• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Методическая разработка учебного занятия по МДК 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02. 01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Пермского края

ГБПОУ «Осинский профессионально-педагогический колледж»










Методическая разработка

учебного занятия

по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста








Составитель:

Мельникова Галина Борисовна,

преподаватель дисциплин психолого - педагогического цикла





Оса, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методическая разработка учебного занятия составлена на основе рабочей программы МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста (ПМ.02 Организация различных видов деятельности и общения детей), разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 050144 «Дошкольное образование».

Данное занятие проводится в рамках изучения темы 1.1 Теоретические основы организации игровой деятельности дошкольников.

Учебное занятие способствует формированию следующих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

Целевая аудитория: студенты ДО-2 (очное обучение), ДО-3 (заочное обучение).

Тема: Игровая предметно-пространственная среда в группе ДОУ.

Цель: способствовать формированию у студентов целостного представления о предметно-игровой среде как основном факторе развития игровой деятельности ребёнка.

Обучающий аспект: познакомить со спецификой предметно-игровой среды как частью развивающей образовательной предметно-пространственной среды группы.

Развивающий аспект:

-совершенствовать умения эффективного общения обучающихся друг с другом, навыки работы в команде;

-развивать умение анализировать разные источники и дифференцировать материал в соответствии с обозначенными ориентирами;

-поддерживать интерес к профессиональной деятельности;

-показать значимость изучаемого материала в дальнейшей профессиональной деятельности;

Воспитательный аспект: способствовать формированию таких личностных качеств как ответственность и дисциплинированность.

Тип учебного занятия: комбинированный урок

Форма организации учебного занятия: урок - стендовый доклад

Основной метод: метод обучения в сотрудничестве.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Образовательное пространство: учебный кабинет с компьютерами с выходом в интернет.

Время проведения: 90 минут.

Оборудование:

Для преподавателя: компьютер и мультимедийный проектор экран;

аудиозапись песни «Вальс воспитателя» и спокойной музыки, сигнала для начала и окончания работы; презентация к уроку и презентация-поздравление. Макет «дерева ожиданий». Пластмассовые шары для обозначения возрастной группы, мяч.

Для студентов: комплект учебных материалов на каждую группу (4), включающий: дошкольную педагогику, детскую психологию и комплект нормативных материалов: ФГОС ДО, Профессиональный стандарт педагога, Программу воспитания и обучения в детском саду под ред.М.Васильевой. Чистые листы ватмана формата А-3 (3-4 листа на каждую группу), фломастеры, маркеры, магниты, скотч (на каждую группу). Заготовки «лучики» (на пару), цветные стикеры-листочки и бланки целеполагания (на каждого),

Предполагаемый результат урока: студенты ориентируются в создании предметно-игровой среды в разных возрастных группах ДОУ.

Источники:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - 10-е издание - М., Издательский центр «Академия», 2009.

2. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности

детей раннего и дошкольного возраста. Учебное пособие. Сост. Барсукова Л.С. М.,2012

3. Флерина Е.А. Игра и игрушка.-М.,1973

4. Эльконин Д.Б. Психология игры.-М.,1978

5.ФГОС ДО.

6.Персональный сайт Игра дошкольника. Режим доступа: igrashkolaslnovoselovoy.narod.ru/index/0-4

7. Статьи. Детские книги Режим доступа: d-knigi.ru/articles











Ход учебного занятия


Этап

Деятельность педагога

Деятельность студента

Примечание

Организационно-мотивационный

5-7 минут

Доброе утро, уважаемые студенты!

Я рада видеть вас на уроке по МДК «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста».

Присаживайтесь, пожалуйста.

Студенты входят в аудиторию и располагаются.

Когда студенты заходят в учебный кабинет, то звучит аудиозапись песни «Вальс воспитателя».

Какие слова прозвучали в песне, которая звучала в момент вашего прихода?

Ответы студентов

Если не смогут ответить, то включить ещё раз.

Какую работу выбрали вы? Заполните пожалуйста, работая в парах свой лучик, обозначив характерную особенность своей будущей профессии.

Спасибо!

Студенты вписывают в лучик одно представление о выбранной профессии и крепят его на доску с помощью магнитов.

На доске получается ассоциограмма (солнышко)

Предлагаю встать всем и посмотреть на нашу ассоциограмму профессии воспитателя. Но работать будем необычно, а используя игровой приём «Мяч поймай и значение слова раскрывай». Для этого нужно встать в круг.

Итак, я начинаю…

Студенты ловят мяч и раскрывают значение слова, обозначенного в солнышке, затем бросают мяч другому студенту по выбору. (5-6 человек)

Игра с мячом.


Спасибо всем участникам игры, поблагодарим друг друга - подарим стихи друг другу о воспитателях!

Для этого пройдите пожалуйста к стенду, выберите себе листок, который вам нравится по цвету.

На обратной стороне часть стихотворения, вам нужно найти начало, продолжение или окончание стихотворения.

Сейчас каждая группа подарит нам стихотворение о воспитателе, но читать буду все участники группы, поэтому прочесть стихотворение нужно так, чтобы не потерять его смысл.


Студенты берут листочки.

Находят друг друга, образуя группы из 4-х человек.

Читают стихи.


Стенд с наклеенными цветными листочками по количеству студентов (с обратной стороны части стихотворения о воспитателях)

Звучит спокойная музыка.

Спасибо, присаживайтесь.

Располагаются в аудитории.

Как вы думаете, а почему мы так необычно начали свой урок?

Высказывают свои предположения.

Педагог фиксирует их на доске.

Несомненно, всё что мы сейчас с вами делали это связано с вашей будущей профессией - воспитатель!

И совсем скоро, а проще говоря, завтра, в субботу вся страна будет чествовать воспитателей. Через два года этот праздник будет по праву считаться вашим.

На экране появляется слайд - 27 сентября- день работников дошкольного образования.

Включается презентация-поздравление студентам.

I.Определение темы урока и целеполагание

5-7минут

Обратите внимание на экран. Прочитайте высказывание и подумайте, что необходимо вам знать, исключая уже то, что вы знаете об игре с прошлых уроков, для того, чтобы ваша работа стала хорошей игрой.

Предлагайте.

Запишите на листке предположений, то что вы озвучили.

Прикрепите эти листочки на дерево ожиданий.

Читают высказывание А.С.Макаренко. Обдумывают в парах.

Высказываются.

Вписывают.

Крепят.

Слайд 2



Макет дерева ожиданий.

Действительно, вы уже многое знаете об игре, имеете представление об особенностях игры в разных возрастных группах, так как мы ходили на экскурсию в детский сад.

Но что должно окружать ребёнка, чтобы он играл?

Высказываются.

Слайд 3

Всё вместе это называется игровая…

Смотрят на слайд.

Слайд 4 ИГРОВАЯ ППС

Какие ассоциации возникают у вас при прочтении ППС?

И так, перед вами тема урока, зафиксируйте.

Высказываются.

Записывают.

Слайд 5

Игровая

П-предметно

П-пространственная

С-среда

Тема на слайде.

Какие задачи поставим для себя на этом уроке - предлагаю индивидуально записать в бланке целеполагания.

Заполняют бланк.

У каждого на столе бланк.

Перед вами задачи урока - насколько они совпадают с вашими? Отметьте, пожалуйста на бланке с помощью цвета, для этого посмотрите на слайд.

Спасибо, уберите бланки в сторону.

Соотносят.

На слайде задачи урока.

Красный - задача совпадает полностью

Зелёный - частично

Синий - не совпадает

  1. Работа с учителем (10 минут)

Изучение нового материала

65 минут



На современном этапе развития дошкольного образования игровая ппс проектируется с учётом требований ФГОС ДО. И обратите внимание, в 2014 году вышло практическое пособие под редакцией В.Г.Алямовской по данной проблеме, поэтому все дополнения к нашему уроку можно найти в этой книге.

Фиксируют информацию о книге: фотографируют или записывают.

Слайд 6

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика РППС, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка.

Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность


Конспектирую основные идеи темы.








Высказываются.

.

Слайд 7



Слайд 8




Слайд 9

Предметно-игровая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию - каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Как бы ни была красива групповая комната, но если она организована без учета возраста детей и задач воспитания, т. е. без функциональной направленности, - в ней не создана развивающая среда для малышей.

Разработка предметно-пространственной развивающей среды осуществляется на основе следующих характеристик детского сообщества:

• возрастного состава малышей;

• психологической характеристики группы (темперамента детей, их подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и пр.) ;

• количественного соотношения мальчиков и девочек

• социальных условий жизни детей в семьях и типов семей;

• окружающей социальной практики.

Отложите, пожалуйста, ручки и тетради в сторону. Посмотрите на слайд и озвучьте тот вопрос, который изображён здесь.

Действительно, здесь поставлен вопрос а игровая среда одинакова во всех возрастных группа? Можно ли создав игровую среду в раннем возрасте идти с ней дальше, в младший, средний…

Тогда скажите, а чем должен руководствоваться воспитатель при создании игровой ППС?

Высказываются.

Предлагаю вам, чтобы быть объективными в этом вопросе, обратиться к профессиональному стандарту педагога и назвать, чем же должен руководствоваться воспитатель.

Студенты в прах работают с документом.

Профессиональный стандарт педагога.

Что необходимо знать педагогу дошкольного образования7

Отвечают

На доске вывески:

ФГОС ДО

САНПиН

ООП ДО

Возрастные особенности

Ведущая деятельность и др.

Где мы возьмём данные, кроме первых трёх, так как это нормативные документы.

Конечно, в дошкольной педагогике, детской психологии и сети Интернет.

Отвечают.

Следующая часть урока посвящается раскрытию особенностей создания игровой ППС в разных возрастных группах. А для я предлагаю поработать совместно.

Т.Е. какая работа нам предстоит? Обратите внимание на слайд.

Нам нужно разделиться на группы, какие способы мы знаем? Можем эти способы мы использовать в работе с детьми?

А сегодня я предлагаю взять вам в педагогическую копилку ещё один способ деления на группы.

Посмотрите, пожалуйста, на нижнюю полку рабочего стола, что вы там нашли?

Сегодня наш способ деления на группы - по игрушкам, а вот приёмы могут быть разные: по цвету, по величине, по материалу…

Я предлагаю делиться следующим образом, игрушки, обозначающие

Диких животных нашего региона

Экзотических животных

Домашних животных

Домашних птиц


Высказываются.


Находят игрушки.

Дополняют

Образуют 4 группы



На нижней полке размещены игрушки.


  1. Групповая работа (55 минут)

Каждая группа получает задание и проведём жеребьёвку для определения возрастной группы.

Получают задание и вытягивают возрастную группу

Из коробочки берут шарик, с обозначенной возрастной группой.

Прочитайте, пожалуйста, план работы и содержание, если есть вопросы, то вы их можете задать сейчас. В течении всей работы мы соблюдает правила: не мешаем тем, кто находится рядом.

Уточняют, и приступают к работе.

Слайд 12-13

План работы у каждой группы на столах.

Правила работы в команде так же в каждой группе.

Адреса электоронных ресурсов уже введены в поисковик.


Преподаватель оказывает консультативную помощь. По необходимости активизирует работу групп. Отмечает временные отрезки.

По истечению определённого этапа звучит сигнал - переход на другой этап работы.

Внимание, начинаем работу «Стендовый доклад».

Напоминаю, что сейчас 1 человек из группы остаётся представлять свой доклад, а остальные 3 человека расходятся по разным направлениям на 10 минут.

Идёт обмен информацией в сменных группах.

Сигнал старта.

Стендовый доклад закончен. Все вернулись в свои команды и каждый из вас сейчас должен познакомить своих коллег с полученной информацией.

Работа в группе.

Сигнал окончания доклада.

Сигнал работы в команде.

III. Подведение итогов 3 мин.

Уважаемые студенты, возьмите, пожалуйста, бланки с обозначенными задачами и поставьте + или -, по мере реализации данных задач.

Работают с бланками

Бланки целеполагания.

А сейчас подойдите к дереву ожиданий и возьмите только те листочки, которые сегодня ваши ожидания оправдали.

Над чем осталось нам поработать? Как мы это можем сделать?

Работа с деревом ожиданий.

Дерево ожиданий.

IV. Д/з

2минуты

Запишите задание на дом: на основе ваших записей разработать карту анализа развивающей среды - возрастная группа на выбор.

Записываю задание на дом.

V. Рефлексивная деятельность

5 минут

Предлагаю взять свои игрушки и поставить их на:

Верхнюю лесенку - если было интересно и познавательно

Чуть пониже - было интересно, но мало что понятно

Нижняя - не понятно ничего

Расставляют игрушки

На стол преподавателя ставится 3-х ступенчатая лестница

Завершая наше занятие, я прошу встать в круг и

1.тот кто поймает мяч должен сказать или благодарности своей команде или отдельному члену команды и за что он благодарит,

2. а что он взял для себя, своей будущей работы с сегодняшнего урока

Бросают мяч разным членам команды (4 человека)

Бросают мяч по выбору друг другу, озвучивая - что взял с собой с этого занятия. (5-6 человек)

Игра с мячом.

Я говорю вам спасибо, сегодня я взяла с этого занятия огромный заряд вашей творческой энергии, интересные подходы к оформлению стендовых докладов.

И с наступающим праздником!!!

Прощаются

Звучит аудиозапись песни «Вальс воспитателя».




1

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

2

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

3

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

4

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

5

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

6

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

7

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

8

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

9

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

10

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

11

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

12

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

13

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

14

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

15

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

16

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста



© 2010-2022