- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Доклад на тему: Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей дошкольного возраста
Доклад на тему: Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермолаева И.А. |
Дата | 15.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Использование модельных схем и опорных картинок в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Подготовила: И.А.Ермолаева воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №12
Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
И все мы воспитатели знаем, как трудно бывает ребенку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно.
Например "Лиса обидела зайку", "Она хитрая и страшная" и т.д., забывая о дальнейшем развитии событий.
А ведь основное для рассказчика - это передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выражать свои чувства. Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
По результатам диагностики уровня сформированности данного навыка у детей можно отметить следующие недостатки:
-
Связные высказывания короткие;
2.Отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передаёт содержание знакомого текста;
3.Состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
4.Уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит оттого, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
В ходе совместной деятельности, обычно, воспитатель использует различные методы и приёмы. Задаёт вопросы детям, напоминает, подсказывает. Приходится вмешиваться в рассказ или пересказ ребенка, задавать ему массу вопросов: «Какое время года наступило?», «Что делали дети?», «Из чего они слепили снеговика?», «Чем закончился рассказ?» и т.д..
И вот, сейчас я хочу поделиться опытом, как можно помочь ребенку при рассказывании, при заучивании стихотворений, пересказе коротких текстов используя- модельные схемы.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Это приводит к тому, что дети более отчетливо осознают вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала.
При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
МОДЕЛИРОВАНИЕ событий служит средством планового высказывания в процессе обучения связной описательной речи.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, окружающем мире, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Приём наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:
1.пересказ;
-
составление рассказа по серии картин;
3. описательный рассказ;
-
творческий рассказ.
Также модельные схемы можно применять при загадывании и отгадывании загадок, пословиц, поговорок в старшем дошкольном возрасте.
Модельные схемы - это схематичное изображение предмета или события. Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению, выбору и конструированию моделей.
Наглядные модели широко используются в деятельности взрослых, и развивает мышление ребёнка.
Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками. Модель даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных высказываний в данном конкретном случае. Если у ребенка возникает желание, он всегда может создать свою модельную схему к рассказу или сказке.
ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заменителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:
1.геометрические фигуры;
2.силуэты, контуры, пиктограммы (символические изображения предметов;
3.планы и условнее изображения;
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы я использую геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет.
Например, зелёный треугольник - ёлочка, серый круг - заяц и т.д.
На последующих этапах дети выбирают заместители, без учёта внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. д.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов ~ пособие «Разноцветная логика ».
Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения её объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.
Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказа ребёнка. Всё это повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.
По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к собственному моделированию.
Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели наиболее применимы и для занятий с детьми дошкольного возраста, потому, что ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами, их связями, видя их зрительно, а часто принимая участие в их создании.
Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ.
Начинается он с рассказывания знакомых коротких сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» и т.д.
Пересказ предполагает умение выделять основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.
Работа по развитию навыков пересказа предполагает формирование следующих умений:
1.усвоение принципа замещения, то есть умение обозначить персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;
2.формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);
3.передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей,
В своей работе построение речевое развитие ребёнка я осуществляла через беседы, чтение литературных произведений, игры - драматизации, заучивание стихов и их чтение.
Беседую с ребёнком или, читая литературный текст, подчеркиваю новые слова, выделяю средства художественной выразительности (сравнение), особенности
сказочной стилистики, а затем помогаю использовать всё это богатство родного языка в речи дошкольника.
Работу с модельными схемами следует начинать со средней группы. Вначале это разыгрывание литературных произведений с помощью наглядных моделей и предметов - заместителей, что позволяет немного отодвинуть эмоции детей и обратить их внимание на строение произведения. Заместители, соответствующие основным персонажам, помогут детям установить смысловые связи между ними.
Параллельно с этой работой необходимо обязательное использование настольно- печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. Детям предлагаю такие игры как: «Узнай по контуру», «На что похоже», «Забывчивый художник», «Аналогии», «Временам года», «Ассоциации» и т.д.
На следующем этапе, в старшей и подготовительной к школе группе проводиться работа по построению и использованию наглядных схем, моделей.
Идет прослушивание выразительного чтения произведения, дети отвечают на вопросы, разыгрывают сюжет в настольном театре или по ролям, рассматривают иллюстраций к произведению.
Далее при рассказывании сказки, её обыгрывании заменяется какой-нибудь сюжет, или герой сказки на предмет-заместитель.
Например, если в сказке есть дом или избушка, то их можно заменить на геометрическую форму - квадрат, и т.д.
Следующим этапом работы будет отслеживание ребенком последовательности готовой модели к данному произведению, т.е. предлагаю детям прослушать рассказ. Беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации, и предлагаю в помощь готовую модельную схему. Показываю, как можно последовательно составить рассказ.
Далее идет цикл совместной работы педагога и ребенка по соотношению последовательности готовой модели и текста. Здесь под руководством воспитателя дети учатся выбирать нужные элементы модели, последовательно их располагать в единую модельную цепь. При этом я ни в коем случае не предлагаю что- то конкретное, а только советую, направляю, предлагаю, и даю возможность ребёнку самому проявить инициативу.
Следующим этапом работы по использованию схем, является самостоятельный выбор ребенком тех моделей, которые необходимы для пересказа литературного произведения.
В ходе совместной деятельности я использую комплекты моделей, придуманные вместе с детьми. Это комплекты моделей «животные и птицы», «природные явления», «растения», «предметов ближайшего окружения».
Наглядные модели многофункциональны. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо придерживать следующих требований:
1.модель должна отображать обобщённый образ предмета;
2.раскрывать существенное в объекте;
3.замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
И заключительным пунктом этапа работы педагога и ребёнка является самостоятельное изображение модели на бумаге данного произведения.
Например: воспитатель читает литературный текст, а ребенок самостоятельно создаёт (рисует) элементы модельной схемы к произведению.
Таким образом, постепенно осуществляется переход от совместного творчества ребенка со взрослым к его собственному творчеству.
Если на начальном этапе работы коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии и отбираются наиболее удачные варианты, то на следующем этапе педагог выступает как равноправный партнер. Я незаметно помогаю ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.
Но надо отметить, что переходя к сочинению по моделям дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными: «Жил был мальчик, он пошел в лес, погулял, погулял, поел, пришел домой и лег спать».
Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в содержание совместной деятельности вводятся задачи по активизации и обогащению словаря.
Например, такие речевые игры, как «Кто что делает?», «Целое - часть», «Объясни?», «Скажи по - другому», «Скажи наоборот», «Скажи коротко» и т.д.
Только к концу дошкольного возраста, дети начинают сами составлять модельные схемы.
Безусловно, в дошкольном возрасте ребенок вряд ли создаст волшебную сказку со всей последовательностью её событий. В сочинении должны присутствовать основные её части: завязка, кульминация и развязка.
Здесь на помощь приходят наглядные модели. В данном случае, модель представляет собой как бы «план сочинения», который поможет детям отдельные события организовать в единый сюжет. Эта работа строится следующим образом:
Объясняется, что прежде чем создать готовое произведение, например сказку, писатель продумывает сюжет, главных героев, концовку и пишет план своего произведения. Поскольку дети не умеют еще писать, они могут нарисовать план своей сказки. Здесь важно научить ребенка использовать не детальные рисунки, а условные обозначения персонажей и атрибутов сказки, помочь в создании целостного произведения.
После того, как ребенок сможет свободно представлять свои замыслы в форме наглядной модели, он переходит к их составлению в уме.
После подобных развивающих занятий, дети составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни.