Консультация «Воспитание экологической культуры детей раннего возраста через игровую деятельность»

Экологическое воспитание — это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.
Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Сказка»




Консультация для родителей на тему:

« Воспитание экологической культуры детей раннего

возраста через игровую деятельность»







Подготовила : Чистова Людмила Викторовна

воспитатель















П.г.т. Мостовской

2013г.

Экологическое воспитание - это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии, которые он усвоил в процессе обучения. Экологическое воспитание является равнодействующей всех сторон воспитания умственного, нравственного, патриотического, эстетического, физического, трудового.

Я глубоко убеждена в том, что ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу - значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче. Программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» появилась одной из первых в 90-х годах, созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две подпрограммы

1. программу экологического воспитания дошкольников

2. программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей).

Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. В программе «Юный эколог» не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет мне реализовывать эту программу в рамках нашей основной программы.

Изучив данную литературу, я поставила перед собой цель.

Цель - воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста, формирование у детей осознанно - правильное отношение к природным явлениям и объектам.

Реализация цели идет через решение следующих задач:

Уточнить и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях;

Формировать знания о жизненно необходимых условиях для человека, животных и растений (питание, рост, развитие);

Формировать элементарные представления о причинно - следственных связях внутри природного комплекса;

Развивать гуманное эмоционально - доброжелательное и бережное отношения к окружающему миру;

Развивать познавательный интерес к окружающему миру;

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Формируя гуманное отношение к природе, я стараюсь исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку. Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор «А что будет, если? », поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я стараюсь не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде - в нашем общем Доме - и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями - животными и растениями.

Для успешной реализации задач по экологическому образованию дошкольников я выстроила систему работы по данному направлению, и включила следующие компоненты: система экологического образования:

1. система педагогического взаимодействия

2. экологическое просвещение родителей и педагогов

3. создание экологически развивающей среды

Одним из важнейших условий реализации задач экологического образования дошкольников является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды.

Экологически развивающая среда МОЕЙ ГРУППЫ включает:

1. Уголок природы

• комнатные растения, соответствующие следующим требованиям:

- растения должны быть безопасны, недопустимы ядовитые и колючие;

• календарь погоды;

• дидактические игры экологического содержания;

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят мои действия и охотно принимают в них участие. Я на глазах у детей и вместе с ними забочусь о растениях - это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача здесь не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности. Очень эффективным методом при воспитании экологической культуры является наблюдение. Я разработала циклы наблюдений за растениями и животными на участке детского сада, за сезонными изменениями в природе. («Наблюдение за березой», «Наблюдение за дятлом», «Наблюдение за бабочкой», «Наблюдение за собакой», «Наблюдение за кошкой» и т. д.) Игра - это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Поэтому в своей работе с детьми большое значение придаю играм. Игры использую на занятиях, на прогулках, наблюдениях и в свободное время. Для самостоятельной деятельности детей созданы условия, способствующие ее возникновению. Окружающая детей предметно - пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Поэтому игры, пособия, книги, которые использовались на занятии, доступны детям и находятся в их свободном пользовании. На непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов, на которые я с удовольствием отвечаю. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. Ожидаемые результаты: Используя экологическое направление в воспитании дошкольников, ожидается:

  1. Формирование основ экологического мировоззрения и культуры.

  2. Расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях

  3. Осознание себя, как части природы.

  4. Развитие познавательных интересов, наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней.

  5. Бережного отношения к своему здоровью.

Ну а самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания для дошкольников.

Чтоб радость завтрашнего дня.
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля.
И небо чистым быть.

А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.

Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы.
Почуяли беду?

Сквозь, фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть.
Все те страданья, что Земле.
Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек - всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек !


© 2010-2022