Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями воспитанников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями воспитанников.



Степанова С.В. старший воспитатель.

МБДОУ детского сада

комбинированного вида №9 г. Мценск а


Одним из эффективных показателей развития дошкольного учреждения является грамотно организованная работа с родителями воспитанников.

Анализ исследований в этой области выявил противоречия: между правами и обязанностями родителей и неумением ими пользоваться, между потребностью родителей на образовательные услуги и отсутствием условий их предоставления, между стремлением родителей к активной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и строго регламентирующим характером деятельности учреждения, между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными знаниями основ психологии родителями и отсутствием систем обучения их в дошкольных учреждениях.

Мы считаем, что в современных условиях необходимо изменение позиции детского сада в реализации роли родителей как субъектов образования. Дошкольное учреждение не только должно воспитывать ребёнка, но и создавать условия для педагогического просвещения родителей, их активного включения в деятельность учреждения как равноправных и равноответственных партнёров.

В основе своей работы с родителями педагоги нашего дошкольного учреждения придерживаются следующих принципов:

- родители, являются первыми учителями детей, педагоги партнёры в обучении и воспитании;

- координация внимания на едином понимании педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;

- помощь, уважение и доверие к ребёнку как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Стратегия работы с родителями строится по следующим направлениям:

- укрепление здоровья детей ( совместно с медицинской службой);

- защита прав ребёнка, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей;

- формирование личности ребёнка и индивидуальна воспитательная работа;

- организация семейного досуга;

- выявление новых подходов организации работы с родителями;

- создание в ДОУ условий социального партнёрства.

В течение года осуществляется планомерная систематическая работа с родителями. В своей деятельности мы использовали следующие формы:

- консультации на базе ДОУ ( индивидуальные и групповые

« Малыш в детском саду и дома», « Родитель- ребёнок- детский сад ;

- родительские собрания ( « социальное партнёрство детского сада и семьи» « Духовно- нравственное развитие детей в семье и ДОУ», « Ребёнок на пороге школы»;

- Работа клуба « Школа молодых родителей»;

- совместное проведение мероприятий « Традиции детского сада и семьи в условиях социального партнёрства», « Защита прав и достоинства маленького ребёнка».

В общей концепции педагогического коллектива по вопросу работы с родителями особое место вновь отводится работе с трудными семьями.

Основными направлениями данной работы являются:

- изучение социального статуса семей и условий их жизни (составлен банк данных семей группы риска, в который включены неполные семьи, матери- одиночки, опекунские семьи, многодетные семьи, малообеспеченные семьи;

-в течение года осуществлялся патронаж семей воспитанников.

Внимание было обращено как на семьи социального риска, так и на семьи воспитанников, не посещающих ДОУ более двух недель.

Так для родителей семей воспитанников , опавших в трудную жизненную ситуацию на базе ДОУ функционирует клуб« Солнечный свет».

Но следует отметить, что деятельность в работе данной формы осуществляется очень непросто: родители не хотят идти на контакт с педагогами, не доброжелательны по отношению к ним.

На наш взгляд, позитивное сотрудничество с родителями воспитанников возможно лишь при наличии:

  • а) профессионального поведения педагогов, отражение его нравственной, личностной и педагогической позиции;

  • б) при осуществлении системного подхода, который позволяет видеть семью как единое целое.

Но в целом, мы считаем, что работа, проведённая в рамках сотрудничества, во многом достигла своей цели: были решены задачи повышения уровня нравственного потенциала семей, устранены ряд конфликтных ситуаций

В целях реализации идеи социального партнёрства, гуманизации среды и расширения социокультурных границ к работе с родителями привлекались специалисты ГИБДД, детской библиотеки, детской поликлиники, школ города, предусматривалось общение с известными людьми.

Была проведена систематизация материалов по работе с родителями:

-составление электронного банка данных ДОУ;

-составление социального паспорта ДОУ;

-дифференциация родителей по социальному статусу и по уровню образования;

-разработка диагностических карт и анкет.

- определены дальнейшие стратегические задачи и пути работы городской экспериментальной площадки по теме: « Определение базового содержания работы ДОУ и семьи в условиях социального партнёрства».

И мы убеждены, что для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).


© 2010-2022