- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Методическая разработка учебного занятия по МДК 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Методическая разработка учебного занятия по МДК 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова Г.Б. |
Дата | 24.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Осинский профессионально-педагогический колледж»
Методическая разработка
учебного занятия
по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Составитель:
Мельникова Галина Борисовна,
преподаватель дисциплин психолого - педагогического цикла
Оса, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка учебного занятия составлена на основе рабочей программы МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста (ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей), разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 050144 «Дошкольное образование».
Данное занятие проводится в рамках изучения темы 1.1 Теоретические основы организации игровой деятельности дошкольников.
Учебное занятие способствует формированию следующих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.
Целевая аудитория: студенты ДО-2 (очное обучение), ДО-3 (заочное обучение).
Тема: Игровая предметно-пространственная среда в группе ДОУ.
Цель: способствовать формированию у студентов целостного представления о предметно-игровой среде как основном факторе развития игровой деятельности ребёнка.
Обучающий аспект: познакомить со спецификой предметно-игровой среды как частью развивающей образовательной предметно-пространственной среды группы.
Развивающий аспект:
-совершенствовать умения эффективного общения обучающихся друг с другом, навыки работы в команде;
-развивать умение анализировать разные источники и дифференцировать материал в соответствии с обозначенными ориентирами;
-поддерживать интерес к профессиональной деятельности;
-показать значимость изучаемого материала в дальнейшей профессиональной деятельности;
Воспитательный аспект: способствовать формированию таких личностных качеств как ответственность и дисциплинированность.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Форма организации учебного занятия: урок - стендовый доклад
Основной метод: метод обучения в сотрудничестве.
Формы работы: фронтальная, групповая.
Образовательное пространство: учебный кабинет с компьютерами с выходом в интернет.
Время проведения: 90 минут.
Оборудование:
Для преподавателя: компьютер и мультимедийный проектор экран;
аудиозапись песни «Вальс воспитателя» и спокойной музыки, сигнала для начала и окончания работы; презентация к уроку и презентация-поздравление. Макет «дерева ожиданий». Пластмассовые шары для обозначения возрастной группы, мяч.
Для студентов: комплект учебных материалов на каждую группу (4), включающий: дошкольную педагогику, детскую психологию и комплект нормативных материалов: ФГОС ДО, Профессиональный стандарт педагога, Программу воспитания и обучения в детском саду под ред.М.Васильевой. Чистые листы ватмана формата А-3 (3-4 листа на каждую группу), фломастеры, маркеры, магниты, скотч (на каждую группу). Заготовки «лучики» (на пару), цветные стикеры-листочки и бланки целеполагания (на каждого),
Предполагаемый результат урока: студенты ориентируются в создании предметно-игровой среды в разных возрастных группах ДОУ.
Источники:
1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - 10-е издание - М., Издательский центр «Академия», 2009.
2. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности
детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. Сост. Барсукова Л.С. М.,2012
3. Флерина Е.А. Игра и игрушка.-М.,1973
4. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,1978
5.ФГОС ДО.
6.Персональный сайт Игра дошкольника. Режим доступа: igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/index/0-4
7. Статьи. Детские книги Режим доступа: d-knigi.ru/articles
Ход учебного занятия
Этап
Деятельность педагога
Деятельность студента
Примечание
Организационно-мотивационный
5-7 минут
Доброе утро, уважаемые студенты!
Я рада видеть вас на уроке по МДК «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста».
Присаживайтесь, пожалуйста.
Студенты входят в аудиторию и располагаются.
Когда студенты заходят в учебный кабинет, то звучит аудиозапись песни «Вальс воспитателя».
Какие слова прозвучали в песне, которая звучала в момент вашего прихода?
Ответы студентов
Если не смогут ответить, то включить ещё раз.
Какую работу выбрали вы? Заполните пожалуйста, работая в парах свой лучик, обозначив характерную особенность своей будущей профессии.
Спасибо!
Студенты вписывают в лучик одно представление о выбранной профессии и крепят его на доску с помощью магнитов.
На доске получается ассоциограмма (солнышко)
Предлагаю встать всем и посмотреть на нашу ассоциограмму профессии воспитателя. Но работать будем необычно, а используя игровой приём «Мяч поймай и значение слова раскрывай». Для этого нужно встать в круг.
Итак, я начинаю…
Студенты ловят мяч и раскрывают значение слова, обозначенного в солнышке, затем бросают мяч другому студенту по выбору. (5-6 человек)
Игра с мячом.
Спасибо всем участникам игры, поблагодарим друг друга - подарим стихи друг другу о воспитателях!
Для этого пройдите пожалуйста к стенду, выберите себе листок, который вам нравится по цвету.
На обратной стороне часть стихотворения, вам нужно найти начало, продолжение или окончание стихотворения.
Сейчас каждая группа подарит нам стихотворение о воспитателе, но читать буду все участники группы, поэтому прочесть стихотворение нужно так, чтобы не потерять его смысл.
Студенты берут листочки.
Находят друг друга, образуя группы из 4-х человек.
Читают стихи.
Стенд с наклеенными цветными листочками по количеству студентов (с обратной стороны части стихотворения о воспитателях)
Звучит спокойная музыка.
Спасибо, присаживайтесь.
Располагаются в аудитории.
Как вы думаете, а почему мы так необычно начали свой урок?
Высказывают свои предположения.
Педагог фиксирует их на доске.
Несомненно, всё что мы сейчас с вами делали это связано с вашей будущей профессией - воспитатель!
И совсем скоро, а проще говоря, завтра, в субботу вся страна будет чествовать воспитателей. Через два года этот праздник будет по праву считаться вашим.
На экране появляется слайд - 27 сентября- день работников дошкольного образования.
Включается презентация-поздравление студентам.
I.Определение темы урока и целеполагание
5-7минут
Обратите внимание на экран. Прочитайте высказывание и подумайте, что необходимо вам знать, исключая уже то, что вы знаете об игре с прошлых уроков, для того, чтобы ваша работа стала хорошей игрой.
Предлагайте.
Запишите на листке предположений, то что вы озвучили.
Прикрепите эти листочки на дерево ожиданий.
Читают высказывание А.С.Макаренко. Обдумывают в парах.
Высказываются.
Вписывают.
Крепят.
Слайд 2
Макет дерева ожиданий.
Действительно, вы уже многое знаете об игре, имеете представление об особенностях игры в разных возрастных группах, так как мы ходили на экскурсию в детский сад.
Но что должно окружать ребёнка, чтобы он играл?
Высказываются.
Слайд 3
Всё вместе это называется игровая…
Смотрят на слайд.
Слайд 4 ИГРОВАЯ ППС
Какие ассоциации возникают у вас при прочтении ППС?
И так, перед вами тема урока, зафиксируйте.
Высказываются.
Записывают.
Слайд 5
Игровая
П-предметно
П-пространственная
С-среда
Тема на слайде.
Какие задачи поставим для себя на этом уроке - предлагаю индивидуально записать в бланке целеполагания.
Заполняют бланк.
У каждого на столе бланк.
Перед вами задачи урока - насколько они совпадают с вашими? Отметьте, пожалуйста на бланке с помощью цвета, для этого посмотрите на слайд.
Спасибо, уберите бланки в сторону.
Соотносят.
На слайде задачи урока.
Красный - задача совпадает полностью
Зелёный - частично
Синий - не совпадает
-
Работа с учителем (10 минут)
Изучение нового материала
65 минут
На современном этапе развития дошкольного образования игровая ппс проектируется с учётом требований ФГОС ДО. И обратите внимание, в 2014 году вышло практическое пособие под редакцией В.Г.Алямовской по данной проблеме, поэтому все дополнения к нашему уроку можно найти в этой книге.
Фиксируют информацию о книге: фотографируют или записывают.
Слайд 6
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика РППС, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка.
Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность
Конспектирую основные идеи темы.
Высказываются.
.
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Предметно-игровая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т. е. без функциональной направленности, - в ней не создана развивающая среда для малышей.
Разработка предметно-пространственной развивающей среды осуществляется на основе следующих характеристик детского сообщества:
• возрастного состава малышей;
• психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.) ;
• количественного соотношения мальчиков и девочек
• социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;
• окружающей социальной практики.
Отложите, пожалуйста, ручки и тетради в сторону. Посмотрите на слайд и озвучьте тот вопрос, который изображён здесь.
Действительно, здесь поставлен вопрос а игровая среда одинакова во всех возрастных группа? Можно ли создав игровую среду в раннем возрасте идти с ней дальше, в младший, средний…
Тогда скажите, а чем должен руководствоваться воспитатель при создании игровой ППС?
Высказываются.
Предлагаю вам, чтобы быть объективными в этом вопросе, обратиться к профессиональному стандарту педагога и назвать, чем же должен руководствоваться воспитатель.
Студенты в прах работают с документом.
Профессиональный стандарт педагога.
Что необходимо знать педагогу дошкольного образования7
Отвечают
На доске вывески:
ФГОС ДО
САНПиН
ООП ДО
Возрастные особенности
Ведущая деятельность и др.
Где мы возьмём данные, кроме первых трёх, так как это нормативные документы.
Конечно, в дошкольной педагогике, детской психологии и сети Интернет.
Отвечают.
Следующая часть урока посвящается раскрытию особенностей создания игровой ППС в разных возрастных группах. А для я предлагаю поработать совместно.
Т.Е. какая работа нам предстоит? Обратите внимание на слайд.
Нам нужно разделиться на группы, какие способы мы знаем? Можем эти способы мы использовать в работе с детьми?
А сегодня я предлагаю взять вам в педагогическую копилку ещё один способ деления на группы.
Посмотрите, пожалуйста, на нижнюю полку рабочего стола, что вы там нашли?
Сегодня наш способ деления на группы - по игрушкам, а вот приёмы могут быть разные: по цвету, по величине, по материалу…
Я предлагаю делиться следующим образом, игрушки, обозначающие
Диких животных нашего региона
Экзотических животных
Домашних животных
Домашних птиц
Высказываются.
Находят игрушки.
Дополняют
Образуют 4 группы
На нижней полке размещены игрушки.
-
Групповая работа (55 минут)
Каждая группа получает задание и проведём жеребьёвку для определения возрастной группы.
Получают задание и вытягивают возрастную группу
Из коробочки берут шарик, с обозначенной возрастной группой.
Прочитайте, пожалуйста, план работы и содержание, если есть вопросы, то вы их можете задать сейчас. В течении всей работы мы соблюдает правила: не мешаем тем, кто находится рядом.
Уточняют, и приступают к работе.
Слайд 12-13
План работы у каждой группы на столах.
Правила работы в команде так же в каждой группе.
Адреса электоронных ресурсов уже введены в поисковик.
Преподаватель оказывает консультативную помощь. По необходимости активизирует работу групп. Отмечает временные отрезки.
По истечению определённого этапа звучит сигнал - переход на другой этап работы.
Внимание, начинаем работу «Стендовый доклад».
Напоминаю, что сейчас 1 человек из группы остаётся представлять свой доклад, а остальные 3 человека расходятся по разным направлениям на 10 минут.
Идёт обмен информацией в сменных группах.
Сигнал старта.
Стендовый доклад закончен. Все вернулись в свои команды и каждый из вас сейчас должен познакомить своих коллег с полученной информацией.
Работа в группе.
Сигнал окончания доклада.
Сигнал работы в команде.
III. Подведение итогов 3 мин.
Уважаемые студенты, возьмите, пожалуйста, бланки с обозначенными задачами и поставьте + или -, по мере реализации данных задач.
Работают с бланками
Бланки целеполагания.
А сейчас подойдите к дереву ожиданий и возьмите только те листочки, которые сегодня ваши ожидания оправдали.
Над чем осталось нам поработать? Как мы это можем сделать?
Работа с деревом ожиданий.
Дерево ожиданий.
IV. Д/з
2минуты
Запишите задание на дом: на основе ваших записей разработать карту анализа развивающей среды - возрастная группа на выбор.
Записываю задание на дом.
V. Рефлексивная деятельность
5 минут
Предлагаю взять свои игрушки и поставить их на:
Верхнюю лесенку - если было интересно и познавательно
Чуть пониже - было интересно, но мало что понятно
Нижняя - не понятно ничего
Расставляют игрушки
На стол преподавателя ставится 3-х ступенчатая лестница
Завершая наше занятие, я прошу встать в круг и
1.тот кто поймает мяч должен сказать или благодарности своей команде или отдельному члену команды и за что он благодарит,
2. а что он взял для себя, своей будущей работы с сегодняшнего урока
Бросают мяч разным членам команды (4 человека)
Бросают мяч по выбору друг другу, озвучивая - что взял с собой с этого занятия. (5-6 человек)
Игра с мячом.
Я говорю вам спасибо, сегодня я взяла с этого занятия огромный заряд вашей творческой энергии, интересные подходы к оформлению стендовых докладов.
И с наступающим праздником!!!
Прощаются
Звучит аудиозапись песни «Вальс воспитателя».
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
11 |
|
12 |
|
13 |
|
14 |
|
15 |
|
16 |
|