Конспект НОД Лес, точно терем расписной

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДКонспект НОД Лес, точно терем расписнойетский сад общеразвивающего вида № 194 «Капитошка» АНО ДО «Планета детства «Лада»


Конспект НОД (непосредственно образовательной деятельности)

Методическая информация

Тема НОД, форма НОД

Тема «Лес, точно терем расписной»

Форма «Игра-путешествие»

Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта

Программа «Из детства в отрочество»

Разработчики конспекта НОД: д/с № 194, воспитатель Карпеева О.Ю.

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в совместной занимательной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Социализация» - формирование представлений о личностных возможностях и дружеских взаимоотношенях со сверстниками; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми; «Познание» - расширение кругозора детей, «Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности.

Форма организации детей - фронтальная.

Предварительная работа:

Экскурсия в парк.

Чтение художественной литературы:

В. Шипунов «Опоздавший листок»

В. Набоков «На черный бархат лист кленовый…»

И. Бунин «Листопад»

Елена Ольховик « Где ты ходишь, осень?»

О. Мошковская «Кленовый лист».

Владимир Степанов «В лесу осиновом»

Рассматривание семян, листьев.

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин Поленов «Золотая осень», И. Левитана «Золотая осень»,

С. Герасимов «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень», С.Петров «Золотая осень» и т.д.

Цель НОД

Закреплять и систематизировать знания о природе осенью (Познание, Коммуникация, Музыка, Художественное творчество, Социализация, Безопасность)

Задачи НОД

Образовательные: уточнить представления детей о том, как в лесу деревья готовятся к зиме.

Развивающие: активизировать мыслительную деятельность; развивать связную речь; обогащать и уточнять словарный запас детей; развивать мелкую моторику кистей рук.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Здоровьесберегающие: способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы; чередовать статическую и динамическую деятельность детей.

По развитию навыков самопрезентации: Развивать способность детей с удовольствием представлять окружающим результаты своей деятельности, стимулировать потребность детей обращаться к личному опыту для успешного осуществления новой деятельности, воспитывать чувство уверенности в себе и гордости за индивидуально значимые успехи и достижения, развивать умение детей осуществлять основы рефлексивного анализа собственной деятельности и поведения (мне было легко-трудно), поддерживать устойчивое желание преодолевать возникающие затруднения, осуществлять поиск способов их преодоления в совместной деятельности со взрослым, побуждать стремление детей к новым успехам.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель)

- Развивать умение последовательно излагать свои мысли, делать выводы;

-Развивать личностные качества ребенка, любознательность, самостоятельность, эмоциональную отзывчивость и творческую активность;

- Формировать умение представлять результат своей творческой деятельности, отражая собственные достижения и причины возникших затруднений.

Необходимое оборудование и материалы

Демонстрационный материал:

Листочки.

Заготовка - рамка с приготовленным фоном для создания портрета осени.

Раздаточный материал:

Бумага, фломастеры, мелки, карандаши, трафареты

Средства ТСО:

- магнитофон, аудиозапись звуков природы, «Этюд № 2» Ф. Шопена, «Музыкальный календарь природы» А. Климова. П.И. Чайковский «Времена года».

Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)

Этапы НОД

Подробное описание АМО (активные методы обучения)

Описание действий участников НОД

Вхождение или погружение в тему

Беседа об осени

Цель: Подготовить воспитанников к восприятию темы, создать мотивационный настрой на взаимодействие.

На полу разложены вырезанные из бумаги листья. Воспитатель с детьми рассматривает их, отмечая их красоту и мастерство художника. Предлагает прогуляться по осенним дорожкам, зачитывается стихотворение:

Тихо я бреду одна по саду,
Под ногами желтый лист хрустит,
Осень льет предзимнюю прохладу,
О прошедшем лете говорит…. (Ю. Жадовская)

- Ребята, как называется явление, когда с деревьев падают листья? (Листопад).

- А прежде чем листья упали с дерева, что они делали? (Висели, росли, зеленели, желтели, качались, шумели, шелестели, дрожали...)

- Представьте, что вы - это веточки. Чтобы превратиться в осеннюю веточку возьмите по два листочка. Дети двигаются, подражая движению веток на дереве (качаются, гнутся, колышутся).

- Когда будет звучать музыка, и вы услышите звук удара по музыкальной тарелке вам нужно перевоплотиться и изобразить веточку какого-нибудь дерева.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь». Воспитатель читает стихотворение Иван Бунина «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

- Ребята, о чём идет речь в стихотворении? ( о лесе)

- А какой он, лес? - (Разноцветный) А точнее, какие слова использовал автор, кто запомнил? (Терем расписной, лиловый, золотой, багряный)

- В какое время года описывал автор лес? (Осень)

- Какое настроение дарит людям осень? (хорошее, весёлое, цветное, радостное и т.д.)

- У музыки, которую мы слушали, какое настроение? - чуть задумчивое, мечтательное, тихое, спокойное.

- Осенняя природа готовится ко сну, успокаивается и затихает.

Предвосхищение деятельности

Цель: Развивать воображение и творческое мышление.

Элементы технологии предвосхищения деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит волшебное путешествие. Догадались ли вы, куда мы отправимся? (в осенний лес). Вы уже догадались, что сегодня мы отправимся в осенний лес.

Интерактивная часть

Прогулка в осенний лес

Цель: Закрепить названия деревьев

Развивать умение соотносить форму листа с названием дерева



Игра «Ау!»

Цель: Развивать внимание и умение выполнять слажено общую инструкцию.

Рассказ из личного опыта «Мои любимые осенние листья»

Цель: Развивать навыки самопрезентации: умения делиться личными впечатлениями с окружающими, рассказывать о собственных предпочтениях.

Игра «Верно или нет»

Цель: Закрепить правила поведения в лесу. Развивать внимание, логическое мышление.




Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Цель: Развивать мелкую моторику кистей рук.


Игра-презентация «Загадки для друзей»

Цель: Стимулировать желание детей заранее разучивать загадку о явлениях осенней природы и загадывать её сверстникам. Развивать внимание, логическое мышление.





Дидактическая игра «Найди лист по описанию»

Цель: Расширять и уточнять представления детей о характерных особенностях внешнего вида листьев.

Игра «Как ты считаешь?»

Цель: Развивать способность детей представлять окружающим свою точку зрения, учитывая мнения других детей.

Знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.






Рисование и аппликация «Лес, точно терем расписной»

Цель: Учить создавать образы разных деревьев, кустов, изображать осенний лес, передавая своё настроение при помощи красок.

«Осенний Эрмитаж» Презентация части своей работы в коллективной композиции.

Цель: Воспитывать чувство гордости за индивидуально значимые достижения.

- От лесных жителей пришло письмо, которые приглашают всех нас на прогулку в осенний лес.

Но лес далеко… Ребята, а как же нам добраться до наших лесных друзей? Как мы туда попадем? (- Мы поедем на машине, на автобусе, на поезде, пойдем пешком…).

- Воспитатель приглашает детей на прогулку!

Дети двигаются под музыку П.И. Чайковского «Времена года. Сентябрь»

- Вот мы и пришли на лесную полянку, где живую лесные жители. Но где же они? А давайте их позовем. Ребята, как в лесу можно позвать друзей, когда кто-нибудь заблудился? (Когда в лесу теряются, надо кричать «Ау!» и звать по имени)

- Правильно, можно громко позвать их - «Ау!», а в лесу живет «Эхо», которое отвечает нам тихо «Ау!».

Давайте вместе с ним поиграем, вы все вместе покричите громко «Ау!». Кто хочет быть эхо? А я вам буду отвечать как эхо - тихо «Ау!». А потом вы поменяетесь.

А вот и появился наш первый лесной житель - заяц.

Заяц здоровается и спрашивает, у кого-нибудь есть любимое дерево? Расскажите мне о своих любимых осенних листьях.

Мой любимый лист - кленовый. У него необычная форма, очень красивый окрас, одинаковых кленовых листьев нет, все они разные и каждый красив по-своему.

Мой любимый лист - дубовый. Своей формой лист похож на силача, широкие плечи узкая талия и красивый коричневый цвет

Люблю листья рябины. Своим ярким красным цветом они притягивают. Из них получаются яркие поделки.

Поиграем в игру. Правила игры: Если я буду говорить правильно, то вы будете хлопать, а неверно, то топать. Слушайте внимательно:

- В лес бери с собой топор, можешь там разжечь костер. (Действия детей)

- Пойте, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. (Действия детей)

- Птиц, лягушек и ужей из леса надо гнать взашей. (Действия детей)

- В лесу громко не разговаривай. (Действия детей)

- Муравейники не разоряй. (Действия детей)

- Птенцов домой не забирай. (Действия детей)

- Ходи по лесу осторожно, веток не ломай. (Действия детей)

- В лес бери с собой лукошко, соберешь мухоморов немножко. (Действия детей)

- Давайте присядем на полянке. Осенью много красивых листьев - можно собрать букет.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,

Листики дуба, листья клена,

Листики тополя мы соберём!

В группу осенний букет отнесём!

Поочерёдно загибают пальцы на левой руке.

Поочерёдно загибают пальцы на правой руке.

Делают пальцы обеих рук «веером».

Отгадайте загадку:

зимой и летом одним цветом? - Елка, сосна.

Кто хочет загадать свою загадку?:

*** Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает, когда это бывает? - Осенью.

*** Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. - Осень.

*** Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно,… - Листопад.

*** Рыжий Егорка

Упал на озерко:

Сам не утонул

И воды не всколыхнул. - Осенний лист

*** Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает? (дождь)

*** Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет. (Ветер)

Посмотрите, ребята, как много на лесной полянке разноцветных листьев. Давайте соберем разноцветный букет для нашей группы. Найдите дубовый коричневый листочек, похожий на пирамидку; березовый - желтый, маленький. Посмотрите, а где красные рябиновые листочки, висящие на одной веточке? Найдите большие и маленькие кленовые листочки, окрашенные желтыми и красными цветами.

А какие листочки еще у нас остались? Это листья тополя.

Игра проводится с мячом, по технологии ТРИЗ.

Мир не плох и не хорош - Объясню, и ты поймешь.

Дети сидят в кругу. Воспитатель задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Воспитатель: Дождь. Дети: Дождь - это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным. Воспитатель: Воздух. Дети: Хорошо, осенью воздух в лесу (парке, саду) очень чистый, свежий здоровый, плохо - если воздух холодный можно простудиться.

Вариант 2 «Нравится - не нравится» (об осени). Воспитатель задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, чем «нравится - не нравится» осень. Как вы считаете, чем нравится осень?

Дети: - Мне нравится осень. Можно собирать красивые, разноцветные листья, жёлуди, шишки делать из них различные поделки.

- Осень очень богата урожаем разных овощей и фруктов. На огороде можно собрать яблоки, виноград, кукурузу, морковь, капусту, свёклу, картошку, редьку и т.д.

- Мне нравится природа осенью. Деревья радуют разноцветной листвой. Нравится гулять в лесу, когда под ногами шуршит листва.

- Осенью можно собирать грибы в лесу.

- Не нравится когда идут долго дожди, потому что на улице грязно и сыро и можно промокнуть.

- Мне не нравится осень потому что, часто идут дожди, а после них на дорогах лужи и нельзя кататься на велосипеде и роликах.

Воспитатель: Сегодня всё, что мы с вами узнали, нам пригодится. Я предлагаю вам создать свой сказочный лес, похожий на расписной терем. Надо быть большим фантазером, чтобы придумать картину.

Воспитатель: Ребята, чтобы ваши работы стали интереснее и похожи на сказку, придумайте и нарисуйте дополнительные элементы. Может быть это будут лесные жители? Необычное дерево? Дети дорисовывают работу до сюжета и вывешивают готовые работы на магнитную доску.

Воспитатель: Посмотрите, какая у нас получилась замечательная выставка. Какая работа привлекла ваше внимание? Чья работа похожа на осеннюю сказку? (ответы детей)

Проработка содержания темы

1.Развитие образной памяти.

2.Развитие мнемических приемов: умение припоминать события, действия, опираясь на зрительные образы.

3. Развитие способности детей с удовольствием окружающим результат своей деятельности, стимулируя потребность обращаться к личному опыту для успешного осуществления новой деятельности.

Воспитатель:

Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили? (Об осени)

Где мы побывали? (В осеннем лесу)

Ребята, чему вы сегодня сами научились? (Изображать ветку дерева, рассказывать о любимом листочке, загадывать загадки и т.д.)

Чуму вы научили своих друзей?

Подведение итогов

Рефлексия детьми своей деятельности.

Воспитатель дает положительную оценку участия каждого ребенка в занятии, отметив умение каждого ребенка поддерживать беседу и делиться собственным опытом с друзьями.

Воспитатель: Как вы думаете, сегодня вы сделали для себя новые открытия. Если да, то украсьте «Дерево мудрости» осенним листочком.

Воспитатель: Кто смог загадать отгадать загадки, рассказать о своих любимых листьях , прикрепите к деревцу листочек желтого цвета.

Воспитатель: Посмотрите, какое красивое стало наше дерево. Наше путешествие получилось интересным и познавательным.

Дополнительная информация

Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения)

Технология использования активных методов организации игровой деятельности позволяет детям:

- Делать выводы на основе прошлого личного опыта;

- Сотрудничать со сверстниками;

- Формировать начальные навыки рефлексии собственной деятельности;

- Побуждает детей высказывать свои мысли;

Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника.

Использованная литература, источники информации.

  1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) Издательство: Детство-Пресс. Год: 2010

  2. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду (подготовительная группа) М.: «Карапуз-дидактика», 2008

Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М., 1985

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, - М.,1989

15

© 2010-2022