способствует и использование не только иллюстраций к определённому стихотворению, но и репродукции картин выдающихся художников, усиливающих впечатление. В течение года я знакомила детей с картинами русских пейзажистов. Проводились занятия- знакомства с картинами Шишкина, Левитана, Юона, Грабаря, Клевера, Саврасова и многих других. Во время занятий я знакомила детей с русской поэзией. Дети учились соотносить увиденное с услышанным.

Накопление опыта восприятия стихов о природе, наблюдение явлений, образов, описанных в них, способствует тому, что дети проявляют особую чуткость к окружающей природе, стремятся самостоятельно найти поэтическую характеристику. Дети дошкольного возраста видят живопись несколько иначе, чем взрослые, но видят и понимают на своём уровне, иногда поражая нас своими высказываниями, умеют откликаться на красоту произведения, которое волнует и нас; правда с трудом, а иногда, и, не объясняя, почему оно им нравится. На занятиях дети так же учились описывать картины, опираясь на свои впечатления.

Литература и изобразительное искусство, а также изобразительная деятельность самих детей, поможет закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, поможет вырасти духовно богатым.

Рассказы о природе в форме коротких заметок, знакомят с окружающим миром растений и животных, жизнью леса и сезонными явлениями природы, наблюдаемые в разное время года.

В течение года мы изучали произведения, М. М. Пришвина, К. Г. Паустовского, К. Д. Ушинского и т.д.

Сказки и рассказы о природе передают безграничные возможности родного слова, наполнены патриотическими чувствами к родному краю, учат добру и бережному отношению к окружающему миру и природе.

Невероятное описание природы в разных её проявлениях, используя все богатство словаря русского языка можно встретить в небольших рассказах Паустовского, Бианки, Чарушина, Мамина-Сибяряка.

В удивительно легких и доступных строках проза авторов, словно музыка композитора, оживает в рассказах на краткий миг перенося читателя в живой мир русской природы.

На занятиях я старалась расширять словарный запас детей, развивать мышление и воображение; прививать любовь к природе через произведения литературы; уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы; формировать умение проявлять познавательную и продуктивную инициативу.

Основными этапами проделанной работы стали:


  • Поисковая работа по подбору экологических сказок и рассказов

  • Рассматривание репродукций картин художников о временах года, иллюстраций в книгах.

  • Наблюдение за живыми и неживыми объектами природы.

  • Чтение произведений художественной литературы по теме:

«Кладовая солнца», «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Гости» М. Пришвин; Бианки В. В. «Синичкин календарь», «Лесные домишки», «Три весны»; Чарушин Е. И. «Про зайчат», «Болтливая сорока», «Волчишко»; Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», «Старый воробей», «Сказка про храброго зайца»; Г. Скребицкий «Четыре художника»; Г. Снегирев «Про птиц», «В заповеднике», «Лесная речка»; Ушинский «Четыре желания», «Проказы зимы»; русские народные сказки о животных т.д.

  • Чтение стихов о природе, явлениях природы

  • Отгадывание загадок.

  • Составление рассказов о природе

  • Заучивание стихов русских поэтов



© 2010-2022