Консультация для родителей по теме: Нетрадиционные пальчиковые игры для детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Лесная полянка» города Белово комбинированного вида»

















Консультация

для родителей

по теме: Нетрадиционные пальчиковые игры для

родителей.









Провела воспитатель (1кв.категории,)

Кречетова Наталья Владимировна














Белово 20_15__


Здравствуйте, уважаемые родители, рада видеть вас на мастер-классе. Сегодня мы поговорим о нетрадиционных пальчиковых играх. Вначале я хочу, спросить, для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы).

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев ".

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Если моторика развивается нормально, т. е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развивается слабо, то наблюдается отставание и в развитие речи. Рука имеет самое большое " представительство " в коре головного мозга и становлении речи. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Мелкая моторика - это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями - держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы, рисовать, лепить.

Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание.

Рекомендации к пальчиковым играм:

- чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, и не забывать хвалить ребенка;

- главное требование в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки, вначале можно выполнять движения каждой рукой отдельно, затем вместе;

- играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.;

- некоторые нетрадиционные пальчиковые игры с детьми дошкольного возраста проводятся под контролем взрослых.

Предлагаем вашему вниманию нетрадиционные игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома, как самыми маленькими детками, так и с детьми старшего дошкольного возраста.

Игротренинг нетрадиционных пальчиковых игр для родителей.

1. Игры с массажным мячиком и кольцом «Су-джок».

Достоинствами Су-Джок терапии являются:

Высокая эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.

Универсальность - Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения - для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат) .

«Черепаха» (у детей в руках Су Джок).

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Шла большая черепаха

И кусала всех от страха,

(дети катают Су Джок между ладоней)

Кусь, кусь, кусь, кусь,

(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь

(дети катают Су Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик»

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

2. Самомассаж кистей и пальцев рук.

Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга.

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

поглаживание,

растирание, «Горячо»

лёгкое надавливание, «Поздоровались пальчики»

пощипывание,

похлопывание, «Обнялись пальчики»

сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно. «Фонарики», «Дождик»

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью.

Используются упражнения:

Без предметов со стихотворным сопровождением.

1 Зубная щетка

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца растиранием зубной щеткой сначала подушечки пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики

Станьте ловкими скорей

Пальчики-удальчики.

2 Шестигранными карандашами

Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непрерывно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

3Массаж различными предметами из бросового материала Перебирание «четок», бус, ракушек и т. п. развивает пальцы, успокаивает нервы, развивает речь детей.

4. Игры с прищепками.

Примерные игры:

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-малыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я, же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

5.Игры с пуговицами,

​ Подберите пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок мячика, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д.

6.Камешки Марблс

Работа с камешками создает условия для совершенствования моторных способностей, движения рук, мелкой моторики пальцев, зрительно- моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения ,творческой активности, познавательной деятельности. Выкладываем по контуру раскраски.

7.Игры с сыпучими материалами

​ Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто.

​​ Из емкости сначала одной рукой перекладываем фасоль в банку. Затем двумя руками одновременно.

​ На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпаем мелкую крупу. Проведем пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.).

​ В «сухой бассейн» или мешочек помещаем горох или фасоль и игрушки от «Киндер-сюрпризов». Просим ребенка достать все игрушки. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только игрушку. Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.

​ В мешочек насыпаем крупу, зашиваем и даем ребенку потрогать, помять. Задание можно усложнить, попросив, ребенка отгадать какая крупа находится в мешочке, при условии, что он с ними знаком.

8.Игры с пробками от бутылок

​ Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«По свежему снегу, мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры с палочками и спичками

​ Предложите ребенку собрать счетные палочки(сначала, например, желтые, затем красные)

​ Построим «дом» из счетных палочек, чем выше и ровнее «дом», тем лучше

9.Игры с шишками, грецкими орехами и игрушками из киндер сюрпризов.

​ Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или игрушку между ладонями.

​ Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

И в завершении хотелось бы сказать:

Тренируйте пальчики! Головушка умной,
Станет рука сильной, А речь красивой!!!




© 2010-2022